Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

12 июля 2016 г. 12:35

78

4.5

Предупреждение! Рецензия содержит спойлеры, критику авторитетов и никому не нужные подробности жизни автора рецензии. Последствия её дальнейшего чтения ложатся полностью на плечи читателей

Когда я была подростком, моя мама где-то подцепила одну фразу и довольно долго с ней носилась: "Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти им это приличное общество".
Возможно, так она оправдывала некоторые издержки в моем воспитании, не знаю. Даже вполне вероятно, поскольку при всей своей обученности вести себя в приличном обществе, я пока худо-бедно справляюсь и с нынешним не вполне приличным, а значит, издержки налицо.
Однако сакральный смысл этого высказывания я, пожалуй, по-настоящему прочувствовала только сейчас, после прочтения "Мартина Идена". Человек, неожиданно в своем развитии многократно превосходящий собственное окружение, остается в одиночестве. Тотальном и безмерном - как океан за кормой трансатлантического лайнера в середине плавания.
И пережить такую трагедию практически невозможно. Не зря многие идейные последователи Лондона в деле кования высокоразвитых личностей из всякого низкопробного сырья (взять те же Цветы для Элджернона и Газонокосильщика ) придерживаются концовок по методу отката на исходные позиции. Единственный способ вернуть индивиду былую радость жизни и выдернуть из нахлынувших на него по случаю застревания в неясном состоянии никем не понятого гения чувств - это искусственно пнуть его к прошлой жизни. Когда был он условным наивным дурачком, радовался мелочам, не видел в окружающих ничего плохого и, как следствие, не мучился мизантропическими суждениями.

Мартину Идену Лондон такого подарка не делает - в конце концов жанр не тот, классический роман не позволяет этаких выкрутасов.
Поэтому бедняга бывший моряк, положивший массу сил на то, чтобы саморазвиться и стать писателем, в итоге выбирает единственный известный ему способ избавления от мучений. Сколько в этом от самого автора (каковой, как мы помним, и сам помер при довольно спорных обстоятельствах, в обнимку с бутылочкой из-под морфия) - остается загадкой.
Зато наблюдать трансформацию здесь (как, впрочем, и в любом другом хорошо написанном произведением на эту тему) весьма интересно.
Да и переписка с редакциями/издательствами с последующими размышлениями о природе популярности писателя и его восприятии окружающими выглядят до боли достоверно, не побоюсь собственного опыта.

Мощное по замыслу, воплощению и накалу внутренних страстей произведение можно было бы счесть идеальным, если бы не одно "но".
В самом начале романа впервые пришедший в дом высшего света Мартин разглядывает написанную маслом картину. Издалека она кажется ему невообразимо прекрасной, а вблизи - неряшливой мазней, нагромождением беспорядочных мазков.
Мало того, что этим образом автор сразу и безоговорочно спойлерит весь дальнейший сюжет (развитие отношения Идена к высшему обществу после такого предугадает даже ленивый), так он еще, похоже, и проговаривается об истинном значении собственного произведения.

«Картина с фокусом», – подумал он разочарованно, однако среди множества захлестнувших его впечатлений кольнула досада: такую красоту принесли в жертву фокусу.

Вот и беднягу Идена принесли в жертву фокусу. Автор писал про свое альтер-эго и, кажется, мучился кризисом среднего возраста. Пытался переосмыслить происходящее в его жизни и собственное отношение к славе и писательству. Выплеснул на бумагу и сам продержался после этого еще 7 лет. А вот героя - чуткого, прекрасного и казавшегося таким самодостаточным - загубил окончательно.

Тьфу на вас, господин Лондон!
Ни стыда, ни совести с такой литературной само-психотерапией!

Приятного вам шелеста страниц

Комментарии


Я повторюсь,но твои рецензии, для меня это уже не рецензии читателя, а скорее созревшего автора. Вот как так получается в несколько срок, просто вывернуть наружу душу этой книги,ну просто молодчинка! Единственное, жаль что все-таки 4,5 а не 5, был уверен что понравится)))


Обиделась на спойлер с картиной в начале и финал (который хотя и выглядит закономерным, но от этого не менее обиден).
Книга, конечно, отличная! И очень понравилась, спасибо. Просто субъективно сняла пол-балла за то разочарование, о котором написала :)
Спасибо за похвалу рецензиям!


Лена,я не могу понять,что такое "спойлер"?)


Максим, извини, это слэнг. Хотя и очень распространенный.
Жаргонное слово, применяется к художественным произведениям. Преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от произведения, разрушая интригу