Больше рецензий

Faery_Trickster

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 сентября 2015 г. 23:36

4K

5

Все книги, которые мы не читали, не о том, о чём нам кажется. Некоторые по итогам разочаровывают, некоторые становятся приятным открытием, но впервые в жизни я закрыл книгу с чувством, будто это я разочаровал её.

Человеку, музыкальное образование которого сводится к урокам музыки в обычной общеобразовательной школе, на которых в лучшем случае вы распевали военные песни, придётся тяжело с «Доктором Фаустусом». По какой-то фантастической случайности у меня был период, когда я пытался восполнить этот пробел, поэтому мне кое-что всё же говорят имена вроде «Перотинус Магнус», но это мало меня спасло, потому что от обилия музыкальных терминов порой хотелось капитулировать. Пожалуй, ощущение беспомощной глухоты – самое тяжёлое в моих отношениях с этим произведением. Читать о гениальном композиторе, читать страстные описания его музыки, но не слышать ничего, лишь смутно догадываясь по сочетаниям слов, что это всё, должно быть, безумно красиво, – это читательский мазохизм.

Под его руками зазвучал аккорд, сплошь чёрные клавиши фа-диез, ля-диез, до-диез, он прибавил к ним ми и этим демаскировал аккорд, поначалу казавшийся фа-диез-мажором, в качестве си-мажора, а именно – в виде его пятой или доминантной ступени.
– Такое созвучие, – заметил он, – само по себе не имеет тональности. Здесь всё взаимосвязь, и взаимосвязь образует круг.
Звук ля, который стремится к разрешению в соль-диез, то есть переводит тональность из си-мажора в ми-мажор, повёл его дальше, и вот он через ля, ре и соль пришёл к до-мажору, и Адриан тут же мне показал, как, прибегая к бемолям, можно на каждой из двадцати звуков хроматической гаммы построить мажорную и минорную тональность.

Если во время чтения этого фрагмента вы смогли хоть что-то услышать, читайте «Доктора Фаустуса», не сомневаясь, если же нет – подумайте ещё раз, потому что такой фрагмент там далеко не один.

И всё-таки музыка – не всё, чем прекрасна и ужасна эта книга. Манн остаётся Манном: это писатель с восхитительным стилем, глубоким чувством прекрасного, умеющий забраться в человеческую душу и вынуть её из вас. «Доктора Фаустуса» стоит читать. Быть может, не так рано, предварительно восполнив пробелы в образовании, но, несомненно, стоит. Почему-то хочется отдельно сказать о том, какое сильное впечатление оставила история с маленьким эльфоподобным Эхо. Даже судьба главного героя за все 500 страниц не смогла тронуть настолько, насколько эти несколько глав.

Есть и ещё одна вещь, за которую я безгранично благодарен Томасу Манну. Это возможность увидеть Первую и Вторую мировые войны глазами немца. Мы привыкли рассматривать все военные события с точки зрения победителей, людей, чувствовавших моральное превосходство над соперником, развязавшим войну. Каково же было тем, кому нечем было оправдывать жестокость своей страны? Горечь по разрушенным городам, уничтоженным фактически собственными руками, по тысячам тысяч, погибших за идею, которая обратилась монстром, поглотившим половину мира. Это тяжело передать, здесь можно только слушать того, кто всё это прочувствовал на себе.

Пусть то, что сейчас обнаружилось, зовется мрачными сторонами общечеловеческой природы, немцы, десятки, сотни тысяч немцев совершили преступления, от которых содрогается весь мир, и все, что жило на немецкой земле, отныне вызывает дрожь отвращения, служит примером беспросветного зла. Каково будет принадлежать к народу, история которого несла в себе этот гнусный самообман, к народу, запутавшемуся в собственных тенетах, духовно сожженному, откровенно отчаявшемуся в умении управлять собой, к народу, которому кажется, что стать колонией других держав для него еще наилучший исход, к народу, который будет жить отрешенно от других народов, как евреи в гетто, ибо ярая ненависть, им пробужденная, не даст ему выйти из своей берлоги, к народу, который не смеет поднять глаза перед другими.

Романы позднего Томаса Манна можно читать в двух случаях: либо если вы очень умный, всесторонне образованный человек, либо если вы безумно любите автора. Пожалуй, это единственное, что меня спасло, потому что там, где не хватало первого, вытягивало лишь упрямство и огромное желание не просто читать буквы, а понимать писателя. Я читал, перечитывал, гуглил (очень много гуглил), рассматривал гравюры Дюрера, слушал Брамса, Баха и компанию, я даже просил знакомую пианистку наигрывать мне фрагменты из книги, но после всего перечисленного у меня всё равно осталось чувство досадного разочарования. Собой, но не книгой. С одним из лайвлибовцев мы как-то раз говорили о том, в каком возрасте стоит читать «Доктора Фаустуса». Если вы сейчас это читаете, то знайте, что, пожалуй, вы всё-таки выиграли.

***
Спасибо огромное BlueFish за прекрасный, хоть и давшийся потом и кровью совет во "Флэшмобе 2015". Книга также читалась в рамках "Бесконечного приключения".

Комментарии


Ой, какая хорошая книга: и про войну с нетривиальной для нас точки зрения, и про так любимую музыку, и про много ещё что...
Нужно обязательно прочесть, скорее всего не один раз=) Спасибо за рецензию.
P.S: по акцентам, расставленным в рецензии, создалось впечатление, что книга похожа на "Игру в бисер" Гессе. Это так?


Спасибо. Когда прочитаю "Игру в бисер", обязательно вам отвечу. У меня знакомство с Гессе началось сравнительно недавно. А если нам повезёт, то это сделает раньше кто-то, кто уже читал.)


Я просто видела, что вам Гессе ну прямо категорически понравился, думала, что уж "Игру". как квинтэссенцию, вы уже прочли)
А она у вас впереди... Я слегка завидую, мне очень пришлась вовремя и по душе. А больше его в нашей библиотеке нет)


книга похожа на "Игру в бисер" Гессе. Это так?


Похожа, как черный конь в шахматах на белого коня. Это полемические произведения, их крайне любопытно рассматривать в паре. Они написаны примерно в одно время, в них очень много сходства (необходимость преодолеть назревший катастрофический кризис культуры; большая роль музыки в развитии немецкого духа, воплощенного в обоих героях) и много различий. Манн показывает кризис изнутри, его генезис. Гессе, как в "Степном волке", уносится в дали, только в случае с "Игрой" уже не в магические театры, а в смутно-необозримое будущее, выбирая к тому же близкий к агиографическому жанр, и благодаря такой двойной дистанции всё - как мерный ход истории, так и развитие личности героя - видится ровно-спокойным, упорядоченным. Соответственно насколько "Игра" успокаивает и гармонизирует, настолько "Фаустус" будоражит. Если Гессе в образе Кнехта сопоставляет конфуцианские и даосские добродетели с толикой индийской мудрости в приложении к европейской почве и параллельно, в глобальном плане, тихо и серьезно рассматривает право людей культуры на эскапизм, то Манн никакой, кроме культурологической, дистанцией не пользуется, поэтому все плохо тон у книги принципиально иной. Мне всегда, когда его вспоминаю, приходит на ум цитата из Карен Хорни: "высшая трагедия человеческого сознания: в своем стремлении к бесконечному человек начинает разрушать себя".
Это тяжелое, страшное произведение, в котором, тем не менее, тоже очень много красоты духа. Потому что Манн свою родину очень любил.
И да, сами Манн и Гессе, поскольку дружили, параллели в этих своих романах прослеживали. Может, и вы попробуете, если "Игра" вам нравится. :)


Теперь я обязательно его найду, куплю и прочту! Спасибо.


Слушайте, книгу стоило прочитать как минимум из-за ваших комментариев. Спасибо за сравнение. Как только немного морально отойду от "Доктора Фаустуса", нужно будет всё же прикрутить куда-нибудь "Игру в бисер". Мне её и по запросу, который меня давно тревожит, советовали, и вообще я что-то за Манна серьёзно взялся, а с Гессе знакомство движется крайне медленно.
Кстати, узнал о знакомстве Манна и Гессе совершенно случайно. Купил сборник писем Манна, открыл оглавление и увидел, что он писал Гессе. Теперь у меня идея-фикс — прежде чем читать, найти письма-ответы Гессе. Хотя я пока не вполне уверен, что они существуют.


