Больше рецензий
21 ноября 2024 г. 15:29
43
5
РецензияСергей Шаргунов "Вась-вась".
Это первое произведение Шаргунова, которое читала. Мои впечатления, в отличие от знающих его творчество, будут, наверное, отличны.
Было очень интересно понять: каков же он, Сергей Шаргунов, который "идёт нарасхват" всегда. Знаю не понаслышке, так как работала в книжном магазине.
"Вась-вась" вроде и не о чём. Рассказ о друзьях, собравшихся вместе на даче. Разные судьбы, свои истории...
Заметным для меня стал образ Пети, друга главного героя. Его простота, какая-то то ли безалаберность, то ли "лёгкость" потрясают. Рассказывая о герое, автор не прямо, а метафорически объясняет, почему тот из физика стал поэтом. "— И почему ты бросил физику? — По-то-лок. Сам растёшь, а потолок не растёт. Ты головой давишь, голова пухнет. Одно спасение — согнуться, но прыгнуть за дверь. За дверью, может, хуже, может, и лучше. Здесь места точно нет. — Что это за потолок? — ...Потолок таланта? Ума потолок?
— Интереса!" Лучше не объяснишь. А дальше ещё точнее: "Я рождался заново! Так змея старую кожу долой… В свежей коже ей больно и неловко. Стыдно. А старая сама слезла. Дёрнулся — на тебе уже новая! Старая умерла. Может, и ты теперь умрёшь. Но к старой нет возврата! Чувствуешь — так надо. Организм требует. Это во спасение!". Только Петя-поэт мог выразиться так понятно. Решиться на отказ от специальности ради идиллической дороги не смогут все. Впереди- неведомое, ведь Петя вовсе не известный поэт.
Герой в той же ситуации, когда есть огромные желания нового, но, как все, боится довериться порывам: "...хочу в политику. Послезавтра у меня важная встреча. Мне предложили возглавить всероссийское движение... можно до конца жизни писать в газету, писать книжки! Мне уже тесно, понимаешь? Я другого хочу и ничего с собой поделать не могу. Мне кажется, что там — реальная жизнь, обаяние, мощь, приключения, только оттуда можно жизнь менять, буквы перестали работать. Я хочу лепить историю, как снег… Видимо, я не прав, сунусь туда и проиграю всем этим акулам. А вот хочется, и все!" Он решится на это, о чём станет в финале известно. При этом и жену оставит. А принял бы герой это решение, если бы не разговор с другом?
История о Васе, превратившемся из программиста, живущего в Америке, в священнослужителя, из этого же ряда.
"Три года он жил в Америке припеваючи и насвистывая. Там грозил ему только рост". "Вера начала утягивать все глубже, в молитвенную бездонную глушь...",- что-то внутри в человеке должно случиться, чтобы он понял: иду не туда, не могу жить по-прежнему. Как это не просто... Когда ты один, сделать этот шаг опасно, а у героев есть семьи. Перелом в своей жизни тянет за собой всех родных. Ты строишь себя, новую жизнь, и они вынуждены это сделать.
Сергей Шаргунов поражает умением управлять языком. Он у него гибкий, красивейший. Писатель описывает увиденное так метко, выхватывая деталь, подбирая изобразительные средства: "...вдоль краснели кирпичом пять одинаковых крепостей, самодовольно жмущихся друг к дружке", "...дорога превращалась в острые куски старого асфальта, так что остаток Льва Толстого вилял, прыгал и бранился из-под колёс". Каждый герой у Шаргунова-индивидуальность неповторимая. В один миг у персонажа выхвачен профиль, в другой- походка. Описания дают понять отношение рассказчика к герою: "Я подошёл и поцеловал. Засосал ее рот — с чёткой лодочкой верхней губы и мякотью нижней. Она была притягательно вспухшая после родов. Вся она жадно дышала под сарафаном — гладкокожая. Тело — воплощенное лето. Вот от этого лета напитывался наш сын". С какой любовью он говорит о родных. Тут и "притягательно", и "воплощённое лето Герой душою чувствует тепло природы, готов наслаждаться ею ежеминутно: "Мы таскали в объятиях траву, пресную и душистую, вялую и кусачую, влажную и усохшую. Я поднёс травинки к лицу и глубоко вдохнул всё сразу: рождение, расцвет, смерть. Трава пахла разнузданно и начальственно, как волна, и я на секунды ощутил, что не я нюхаю её, а она, затмив пол-лица, обнюхивает меня". Единение человека и окружающей среды в этих словах. Дар повествователя налицо.
После смерти Васи жизнь всех переменилась. "Я смотрел на неё новым, промытым взглядом. Её резкость уже не доставляла страданий, а забавляла. Её грубый язык был так же животно важен, как солнечный огонь и шелест куста над коляской, где вызревал и креп мой сын",- пишет герой о Наташе-няньке, хотя до этого не любил её. Снова подмечает важные детали, передавая посредством языка.
Рассказ автобиографичен. Это понятно тем, кто знаком с жизнью писателя. В произведении проступают факты его и друзей советское детство: "Я в школе единственный не вступил в пионеры, — признался я. — Мне папа запретил. Объяснил: пионеры против Бога". Приятно вспоминать мне те года. Думать о них, читая о детстве писателя. В моём прошлом о религии совсем ни слова не говорили...
Главное в "Вась-вась" для меня стало какое-то осознание того, что выбор своего места в жизни приходит не внезапно. Накопление впечатлений, опыта, навыков идут в человеке постоянно. Не в один миг принимаются решения. Опыт других способствует, чтобы сам принял решение. Так было с героем и его друзьями. Похоже было и у меня...
Знаем Шаргунова как политического деятеля и писателя. По-моему, во-втором он точно состоялся, и ещё немало напишет.
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово