Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

10 июля 2015 г. 22:05

3K

5

"Какая пропасть между впечатлением и запечатлением! Такова наша жалкая доля — чувствовать подобно Шекспиру, а писать о своих чувствах (конечно, если тебе не выпадет один шанс на миллион — быть Шекспиром), словно агенты по продаже автомобилей, или желторотые юнцы, или школьные учителя. Мы вроде алхимиков наоборот — одним прикосновеньем превращаем золото в свинец; касаемся чистой лирики своих переживаний, и она превращается в словесный мусор, в труху." (с) Олдос Хаксли


Почти невероятный по своей смысловой насыщенности короткий роман. Не только текст и подтекст, но и второе, и третье, и четвертое измерение каждого отрывка. И при этом удивительная легкость при чтении, позволяющая прочесть «Гения…» за один вечер.
Так случилось и со мной. Один вечер с книгой - и волна эмоций, нахлынувшая на первом, чисто сюжетном уровне восприятия текста.

У Гения была Богиня. Он её любил. И, да, конец как во всем известном стишке про попа и собаку с той лишь разницей, что не ела Богиня никакого мяса. Напротив, по своей божественной щедрости «кормила собой» и окружала лаской, заботой и вниманием каждого, кто попадал в «ближний круг». Если честно, давно я так по-человечески не злилась на персонажей так, как на Гения, да и на Ученика Гения тоже. Вот вроде бы давно уже пора привыкнуть к тому, что если женщину называют «богиней», то это верный признак того, что именно её и принесут в жертву. Нелогично. Однако, правда жизни именно такова. Так что, милые дамы, если вы хотите постоять на пьедестале, то готовьтесь взойти и на эшафот. Впрочем, и постоять на пьедестале спокойно не придется.

Вы всё еще думаете, что это смертные мужчины Богиням поклоняются? Тогда мы с Олдосом Хаксли идем к вам! Если женщина – Богиня, то именно она будет беззаветно служить и исполнять все желания смертного. Жена, хозяйка дома, любовница, мать и няня детей, муза, секретарша, советчик и утешитель, медсестра, подруга, сиделка, да кто угодно – Богине по силам любые роли в любом их сочетании. Другое дело, что у языческих богинь обычно бывают какие-то слабые места, а мифологические сюжеты почти всегда жестоки, поэтому финал вполне закономерен. Поэтому после того, как накал эмоционального восприятия немного снижается, начинаешь задумываться уже не о сюжетных поворотах, а о других уровнях романа.

Как мне показалось, история, которую рассказывает автор, - во многом о противопоставлении естественного, природного и искусственного, наносного и придуманного в людях и в отношениях между людьми. И снова мы наблюдаем любопытнейший эффект – вроде бы естественное должно быть полезным, гармоничным, «хорошим», в конце концов, а неестественное – напротив. Естественно ли для Гения в науке быть до крайности непрактичным, капризным, и требовательным в частной жизни? Пожалуй, что да. По крайней мере, в общественном сознании такой образ гения «не от мира сего» бытует, равно как и образ жертвенной и самоотверженной жены Гения. Гармонично ли это? Хорошо ли? Тут уже возможна масса вариантов, и ответ будет зависеть от того, на чью сторону встать. Тем интереснее перечитывать роман, рассматривая события с разных ракурсов и вновь и вновь задумываясь о том, в каких же пропорциях должны быть природное и социальное.

На первый взгляд «Гений и богиня» кардинально отличается от, наверное, самого известного романа Хаксли «О дивный новый мир». «Гений…» - произведение, пронизанное духом классики, камерное, тонкое, с совсем небольшим количеством персонажей, вроде бы сосредоточенное на предельно личных темах: любовь, память, брак, семья. Но и здесь, присмотревшись, мы увидим, как на самое личное и сокровенное воздействует общество, как влияют на каждого отдельного человека социальные нормы, прежде всего религиозные и моральные. Всего-то 160 страниц, но автору их хватает, чтобы показать, что происходит, когда встречаются люди с разным мировоззрением и различными усвоенными нормами. Так, читатель увидит и как молодой человек, воспитанный строгой религиозной матерью-христианкой, по сути, проходит «посвящение» в мир чувств и чувственности, следуя древнему языческому ритуалу под руководством Богини, и как тот же герой на закате жизни с помощью уже другой Богини приходит практически к буддистскому мироощущению:

Раз уж ты хочешь жить моментом, как он есть, тебе придется умереть для всех остальных моментов.

Но не бойтесь: несмотря на то, что роман затрагивает темы религии, столкновения мировоззрений, мифологии, архетипов, живущих в сознании, и еще многие другие важные вещи, книга нисколько не перегружена и не похожа ни на нравоучительную притчу, ни на духоподъемный труд, призванный нести в мир «чистый свет высокой нравственной идеи».

– Вся беда литературы в том, – сказал Джон Риверс, – что в ней слишком много смысла. В реальной жизни никакого смысла нет.

Когда читаешь этот роман, возникает ощущение тёплого дружеского общения с умным, многое в жизни повидавшим человеком, который отлично знает, что о чем бы он ни рассказал, каким бы уникальным опытом ни поделился, собеседник воспримет и вынесет для себя лишь то, что созвучно его собственной мелодии души, то, что срезонирует с чем-то глубинным и настоящим, пускай даже и неосознанным.

Поэтому так трудно внятно рассказать о впечатлениях от романа, ощущаешь себя тем самым агентом по продажам автомобилей, который и хотел бы описать словами что-то бесконечно ценное и прекрасное, но может лишь выдавать одну за другой банальности. Не желая превращать золото в свинец, на этой оптимистичной ноте писать заканчиваю и оставляю вас наедине с «Гением и богиней».

Благодарю Общество здорового образа жизни имени Буковски .
Deny , Wender , Meredith , я только сейчас поняла, как тяжело всем нам, гениальным и божественным одновременно! ))))))))

1 2

Комментарии


Замечательная рецензия!


Спасибо! Такая книга, что можно бы и еще пару страниц отзыва написать, но лучше Хаксли всё равно не скажешь.


Рецензия изумительная, спасибо!


Я бы ничего не написала без мотивирующего пинка.)


Цитаты цепляют..


Там пол-книги можно на цитаты растащить, очень рекомендую.)


Обязательно прочитаю на днях.


Ощущение теплого дружеского общения точно привлекает. Думаю, стоит прочесть.


Если что, там могут быть и раздражающие моменты, все же, так или иначе, "мужской взгляд".


Меня иногда "мужской взгляд" на женщин раздражает меньше, чем "женский".


Понимаю. Будет интересно обсудить, если вдруг прочитаешь Хаксли.


Вот и я сейчас для игры Хаксли читала и как будто заново его открыла, книга другая, но мыслей тоже много, и отсылок к классике у него много, и цитаты потрясающие. Будет интересно прочесть этот роман. Сначала тоже на него глаз положила, но решила выбрать менее популярный.


Я до ДП читала только "О дивный новый мир" и понимаю, насколько много потеряла. Антиутопия - все же "не мой" жанр, Хаксли, похоже, "мой" автор.)


Саш, обязательно! Кажется, я встретила свою любовь.)))


надеюсь ) у меня следующим в плане его последняя вещь )


Мне за тобой не угнаться.)


прям! )) мы пока вровень - я у него две книги пока прочитала - Контрапункт и всё ту же антиутопию ))


Ты в этом году в ДП не играешь, можешь хоть всё собрание собинений успеть прочитать))


Не, не успею ) у меня свой план + несколько игр + совместные чтения + несколько клубов, гы ))


Завидую пункту "свой план", я почти забыла уже, что это такое )))


А нечего во всякие ДП играться ;)) я вот себя по рукам бью, но всё равно в несколько игр играю и в клубы вступаю и совместно читаю... И план мой уже поплыл ))


ДП меня мотивирует на написание рецензий, иначе я ленюсь.)


Это да...


Любопытно, любопытно... Этот автомобиль я, пожалуй, куплю:)

Если женщина – Богиня, то именно она будет беззаветно служить и исполнять все желания смертного.

Сродни уайльдовскому

— Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество — к своим богам: они нам поклоняются — и надоедают, постоянно требуя чего-то.

...только в роли женщин тут - мужчины:)


Я уверена, что тебе понравится. Если нет, то закидай меня гнилыми фруктами.)

...только в роли женщин тут - мужчины:)


Отчасти.) Мужчинам женщины всего лишь надоедают, а мужчины женщин уничтожают.)


И тут гендерная несправедливость!
Насчет закидывания - гнилыми фруктами, наверное, закидывают из сострадания - например, если неприятно, когда тебя закидывают гнилыми помидорами, то, если зрелыми - это вообще караул:)


Нет-нет, если что - меня, пожалуйста спелыми персиками! И кожицу предварительно очистить.)))


Спелыми персиками - дороговато. Вот, еще не только сострадание работает, но и меркантильность:)


Так и выясняется, что меркантильность - не самое плохое качество.)


Главное, чтобы дело не дошло до бесплатных булыжников:)


Булыжники - орудие пролетариата, а не философов.)


Да, к тому же философы это не те, кто кого-то чем-то забрасывают, а скорее те, кого забрасывают... Если, не считать Маркса, конечно, - он написал самый увесистый, самый капитальный кирпич в истории:)


У философов обычно другие методы борьбы.)


Мне тоже очень понравилось это произведение. Я тогда еще размышляла о том, что в суровой действительности очень много женщин- богинь, а гениев мужчин гораздо меньше. И вот зачастую живет такая богиня-на-все-руки-мастерица с каким-нибудь иванушкой дурачком или соловей разбойником, а то и просто пьяным быдлом. Если уж выбирать, то куда сподручнее быть гением, самодурь, капризничай, все простится , ведь ты же гений. Богиням обычно не прощается ничего...


Богиням обычно не прощается ничего...


Это да! Стоит чуть оступиться, затопчут и заплюют, типа, нимб выпачкала...


Мне бы Ваши умозаключения раньше прочесть, эх. ) Простите. )
А рецензия да, рецензия потрясающая, просто манит прочесть роман.


А мне самой бы эти умозаключения пораньше сделать...
Но лучше поздно, чем кое-как.)

А роман рекомендую.)


Закидывать ни гнилыми, ни спелыми фруктами мне тебя не придется - книга очень понравилась, - именно множеством затронутых тем. Кстати, любопытно, что здесь на первый план выходит именно Богиня, а не гений, хотя изначально то вроде бы речь должна была иди о подлинной биографии гения. Кстати, у меня такой типаж тоже восторга не вызывает, я даже не уверен, что он вообще как-то связан с гениальностью (именно по типажу) - просто есть такой тип мужчин. Мне вот почему-то в первую очередь вспомнился герр профессор из "дяди Вани" с его "совершеннейшим успехом у женщин". Тоже "гений" в своем роде:) Правда вот если говорить о твоей человеческой злости - то ведь, если мы будем следовать рассказу, то у них достаточно гармоничная пара. В жизни можно видеть, как такие жертвенные женщины буквально к нолю себя сводят ради мужчины, но здесь ведь совсем не тот случай, раз уж она остается Богиней. Нет?


Я согласна, что такой типаж как Маартенс с гениальностью не связан, такой товарищ может быть до пенсии младшим научным сотрудником, написавшим полторы научных статьи, но «симбиоз» с какой-нибудь Кэти будет абсолютно аналогичным. Другое дело, что в таком случае Кэти могли бы пожалеть на тему «вышла замуж за неудачника», а в случае, если Богиня – жена Гения, то пара считается гармоничной. Поэтому и «подлинная биография» - попытка привлечь внимание к тому, что за фасадом общественно приемлемой картинки.
А насчет того, остается ли Кэти Богиней, мне кажется, что слово Богиня» означает тут нечто вроде непостижимой для рассказчика «вещи в себе», вроде бы, на первый взгляд, Риверс ценит Кэти больше, чем Маартенс, но по сути пользуется ею совершенно аналогичным образом, исходя из логики «она же Богиня, от неё не убудет». Короче говоря, если не хочешь увидеть в женщине человека, назови её Богиней.))
Читателю остается неясной мотивация Богини. Что это: избыток жизненной энергии и сил? Какие-то комплексы? Зачем ей вообще нужно было выходить замуж за Маартенса? И, тем более, к чему ей был Риверс? Чего стоила Кэти видимость гармонии? Чтобы не искать ответы на эти вопросы, проще всего сказать нечто вроде «ну, она же Богиня!»


