Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

19 марта 2015 г. 10:39

2K

4.5

Что мне нравится в буддизме, так это позиция этого учения по поводу науки. Особенно относительно остальных мировых религий (хотя, её все-таки сложно назвать религией, но это уже немного другой вопрос). Буддисты признают науку, и всегда проверяют свои догматы на соответствие с фактами, которые эти наука предоставляет. У них не может быть: «в нашей святой книге написано, что земля стоит на четырех китах, поэтому засуньте ваши доказательства планетарной модели куда подальше. И кстати, пока не ушли, вот вам трешечка за оскорбление чувств верующих». Чего стоит известное изречение Далай-ламы XIV про науку: «Предположим, что этот факт несовместим с теорией Будды. Вне всякого сомнения, мы должны принять результат научного исследования». И эта книга в очередной раз укрепила меня в моем положительном отношении к буддизму.

Автор книги, вполне такой заслуженный буддийский монах, при этом активно интересующийся наукой, рассказывает о том… ну, если кратко, то обо всем том, что перечислено в заголовке. О Будде, мозге и нейрофизиология счастья. Как все это взаимосвязано?

Так вот – учение Будды и современная наука нейрофизиология вполне логично сочетаются и объединяются, если об этом задуматься. А еще сюда можно включить физику, химию, медицину и еще с десяток дисциплин. И автор нам поведает, что в буддизме вообще и в технике медитации, в частности, можно объяснить с позиции науки, а что еще пока нельзя, но очень бы хотелось. Почему вообще эта странная такая медитация работает. Как простое сидение и концентрация на одной мысли может помочь человеку. Думаю, что всем тем, кто активно интересуется медитацией, здесь ничего нового не раскроют. Особенно в первой части книги.

Нам уже не раз говорили, то, что медитация полезна. Отмечали то, что мозг в процессе этой практики имеет тенденцию изменяться. И даже приводили доказательства этого. Объясняли, как работают нейронные связи и почему ежедневное переживание своих проблем лишь усугубляет эти самые проблемы. Здесь нам это объяснят еще раз, но более развернуто и подробно, проводя параллели между древними техниками и современными исследованиями, пытаясь прояснить сложившиеся мифы и самообманы начинающих.

Вторая часть для меня оказалась куда более интересной и полезной. Здесь уже мастер медитации рассеивает туман, который скрывает интересные вещи вокруг этой практики. Совсем не обязательно, говорит нам Йонге Мингьюр Ринпоче, принимать странные позы для банальной медитации. Не нужно пытаться давить все без исключения мысли, которые приходят в вашу голову, это просто невозможно. Не стоит стараться дословно следовать методике, пытаясь загнать себя в рамки и контролируя каждый свой шаг. Ведь медитировать можно даже в автомобиле, который стоит в пробке. И даже банально прогуливаясь.

То, как автор подает эту тему, заслуживает отдельного упоминания. После прочтения книги, тут же хочется пойти и помедитировать, попробовать все методики, о которых только что прочел. Попробовать и узнать, получится ли, и заодно понять – что же именно то получится. Автор действительно знает то, о чем пишет и хорош не только в этом деле, но и в том, как донести свою мысль до читателей. Читать его – одно удовольствие. Такой ненавязчивый тон, отсутствие каких-то заигрываний с читателями, даже доброта, если можно так сказать. С одной стороны, он не выпячивает свои знаний, с другой стороны ненавязчиво ссылается на них, при этом осторожно отмечая, что вполне вероятно он может быть не прав, может где-то чего-то недопонял. Это подкупает и располагает.

Ну и наконец, здесь простой и понятный язык. Не в том смысле, что слова тут не длиннее пяти букв, а просто автор активно использует здесь сравнения и метафоры. Идея с обезьяной в доме вполне себе понятна и яркая. Все подобные детали вписываются в текст просто отлично – не только метафоры, но и разнообразные притчи, отсылки к событиям из жизни и собственному опыту. Сразу многое из того, о чем прочитал ранее, становится на свое место, как кусочек пазла.

Просто отличная книга, которую стоит прочитать не один и не два раза. Я, по крайней мере, собираюсь изучить её вторично, и было бы неплохо с ручкой для внимательной записи всех мыслей и собственных ощущений.