Больше рецензий

28 октября 2015 г. 21:38

1K

5

Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя.
Смотрите! Я показываю вам последнего человека.
(с)

Потрясающая вещь. Изящная, тонкая, проникновенная, отвратительная... Очень неоднозначная. Заставляющая под другим углом взглянуть на все ранее читанные книги Достоевского. Пожалуй, эту повесть можно назвать ключом ко всему творчеству великого писателя. Великого - не то слово. Космической величины писатель.

Считается, что именно с Записок начинается экзистенциализм. Да, несомненно. Кафка, Сартр, Камю, даже Горький - они вот отсюда. Из этой "шинели". И даже легко узнаются. Кстати, Достоевский обозначает и свои источники, откуда вырос его экзистенциализм. Гоголь и Лермонтов. Очень откровенные отсылки. Не ошибетесь.
Да, вначале были: Лермонтов и Гоголь. Потом - Достоевский. А уж от него...
Вернусь к Горькому, так как он немного выбивается из ряда экзистенциалистов. А он и не был им никогда. И не любил самокопания героев Достоевского. Только вот пьеса "На дне" очень сильно перекликается с Записками из подполья. Да-да. Там сплошная достоевщина же, в пьесе. Помните, Актер (несколько пафосно, даже с гордостью): "Посторонись. Больные люди идут!" Очень яркий и запоминающийся эпизод. Чем гордиться-то? Почему Горький будто насмешничает над этими убогими? - Так вот же ответ, в самой первой строчке и до последней в том же духе: "Я человек больной... <...> Я думаю, что у меня болит печень." - и будьте любезны принимать героя Достоевского как человека. Как жалкого и ничтожного, но имеющего свою гордость, несчастного маленького человека, над которым грех смеяться. И будьте любезны вглядываться в человека: а что с ним? А почему он таков? болен? несчастен? А может жизнь такая, не он таков? И имеет ли он право на свою гордость? - Имеет или не имеет (на взгляд постороннего), но она (гордость) в нем есть.

И разве только в нем? Поищите у себя. Наверняка найдется. И разве каждому из людей не дороже свои собственные капризы?
Разумеется, под капризами имеется в виду не звезда с неба (хотя, почему нет?), а только то, что тешит человека. В том числе - отказ от выгоды для себя, в том числе - собственные страдания.
Какой ты есть, человек?

Но вот при всей моей любви к экзистенциалистам, "Записки" слишком насыщенная вещь, я не смогла читать их, как говорят: "на одном дыхании". Не хватило этого дыхания. За свежим воздухом пришлось идти на улицу. Там люди. Посторонние. Чужие. Без всякого внутреннего дерьма (простите) напоказ. Их не надо жалеть, им не надо сочувствовать.
Так-так. А ведь это из той же истории: всякого человека прежде всего заботит он сам. Его собственные ощущения. И меня тоже. Не исключение. "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?".

"Записки из подполья" - слишком сильная вещь и по воздействию на читателя (не думаю, что это только мое восприятие), и по масштабу в целом, то есть настолько огромны затрагиваемые темы, что бесполезно даже пытаться в одной рецензии отразить все впечатления о прочитанном.

Поделюсь еще одной мыслью, вернее - сомнением. А любит ли сам Достоевский своих героев? То есть, жалость, сострадание, понимание - это есть, безусловно. Но ведь проскальзывает и брезгливость. И какая-то насмешка даже. Абсолютное и безжалостное понимание отвратительности своего героя.
Именно эту насмешку и безжалостность потом использует Горький в своих пьесах "На дне" и "Дети солнца" по отношению к персонажам и идеям, позаимствованным из этой повести.

Еще одно открытие, кстати, обыгранное Горьким. Человек - вот основное, что волнует человека. Вернее - собственная персона. Как объект изучения и трепетного отношения.
"Посторонись... видишь — больные идут?.." (с) - можно считать обращением к обществу. Посторонитесь, вот эти: униженные, оскорбленные, больные, ничтожные - у них своя гордость. Они право имеют.

P.S. О моей прогулке среди людей. О том, что мне приятно думать, что не надо вникать в проблемы прохожих, знать их внутренний мир. Мне достаточно внешнего и ненавязчивого. И это здорово. Прохожу мимо церкви. Там группка бомжей. Реальных, обитателей не ночлежки даже, а придорожных кустов. Разговор довольно громкий, не вслушиваюсь, но долетают слова: " "Офице-ер!" Что такое офицер? - звание. Человеком надо быть!". Однако.

Комментарии


Замечательная концовка:) Только вот не звание ли и - человек? А "Записки из подполья" вещь действительно знаковая, я вот давно не перечитывал, именно из-за того, что "Записки" помню, оставили очень тяжелое впечатление даже на фоне самого Достоевского. "А любит ли сам Достоевский своих героев?". Раскольникова-то явно, если не любит, то и не брезгует им, а тут совсем другое дело. Совсем другой угол зрения. Наверное, тут герой "право имеет", вовсе не терзаясь какими-то мыслями по этому поводу. Если правильно помню.


И звание - тоже) И тяжкая обязанность.

я даже и насекомым не сумел сделаться. Скажу вам торжественно, что я много раз хотел сделаться насекомым. Но даже и этого не удостоился.

И много еще смыслов в человеке) Достоевский достает из человека, наверное, всё, чем тот может быть.
Да, хотела написать, что и сам Достоевский, в смысле - все его остальные работы - они тоже отсюда, из Записок.

"А любит ли сам Достоевский своих героев?". Раскольникова-то явно, если не любит, то и не брезгует им, а тут совсем другое дело. Совсем другой угол зрения. Наверное, тут герой "право имеет", вовсе не терзаясь какими-то мыслями по этому поводу.

А здесь очень интересная штука. Достоевский раскрывает природу страдания. Его герои (не только главный герой Записок) могут прекратить свои страдания, но не делают этого, так как находят в них наслаждение, "доходящее порой до высшего сладострастия". Это совершенно меняет угол зрения на всех его героев без исключения. Герой Записок - он и Раскольников тоже. И так же испытывает: имеет он право или нет. Только не с помощью топора, конечно)


Мне в последнее время тяжело даются свидания с Достоевским... На тему сладострастия самобичевания вспомнился первым делом Фердыщенко. А вот с Раскольниковым, мне кажется, не так. Он бы и рад прекратить весь этот поток мучительных мыслей, но - не может. Ну а после топора поток становится еще мучительнее.


Фердыщенко тоже не может — он как бесом одержимый, мне кажется, это уже пограничное расстройство личности. И в отличие от Раскольникова, у Фердыщенко понимание своей одержимости возможно разве вспышками, в силу примитивности натуры.


Фердыщенко не может, конечно, для него это уже роль, выйдя из неё, он перестанет быть Фердыщенко.


Что-нибудь останется, но мало, конечно, его роль поглотила полностью - нет противовеса ни сознания, ни нравственности.


Но ведь не откажетесь от свиданий с ним))
Все-таки перечитайте как-нибудь "Записки") Там огромные цитаты в доказательство, выдернутые из текста они все равно теряют немного смысла.
Многие герои Достоевского находят возможность прекратить поток мучительных мыслей именно так, как Актер у Горького. А Раскольников, он же не выдерживает быть человеком (ну, в значении самодостаточности), слишком это страшно - быть один на один с самим собою. В результате приходит к богу.

Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.

Под подушкой его лежало Евангелие. <...>
Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью.


"Преступление и наказание" уже точно перечитывать не буду, впрочем, его я знаю приблизительно наизусть, плюс-минус. В новое рождение Раскольникова не верю. Верю в то что, как он сам сказал, убив старушку, он и себя убил. "так-таки разом и ухлопал себя, навеки!". Увы.


Да, тяжелая вещь, тоже не хочется к ней возвращаться, но постоянно перечитываю какие-нибудь отрывки.
Не знаю, мне кажется, что такое возможно - через любовь и через веру родиться заново. Возможно, что сам Достоевский рассматривал такую возможность. Во всяком случае, он не отрицал, а искал бога.


"Но тут уж начинается новая история". Слишком новая, и слишком "выведенная за рамки текста". То есть где-то там она будет разворачиваться, а где - мы не видим.


Это здесь и не нужно)

Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.

Слаба в терминологии, но задумалась над упоминанием Лермонтова в рецензии — Печорин-то, наверное, взаправдашний был экзистенциалист, да и может ли быть экзистенциализм без фатализма? Он бы написал Тошноту, если бы захотел, и еще какую... И «На дне» с отсутствием ответов при погружение в возможности человеческого падения — действительно сплошная экзистенциальная констатация того, чем герои являются, жестокая и не особенно сочувственная. Одни вопросы: кто это, человек ли это, каковы его проявления — своего рода лаборатория исследования простейших. Здорово вы всех подшили в одну папку: не приходило в голову сопоставить и напрасно.