"Игра в бисер" - настолько медитативное произведение, что, думаю, она приходит к каждому в свой час :)
О, сборник писем Манна у меня тоже есть. Правда, пока я его не читала.


прекрасный, хоть и давшийся потом и кровью совет


Хаха, ну вот так всегда с моими советами =)
Во всяком случае, вы ее прочитали. Мой расчет был на то, что вам все равно нравится Манн, а более концентрированного Манна имхо нигде не найти. (Примерно как с Гессе и "Игрой в бисер" - это финальные книги авторов, так что они, конечно, если можно так выразиться, выложились на полную.) На меня "Фаустус", скажем так, тоже произвел неизгладимое впечатление обилием культурологической/музыковедческой информации, и я взялась восполнять пробелы, проникнувшись масштабом (в этом плане книга на меня не просто повлияла, но сдвинула горизонт познания), однако для непосредственного восприятия романа это было второстепенно, поскольку роман, как мне кажется, преимущественно строится на трагедии души героя / трагедии немецкого духа, поддавшегося одержимости разрушительной идеей, а все остальные подробности - от желания Манна показать сущность и путь этого духа... с присущей Манну обстоятельностью.

Многие музыканты "Фаустуса" очень любят. У Шнитке в свое время это была одна из любимых книг, он ее мог обсуждать часами. Простым же смертным вроде меня я всегда рекомендую схватывать те же музыкальные фрагменты в целом, а не пытаться разобраться в деталях. Детали - от добросовестности Манна как писателя-исследователя, он консультировался с композиторами и т.п. Но важна суть, не деревья, а лес. Почему он это пишет, что иллюстрируют описания всех произведений. Душа, которая уходит по другой дороге, в край одиночества, откуда не возвращаются. Вы это цитатой про войну отлично проиллюстрировали.

Еще у романа есть классная экранизация, немецкая восьмидесятых годов. Это так, на всякий случай. )


Во всяком случае, вы ее прочитали. Мой расчет был на то, что вам все равно нравится Манн, а более концентрированного Манна имхо нигде не найти.

А вот тут немного не соглашусь.) Не в "Тонио Крёгере" ли самый концентрированный Манн? Я исхожу из того, что он сам о себе сказал. Тысячный раз цитирую эти слова, но всё же:

В книге «Рассуждения аполитичного», законченной в 1918 году, Томас Манн вспоминает одного геттингенского студента, который после лекции писателя подошёл к нему и взволнованным голосом сказал: «Вы, надеюсь, знаете, не правда ли, Вы знаете это – не «Будденброки» выражают Вашу сущность, Ваша сущность – это «Тонио Крёгер»! И я сказал, что я знал это».

Возможно, здесь всё дело в индивидуальном восприятии автора или в том, что мы подразумеваем под "концентрированным Манном", но книга от этого ничуть не хуже. К тому же, судя по дате, этот разговор состоялся до "Доктора Фаустуса", и кто знает, что бы он ответил сейчас. А всё-таки для меня пока что самый концентрированный Томас Манн — именно в этой небольшой новелле.
Вы очень верно сказали насчёт того, что Манн из тех писателей, которые заставляют тянуться за ними. У меня ещё с "Будденброков" как минимум две идеи-фикс, которые я при первой возможности реализую. Но это достаточно общие идеи (выучить немецкий, чтобы второй раз уже читать в оригинале, а также с полным незнанием музыки что-то сделать, потому что у него целые пассажи описания мелодий встречаются не только в "Докторе Фаустусе"). Он и более глубокое влияние оказывает, но на каждого, я думаю, по-разному.
Кстати, что касается трагедии героя и трагедии немецкого духа. Я сам того не ожидал, но меня очень сильно задело второе и очень мало — первое. Понятия не имею, почему в этот раз так случилось. Даже зная, насколько этот образ важен для Манна, зная, что за ним стоят довольно сильные переживания автора. Возможно, я совершил ошибку именно тем, что концентрировался слишком много на деталях, и поэтому не проникся в отношении Адриана. Меня восхищает красота идеи, её подача, да многое, но нужно признать, что в итоге мне почему-то не жалко Леверкюна. Я говорю "почему-то", потому что объективных причин назвать не могу: как персонаж, он прекрасен, интересная история, трагизм и всё остальное — отлично. Но от его духовной "смерти" практически никаких эмоций. Возможно, из-за того, что с самого начала понятно, что ничем хорошим это не кончится, о чём автор биографии предупреждает.
До экранизации, надеюсь, когда-нибудь доберусь. Хотя я до экранизации "Смерти в Венеции" добрался примерно через год. х)