если не хочешь увидеть в женщине человека, назови её Богиней.))

Это совершенно верно, но Риверз ведь и не скрывает этого, более того - прямо подчеркивает ее женственность, напрочь лишенную причастности разумному суждению. То есть она не "человек разумный", а "Женщина равно Богиня" - это как бы высший от него комплимент. Поэтому и трудно ответить на вопрос: зачем ей нужен Риверс? Сама-то она таким вопросом не задается (повествование же подводит к мысли о том, что просто ее организм потребовал своего рода обновления посредством чувственного выплеска - но это тоже уже объяснение), это только Риверс терзается всей ситуацией, отчасти из-за своего пуританского воспитания, но не меньше и оттого, что вполне разумно понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет, и, кстати, он ведь сразу понял, что ему придется уехать.

Вообще, суммируя, вот в чем мне видится главный диссонанс: по рассказу у меня лично создается впечатление скорее гармоничного сосуществования Кэти и Маартенса, а в жизни такая Богиня превращается скорее в сведенное к нолю существо. И самой понятной является мотивация первой жены Маартенса, которая заработала нервный срыв и развелась с ним. Нормальная человеческая реакция:)


Ну так я о том и писала, что за такого рода комплиментами всегда скрывается банальное потребительство чужого ресурса. При всей «разумности» и понимании Риверс все равно вляпывается в эту ситуацию, а потом уже оказалось неважно, уезжать или оставаться.
Но вообще-то Хаксли тем и хорош, что еще вначале явно даёт понять (или мне так показалось) , что не факт, что и «правда» Риверса – это жизнь, а не просто очередная версия.
А нормальной реакцией мне кажется держаться от таких Маартенсов (и Риверсов) подальше, нет никакой необходимости зарабатывать себе нервные срывы.)


Интересно, что ты Риверса совсем не отделяешь от Маартенса. Но у меня Риверс, пожалуй, никакого негатива к себе не вызывает. Мужская солидарность, быть может:) В частности вот эту ситуацию, приведшую к трагической развязке, я могу только его глазами видеть, чему способствует и то, что он - рассказчик. Мне его логика понятна, во всяком случае. А правда это все ли не правда - у нас ведь все равно нет альтернативного источника информации. Но тут действительно хитро получается - рассказ ведется от лица человека, крайне скептически настроенного по отношению к правдивости рассказов. Но он-то, конечно, исключение:)


Отделяю. Маартенс некритично относится к Риверсу, для него это еще один из "обслуги", Риверс же к Маартенсу более критичен. Ну, и он совсем молодой и неопытный, ему (условно) простительно наделать ошибок в отношениях с женщинами.)


Новый юридически-литературный термин: условно-простительное освобождение:)


Никакого освобождения, так, небольшое снижение строгости режима.)


Но, если он еще что-нибудь расскажет, можно срок и скостить:)


Или увеличить.)
Что ж с хорошим расказчиком расставаться?)


Ну да - приговорить к тысяче и одной истории:)


Тем более, что прецедент уже имеется.)


У Чехова мне тоже не совсем было понятно, чем этот профессор мог привлекать женщин, разве что тем, что уделял им внимание. Это ведь не «гения», а человека, достигающего какого-то социального признания путем усилий не столько на научном поприще, сколько на поприще самопиара.


А бедному дяде Ване уж совсем это было непонятно...


Кстати, недавно посмотрела английскую экранизацию «Дяди Вани» («Август»), действие перенесено в Англию, но чеховский дух сохранили, интересно получилось.


О, в роли Басилашвили - Хопкинс - интересно! :)


Фильм очень любопытный, такая мягкая и гуманная трактовка.)


просветите темного, что такое ДП, игры, клубы и совместные чтения? последние две позиции это виртуальные вещи? :)


ДП - это книжная командная игра, протяженностью в целый год, подробнее тут: http://www.livelib.ru/forum/post/13577/roots#comments
Есть еще множество разных игр, на главной странице есть ссылка "В данный момент проходят игры": http://www.livelib.ru/forum/post/9343

А клубы и совместные чтения есть разные: и реальные и виртуальные. "Совместное чтение" можно и самому устроить, договорившись с друзьями.)


О, спасибо! )

1 2