Достоевский, мне кажется, к своим героям относится как к себе — это не любовь (многое ему отвратительно в человеке и в себе тоже, как в представителе рода), но очень крепкая близость, что-то вроде тех отношений, которые принято называть «созависимостью».


"Княгиня Лиговская", "Странный человек", "Маскарад" - в Записках все это есть. И без Тошноты достаточно экзистенциализма)

Человеческое падение (дно) - как бы тоже метафора. Что-то вроде чистилища. Через падение - возрождение. Как-то так. Можно взять не "На дне", а "Дети солнца", если уж так смущает реализм ночлежки.
Нет, не простейших. Это лаборатория исследования человека вообще в отсутствии Бога.

Не думаю, что созависимость. Скорее всего, что все его герои - это он и есть.


А разве мы не в крепкой созависимости сами с сбой, со своими внутренними персонажами?

Я думаю, что человек без бога или подобного богу смысла внутри очень прост, и если не «простейшее», то все-таки может быть разобран на простейшие элементы. Другое дело, что даже у не имеющих бога, наверное, есть место, в котором он может быть, вечно запрашивающее наполнения, которое в рациональные схемы не входит. Так что писатель кладет «простейшего» под микроскоп и находит, что не так уж он прост, но начинается все с находки обыкновенного персонажа, не должного, по науке, иметь в душе глубины, а являющегося продуктом среды и генов. (С какой-то точки зрения Раскольников — простейший голодный и невротичный молодой человек с кашей идей в голове и отсутствием нравственного стержня, совершивший преступление, за которое расплатится каторжными работами.)

Герои кажутся мне «простейшими» не только из-за тематики на дне, персонажи книг, считаю, всегда проще и площе живых людей, они как бы модели, макеты человека, сколь совершенно ни разрабатывай их автор. Герои чеховских пьес тоже просты, и драматург только намечает возможности глубины, которые разворачивались бы с ними в реальной жизни. Нина Заречная — просто наивная, сломанная девушка, износившая по дешевым гостиницам и провинциальным сценам свои мечты и любовь. О том, что в ней есть что-то, кроме исходных данных, читатель догадывается сам в меру воображения, знаний о человеке и сочувствия. Изначально же нам подается ограниченный описанием и простой персонаж.

Экзистенциализма достаточно и без Сартра, но у него на экзистенциализм почти «копирайт», наверное, за упорство в продвижении в массы.)


А разве мы не в крепкой созависимости сами с сбой, со своими внутренними персонажами?


Полагаете, вытащенные из себя черты характера и вложенные в героев книг, персонажи оказывали воздействие на автора?)

Я думаю, что человек без бога или подобного богу смысла внутри очень прост, и если не «простейшее», то все-таки может быть разобран на простейшие элементы.


Все творчество экзистенциалистов как бы об этом: что есть человек сам, без бога.

Я не согласна с вами, что герои Чехова на первый взгляд просты)

Да это проблемы Сартра, не читателя (имхо)


Конечно, персонажи влияют на автора, как и любое действие автора над собой - только персонаж является очень масштабным действием.

Мне все герои книг или фильмов кажутся относительно живых людей простыми: все-таки они конструкции человеческого ума, проекции не только человека, но даже его мысли, которая уже упрощает и ограничивает.


ок. Какую вещь Достоевского рассмотрим, как пример воздействия персонажа на автора?) Давайте "Село Степанчиково"?

Правда?) То есть, вам любой посторонний человек открывается глубже, чем раскрывает его Достоевский или Толстой, к примеру?


Я не знаю, как персонажи Д. влияли на Достоевского: все это происходило в его внутреннем мире. Это, в общем-то, очень отвлеченный вопрос: персонажи писателя влияют на любого читателя, и на писателя влияют его персонажи, и камень, брошенный в пруд, оставляет круги на воде и, бог знает, какие еще он влечет последствия, не видные нам...) Известного мне о Достоевском достаточно, чтобы сделать вывод: он своими произведениями был увлечен, значит, зависимость была взаимной, а так как натура и ум его были далеко не холодными и отстраненными, то Д. был увлечен горячо — вот и созависимость (я этот термин, по крайней мере сейчас, не загружаю негативом — можно сказать просто «связь»). Возможно, ошибаюсь: делаю неверные выводы из фактов или не имею их достаточно. Кроме того, мои утверждения слишком тривиальны: можно сказать, еще раз подчеркну, что все зависит от всего, а значит у всего со всем есть созависимость.