Не в "Тонио Крёгере" ли самый концентрированный Манн?

Да, я помню эти слова.
Думаю, мы по-разному толкуем слово "концентрированный". Если речь идет о сущности самого писателя, безусловно, насколько можно судить со стороны, Тонио Крёгер ему ближе; это сильное вживание, вчувствование в героя. На сходство с Адрианом Леверкюном Манн, насколько я знаю, никогда не претендовал, хоть и называл его среди своих самых любимых героев. А я под концентрированностью имела в виду то, что Манн хотел сказать миру. Впрочем, и в этом отношении его произведения столь различны по тематике, что говорить об эволюции конкретных идей непросто. Во всяком случае, мне, я многого у него еще не читала. У Гессе проще следить за приключениями идеи динамического противостояния и единства противоположностей, она представлена в каждом романе и чаще всего выведена на первый план.

у него целые пассажи описания мелодий встречаются не только в "Докторе Фаустусе"

Да, именно по Манну и Гессе я увидела изнутри ключевое - не только эстетическое, но и глубоко психологическое - значение музыки для немецкой культуры и полюбила эту культуру еще сильнее.

Развитие основного ментального содержания образа главного героя увязывается Манном с тезисом, что "музыка" и "богословие" (в немецкой культуре богословием называлась философия, а философией - богословие), являются "родственными сферами". Этот тезис коррелирует с признанием ранним Ницше "таинственного единства немецкой музыки и немецкой философии".


Меня восхищает красота идеи, её подача, да многое, но нужно признать, что в итоге мне почему-то не жалко Леверкюна. Я говорю "почему-то", потому что объективных причин назвать не могу: как персонаж, он прекрасен, интересная история, трагизм и всё остальное — отлично. Но от его духовной "смерти" практически никаких эмоций.

Это мне вполне понятно. Мне он был ровно-неинтересен как герой почти до самого конца, а потом я внезапно прониклась и прочувствовала его трагедию. Любопытно, что в экранизации произошло ровно то же самое.
К слову, мне всегда казалось, что в кантате "История доктора Фауста", хотя она основывается на тексте "Народной книги", старых преданий о Фаусте, Альфред Шнитке во многом выразил свои впечатления от романа. Если интересуетесь музыкой, может быть, захотите послушать, это очень сильное произведение.


На сходство с Адрианом Леверкюном Манн, насколько я знаю, никогда не претендовал

Нет-нет, я не к тому, не так сформулировал мысль. Даже не то что не так сформулировал, я вообще напутал совершенно, недосыпание даёт о себе знать. Адриан к тому, о чём я говорил, не имеет отношения, это Руди, Швердтфегер, прототипом которого считается Пауль Эренберг. Хотел об этом сказать, а в итоге всё смешалось, но хоть засомневался и перечитал статью только что. Этот пункт из моих размышлений можно вычеркнуть, но всё остальное остаётся таким же.
Классическую музыку люблю, периодически слушаю, но под настроение. Я практически всё из книги и комментариев к "Доктору Фаустусу" переслушал, но вот по названиям сейчас вспомнить я смог бы только если бы прослушал их раз по двадцать, наверное, поэтому сразу тяжело сказать, был ли среди всех и Шнитке. Думаю, что был, но потом ещё раз послушаю.


Кантата написана спустя лет 50 после "Доктора Фаустуса", так что если она упоминалась в книге, вам попались особо качественные комментарии. :)


Значит не слушал, потому что издание слишком давнее. Спасибо ещё раз, послушаю обязательно.)


