Больше рецензий

3 апреля 2016 г. 14:43

2K

5 Рожденного ползать в самолет не затолкаешь

Определение "вечный муж" тянется к чему угодно, только не к тому, что это обозначает. Недавно в любимом отмороженном фильме увидел нечто неоднозначное - фашиствующий учитель при увольнении получил совет от директора школы - почитать Достоевского. Не совсем понял, насколько это вяжется с довольно радикальными националистическими взглядами самого Федора Михайловича. У Достоевского часто проскальзывают расистские - ксенофобские настроения и это помимо расхожих фраз типа "жид, жидок и жиденок". Никто не вправе отрицать возможность автором самому выбирать свою смерть, то есть тему, но задался вопросом - имеется ли вообще в творчестве Достоевского хоть одно значимое произведение, где, например, женщина занимает осмысленное место в главенствующей теме, ибо даже "вечный муж", то есть - придаток к жене, предполагает именно качество мужа, а деспотичная жена - это даже не образ, а вектор. То, куда стремится любая женщина, может быть и не явно, но в принципе.

Есть у нас в творчестве Достоевского Настасья Филипповна, которая к теме идиота- лишнего (вариант - единственного) человека имеет отдаленное отношение, она не цель, а средство передачи главного. Есть у нас Сонечка Мармеладова - катализатор терзаний Раскольникова, которая так - обозная девка главного в произведении, обозная девка в прямом соответствии сюжету и обозная девка на теле реалистичности. Подобные проститутки встречаются исключительно в единственном числе и исключительно в романах Федора Михайловича. Есть у нас Грушенька, ради которой даже вроде бы сюжетные линии повернуты к лесу задом, но которая при всем желании в число братьев Карамазовых не попадает, а в число великих грешников - тем более. Таким образом, в итоге нет места женщине в основной канве серьезности произведений Достоевского, если не вспоминать что-то мелкое и ранее, писанное для пробы пера и оставить в стороне тот неоспоримый факт, что постоянно приводится в качестве аргумента нерожавшими спорщицами, что все мы с помощью той или иной женщины вообще заявились на этот свет.

Страдальца и терпилу, вечного мужа, Федор Михайлович в очередной раз выудил откуда-то из глубинных тайников своей души. Этакая смесь собственного и того, что могло бы иметь место в его жизни в соответствии со склонностями характера. Раздвоение-растроение личности, которое мы видели в "Бедных людях", "Селе Степанчиково", "Бесах"и т.д. и здесь налицо. Сей метод довольно занимателен - автор создает одного героя, которого наделяет нынешними чертами собственного характера и другого, попадающего в более критические ситуации, но имеющего ту же основу, которого мы наблюдаем со стороны. То есть, по существу Достоевский пишет о том, что могло бы с ним быть при каких-то исключительных хитросплетениях. Более того- ближе к финалу он даже пытается дать отпор собственным недостаткам, стукнуть кулаком по столу и послать подальше толпу нахлебников, что сидела на его шее всю жизнь. В реальности такого не было, но стремление похвально. Да и выглядит пьянствующий вечный муж довольно достоверно, ходит вразнос, имеет свойство искусно болтать в светском обществе.

Чем всегда блещет Достоевский и что всегда у него льется через край - это оптимизм отношений. Что бы там не писал Федор Михайлович - его бесконечная вера в человека бодрит, эйфористически веселит и даже где-то заставляет в эту сказку верить. В "Вечном муже" это все наиболее явно - здесь целуются мужья с любовниками своих жен, некоторые становятся чуть ли не членами семей своих бывших любовниц, а каждую пришлую заблудшую дворняжку тут же определяют на постоянное место жительства в райские люксовые номера. Как говаривала советская кинематографическая классика "ух, высокие отношения!"

Но если вдруг отбросить в сторону все добросердечные отношения между фантастическими людьми мира Достоевского (это, кстати, абсолютно противопоказано, но я все равно попытаюсь), то остается один лишь жутчайший реализм, ужасающие содом и гоморра. Нездоровость подобных отношений пугающа. Что я в итоге хотел сказать - все эти сюжеты, образы, голые схемы - все это не работает без самого Достоевского. Именно в этом и есть его исключительность, таков истинный каркас всего его творчества. Ну, не верим мы в подобную человечность, не бывает так в реальной жизни, нам не встречалось, но мы же не можем быть уверенными на все 100 процентов. Вдруг все же где-то разок. Речь-то о единичных случаях. И стоит только поверить во все это единожды - глядишь вот оно, уже плодится и множится, пусть где-то и наигранно, пусть сначала и неумело. Вот оно, то самое сокровенное, та великая мощь произведений Достоевского. Его Вера. Наша Надежда.

"Вечный муж" же в своей основе напоминает какой-то там сериальчик, самоистязательная тема мужа-подкаблучника трогательна и поучительна, попытка воспитать собственный характер главного героя перед нами. Но не это главное.

Комментарии


Несколько раз читал, и все время забываю про что там, но вроде кто-то кого-то чуть не убил, или убил? Но вещь вроде как Настояще-Достоевская... А вообще первая ассоциация: "Чужая жена и вечный муж под кроватью" :)


Только из принципиально разного времени. 60-го года Кровать и 70-го "Вечный муж"


Эх, напрочь выпали из памяти и кровать, и муж...


Помню, что смеялся в первый раз. Да и вообще, часто смеюсь, читая Достоевского


Особенно концовку "Бесов" :)


Для формата "вечный муж", кстати, она тоже подходит


Кстати, в плане Достоевский-посмеяться я хочу перечитать «Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже». Тоже уже ничего не помню, но помню, что там как раз Достоевский очень хочет, чтобы получилось смешно, но получается не смешно - а это, в свою очередь, довольно смешно:) А первоначальное название "Крокодила" - "«О муже, съеденном крокодилом»!


не бывает так в реальной жизни, нам не встречалось, но мы же не можем быть уверенными на все 100 процентов.

естессно, не каждому же НА ПЛАНЕТЕ ты лично руку жал)


Есть у нас ... Настасья Филипповна,
... Есть у нас Сонечка Мармеладова ...

Ого! Оказывается господа Тихомиров и Шишкодрёмов являются счастливыми обладателями целого гарема


Ой! Оказывается ещё

Есть у нас Грушенька

Что я в итоге хотел сказать - все эти сюжеты, образы, голые схемы - все это не работает без самого Достоевского.

Административно-литературоведческий тандем из Шишкодрёмова и Тихомирова сделали величайшее открытие: оказывается, что кроме сюжета, песонажей и идеи произведения, важна ещё и авторская индивидуалность, выраженная в тексте. Абалдеть!! А то ведь все до сих пор наивно полагали, что, "Анна Каренина" это всего лиш выполненный Толстым перевод "Госпожа Бовари" Флобера


Не "еще", глупый, а это основное. Те, кто выжили в веках представляют нам свою неповторимую личность. Все остальное прилагается. Тебе не грозит, но заголовок этого отзыва имени тебя. Максимум, что могу для тебя сделать. Шут мой любимый, займись чем-нибудь полезным, поменьше шастай по интернетам, у тебя это плохо получается


Меня ваши советы, как и весь остальной сочиняемый вами бред, совершенно не интересуют.
Единственное, что вы г-н Тихомиров можете сделать полезного для всех - это престать паясничать и дурачить читателей своим Шишкодрёмовым.


"Дядя Серёжа, ты дурак?" (с)