Нет, люди мне не открываются так же глубоко, как их психотерапевту или Достоевскому с Толстым, но в человеке, стоящем передо мной есть больше возможностей, чем в персонаже, которого автор старается описать наиболее полно, в достаточной для представления читателем мере, к чему впоследствии мы еще и добавляем свои интерпретации и интерпретации других читателей, и интерпретации критиков — перед нами много более аморфная конструкция, чем человек, как он есть. В конце концов, это и вопрос воображения и способов восприятия: может статься, я недостаточно верю в реальность персонажей и трактую их проще, чтобы отделять для себя действительность «реальную» от «книжной», не желая оказаться в чрезмерно проницаемом мире, где литература сплелась с бытом, а людей и события я читаю как книги.


Ну, это все равно, если бы ваши рецензии, к примеру, оказывали на вас же влияние)

Хорошо. Сравните, насколько вы знаете своего реального соседа и того же Раскольникова. Не будем брать возможности, их автор оставляет за рамками истории, рассматривая лишь один этап жизни героя. В принципе, какая разница, выдуман персонаж автором или взят из реальности? Нам интересен автор прежде всего, а не то, откуда автор притащил героя в книжку, правда?)


Мои рецензии и любые другие тексты (вплоть до записок, что нужно купить) еще как оказывают (более того, я их перечитываю и снова меняюсь, сделав определенные выводы после чтения )).

Я вот расскажу, что заметила интересную вещь: среди моих «реальных» знакомых есть люди пишущие о себе и достаточно подробно — мне иногда кажется, что я человека, пишущего о себе, знаю хорошо, но при встречах эта уверенность опровергается, или же создается впечатление, что я знакома с двумя людьми (героем блога, субличностью автора, и собственно автором, моим знакомым). Кого я знаю лучше? Персонаж писателя кажется более знакомым, потому что он статичен, завершен автором. Своих близких друзей я знаю, безусловно, лучше, чем Раскольникова (если все это «знаю» не иллюзорно в конечном итоге), а соседей не знаю (ну, это частный случай) только потому, что не хочу (я бы и книгу об их личной жизни закрыла, они нормальные люди, но мне неинтересные).
Не знаю, что нам интересно больше: автор или «место взятия» им героя — когда как. Мне все больше начинает казаться, что мы теряемся в словах, давайте завершим эту главу нашего диалога.


Быт.1:2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

Быт.1:3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Быт.1:4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

Быт.1:5 И назвал Бог свет Достоевским, а Песнь о Буревестнике ночью. И был вечер, и было утро: день один.


Как интересно. Продолжение следует?)


А как же!
ЛЛ.0:0 И назвал Бог Шишкодрёмова Тихомировым, а Тихомирова - Шишкодрёмовым.


Ничего себе, у вас самомнение!


Да нет, это было совсем не трудно!


возомнить себя Богом?)) Спасибо, я посмеялась, представив нимб поверх бескозырки))


Ибо сказано, Нет бога, кроме А. Тихомирова, а А. Шишкодрёмов - пророк его"


Это ваша молитва перед сном, что ли?


Нет, а что?


Да не похоже, что "нет". Такого адепта еще поискать. Только пожалуйста, избавьте меня от своих откровений)


Чот я не понял, я хто , бог или адепт его?


Удалить комментарии? Никаких проблем, что вы.


Ой, как страшно, аж жуть!
Сразу видна шишкодрёмовская школа!


Только что же был другой вариант:

ohrenetitelno ответил:
Всё это уже Ваши проблемы.


Пусть он будет в качестве ответа вам же. Надеюсь, что больше не будет от вас ни новых комментариев, ни их редакций. Всего хорошего)


Надежда умирает последней!


И увидели они раздвоение путей вверх от человека к Богочеловеку и человекобогу. Человеческая душа предстала в момент своей богоотставленности, и этот опыт оказался своеобразным религиозным опытом, в котором после погружения в тьму загорается новый свет.

Идёте вы по улице, а повсюду люди, как главный герой подполья, и вы каждого понимаете, так и с ума сойти можно. А ведь на самом деле так есть. Вокруг нас психиатрическая к-л-и-н-и-к-а!


Перечитать что ли?
Экзистенциалистов я тоже люблю, но связи с ними не почувствовал. Достоевский, конечно, более велик, чем Камю или Сартр, но у тех идеи совсем другие...
Это на мой взгляд, конечно. Предпочитаю не писать ни про Достоевского, ни про экзистенциалистов. Про них уже столько написано, что не рискую. В особенности про Ф.М. Поэтому восхищён вашей смелостью :)


Перечитайте) Вещь интереснейшая.
Сартра не люблю. А вот Камю - с ним иногда хочется поговорить)
Это не смелость.