Многие музыканты "Фаустуса" очень любят

о да, особенно Арнольд Шёнберг))
Простите, не удержалась от иронии. Но в остальном с Вами полностью согласна, мне тоже представляется, что "Доктор Фаустус" - квинтэссенция творчества Манна, даже не "Иосиф..."


о да, особенно Арнольд Шёнберг))

Как раз вчера увидела цитату на эту тему =)

Марта Фейхтвангер, жена романиста эмигранта Лиона Фейхтвангера, собиралась купить грейпфрут, когда услышала, что в дальнем углу кричат по немецки. Она увидела блестящую лысину и горящие глаза Арнольда Шенберга, пионера атональной музыки и двенадцатитоновой композиции. Десятилетия спустя в разговоре с писателем Лоуренсом Вешлером Фейхтвангер вспомнила малейшие детали той встречи, даже вес грейпфрута. “Ложь, фрау Марта, ложь! – кричал Шенберг. – Вы должны знать: у меня никогда не было сифилиса!”

Отсюда


Замечательная книга о современной музыке, к слову))


Романы позднего Томаса Манна можно читать в двух случаях: либо если вы очень умный, всесторонне образованный человек, либо если вы безумно любите автора.

Вот чёрт =( На одних "Будденброках" я безумной любви построить не успела, а до всесторонней образованности мне как до Плутона.
А рассуждения в комментариях о сравнении с "Игрой в бисер" такие интересные, а рецензия такая завлекающая...
Как-то прям грустно стало(


Зачем же грустить, можно и попробовать. Не то чтобы надо было сдавать тест на знание основ композиции для знакомства с романом :)
Вообще, сомневаюсь, что на свете существует человек, в общую образованность которого входит всё, о чём пишет Манн, он ведь и сам долго собирал и перерабатывал информацию для романа. Оно и лучше, есть, к чему стремиться!


Томас Манн - мой любимый писатель )))


Спасибо за хорошую рецензию! "Доктор Фаустус" -- шедевр, и его стоит читать, даже ничего смысля в музыке, а являясь просто поклонником творчества Томаса Манна. Хотя для тех, кому не чужда музыкальная тема, этот роман ценен вдвойне. Он просто великолепен! Что касается образа Адриана Леверкюна, то его прототипом является Фридрих Ницше. Также в биографии Адриана Леверкюна присутствуют некоторые факты из биографии Чайковского.


Спасибо, я теперь хочу прочитать "Роман одного романа", на который постоянно ссылается человек, составлявший комментарии к моему изданию. Вы не там нашли эту информацию случайно?


Честно говоря -- не помню; возможно, что и там. Но я читала и другую критику на "Доктора Фаустуса" (это были статьи из Интернета, сейчас затрудняюсь назвать их) и, возможно, эти сведения я почерпнула оттуда. Также когда я читала критические статьи, посвященные творчеству Ницше, я тоже находила информацию о том, что его образ является прототипом Адриана Леверкюна.


В музыке достаточно разбираюсь, но читать было не менее сложно, но все это , по-моему, делает чтение Манна еще более завлекательным :) И соглашусь с комментарием выше, что главное лес, а не деревья, тем более при первом прочтении)

В Вене на выставке, посвященном Шенбергу, видела его переписку с Манном на тему "Фаустуса", книга в 400 страниц... До сих пор в сомнениях, не надо ли было купить сразу там же)


Я его планирую перечитывать лет через десять, поэтому сильно не расстраиваюсь, ещё наверстаю и с лесом, и с деревьями :) Интересно, насколько изменится восприятие книги. А словами о выставке вы мне напомнили, что в Москве в музее Пушкина до конца сентября проходит выставка, посвящённая Томасу Манну. Так снова жаль стало, что не могу съездить.


Восприятие изменится, тем более, что Манн еще столько всего написал ;)
Да, выставка должна быть интересная.


добрый вечер!
Можете ли посоветовать, с чего лучше начать знакомство с творчеством Томаса Манна? Хочу прочесть "Доктора Фаустуса", так как являюсь профессиональной академической пианисткой и эта книга, как часто говорят нам профессора, важна. Но хочется как-то подойти к этой вершине, познакомившись перед этим с писателем.