Больше рецензий

27 июля 2015 г. 22:14

2K

Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой
*

*Волохонский, подкорректированный Гребенщиковым. У Волохонского - Над небом голубым. Да и практически у всех людей Рай - он там, где-то над небом, не в этой жизни, не в земных пределах.
Об этом городе когда-то рассказывала маленькому Алешке его бабушка, когда плыли они на пароходе, когда баюкала мальчика-сироту, у которого всего надежды - только на сказочный город, где живут красивые сильные люди, почти боги.

Почти все творчество писателя - тоска по такому городу. Только "под небом голубым". Он мечтал о рае на земле. Он любил сильных людей, способных не только для себя найти счастливую жизнь, но и других вывести из темноты.
Павел Власов - по сути тот же герой Данко - сверхчеловек, почти бог.

Бог официальный к тому времени устарел, Церковь не могла предложить новую сказку, в которую бы поверили новые люди. На сломе веков происходит кризис веры. Не годится никакой иной бог, кроме богочеловека.

Вся история Павла Власова - история нового Христа, указывающего людям верный путь, несущего людям какую-то мифическую Правду. Страдающего за новую веру, но гордо несущего свой крест (разумеется, здесь он представлен в виде социал-демократического знамени)
Образ нового Христа не прописан детально. Он красив, уверен в своей правде, принципиален - собственно, шаблонный герой любого эпоса. Главное ведь не личность самого героя, а его идеи.
Я не подсчитывала, сколько там сотоварищей у Павла Власова. Возможно, что тоже двенадцать. Ну и (не сочтите за богохульство) - мать.
Мать Павла Власова - центральный образ. Но, наверное, так и положено мифическому персонажу, - тоже более символ, нежели человек.
Возможно, Горький хотел ее изобразить живой, страдающей, принимающей дело сына как самое главное дело всей ее жизни.
И здесь должны отозваться собственные струнки: какая мать! как она отрекается от себя, как она понимает собственного ребенка, отдает его людям... ну и т.д.
Но вот как-то проваливается тема человеческой матери. То ли потому, что Горький сам не знал что такое мать, то ли намеренно писал о нового-бога-матери, но получилась мать плакатная, зовущая на борьбу за дело сына, но никак не женщина.

Роман ужасный. Роман - гибрид легенды о Данко и программы Социал-демократической партии.
Песнь о Герое у Горького хороша в кратком изложении. Но как роман - чудовищна**.
Авторский слог - резкие переходы от протокольной речи к былинному напевному слогу; герои из народа - философы, мудрствующие, говорящие пословицами-поговорками, не живые люди, а выжимки для газетной статьи, которую мог состряпать впечатлительный интеллигентишка Клим Самгин, но не мастер слова Максим Горький.

P.S. Горький (как отмечает хорошо его знавший Лев Троцкий) не был революционером. Более того, он не любил революционеров (как и интеллигентов). Алексей Максимович восхищался сильными, свободными людьми. И можно было бы восхищаться вслед за Горьким образами сильных людей - Павла Власова и его матери, если бы не многочисленные "но", испортившие песню.

--------------
** когда-то я ругалась за это слово на Дм. Быкова. А ведь прав оказался.

Комментарии


Браво! Конформисты не видят, что не каждый чих гения - гениален. А это не роман, а чих; да и по поводу "гения" можно поспорить.


Как посмотреть) Это не роман в классическом значении. Но как образец авангарда - достаточно интересная вещь.

А кто гений по-вашему?


Не понял! По вашему, чем коньюнктурнее и тенденциознее, тем и авангарднее?
Впрочем Горький всегда поддакивал общественному или начальственному мнению.
Ладно, пусть тогда будет дадаистом.


Это не по-моему, а по-википедийски. Загуглите "авангард в искусстве".

Впрочем Горький всегда поддакивал общественному или начальственному мнению.

попробуйте как-нибудь для разнообразия подтвердить свои домыслы аргументами.


Это и есть ваш аргумент, подтверждающий, что Горький лишь поддакивал общественному мнению?


А разве он доказывает противоположное?
А вот передёргивать не надо: слово "лишь" я не употреблял.


Смысл не меняется. По-вашему получается, что это обществу нравились лагеря, а Горький поддакивал обществу.


Опять передёргиваете. В данном случае это пример поддакивания начальству.
А, впрочем, судя по прессе тех лет, общество тоже было не против.


Ну загугил
Фамилия Горький там не встречается.


Претензии к Сен-Симону. Это он забыл написать для вас все фамилии.


И как же это Вы ему не напомнили?


Я при чем? Это же вы без фамилии не ориентируетесь.


у меня ассоциации с Горьким Мать - недавно разговаривала с китайцами, которые купили в нашем городке русский магазин (с русской нац едой, которую они даже не пробовали ни разу, смелые люди, вроде бизнес не разваливается) о литературе, они назвали незнакомые мне китайские имена в качестве любимых авторов, я назвала им Конфуция, они удивились, что я в нем могдла понять да еще в переводе, чтоб меня как-то подбодрить, сказали, что очень много читали русских классиков, и назвали не обычных для канады Толстого-Достоевского-Чехова-"Доктора Живаго", а Горького. Целиком. Но "Мать" почему-то им больше всего понравилась. Еще сказали, что "Как закалялась сталь" заставят читать своего сына (сыну 12 :)). Если учесть, что я не смогла перечитать Островского, столько ненависти с первых страниц, в детстве это почему-то норм воспринималось, а сейчас не очень, то не сильно меня подбодрили. Но они сияли - так хорошо знают русскую классику в отличие от меня и китайской классики. :)


Ничего удивительного)) "Как закалялась сталь" - в ней же про главный принцип китайских пионеров: сначала трудности создаются, а потом геройски преодолеваются)


Круто Вы все разложили))))