Больше рецензий
18 ноября 2024 г. 17:17
356
3.5 Ромфант, детектив или боевик?
РецензияЖанр/поджанр: горфэнтези, магдетектив, мифологическое фэнтези, ромфант
Сюжетные ходы: детективное расследование ритуальных убийств, погони и убегания, сверхъестественные существа (из корейских мифов), любовный треугольник, сильная героиня, современные и исторические корейские реалии
Композиция: линейно-параллельная с экскурсами в 17 и 18 века, 2 POV
Основная аудитория: женская, 16-25
Аналоги: Кэт Чо Злая лисица (абсолютный аналог), Кагава Лисья Тень (некоторыми моментами)
Общее впечатление: замени фантдоп вместо корейско-мифологического на вампиров, олимпийских богов и что там еще сейчас модно – и ничегошеньки бы не изменилось: по сути это нереализованный ромфант со щепоткой завязанного на магии, а потому нерешаемого детектива с элементами боевичка. Читалось вполне бодро, но из-за плохой концовки и других минусов книга понравилась намного меньше, чем другой цикл автора про альтернативный Чосон (и да, оговорюсь – дорамы я не смотрю вообще, поэтому сравнить могу только с книгами).
Плюсы.
Герои. Несмотря на довольно стандартно ромфантовский набор главных героев, от лица которых меняется повествование – всесильной лисы-кумихо Харин и безупречного красавца-детектива Теуна, который обладает некоторыми сверхъестественными способностями благодаря проглоченной бусине кумихо в детстве, здесь есть и потрясающе яркие второстепенные персонажи. Их много, но они не просто болтались на заднем плане, а украшали сюжет.
Много динамики. В принципе, одного этого обычно достаточно, чтобы объявить книгу удачной. Когда почти невозможно оторваться, а события сменяются одно другим со скоростью летящего поезда, то ругать сюжет уже не поворачивается язык. Тут просто на высоте темп, который замедляется только на экскурсах в прошлое (хотя и они важны для сюжета). Думаю, тут количество происходящего могло бы уместиться и в две книги, но их спрессованность в одну здорово увеличило динамику.
Мифология. Тем, кто интересуется мифологией Кореи, есть чему порадоваться. Представлен почти весть набор квемуев (так называют всех сверхъестественных существ из древних легенд): есть и квесин - демон, сенок - священный олень, токкеби - гоблин, ендон - домовой, ино-русалка, имуги-змей. А также шаманы и прочие боги и звери. Жаль, что большинство из них просто поименовано так, а по облику все выглядят как люди. И вообще фантдоп слабенький. Но всё равно было интересно.
Имена. Это один из немногих азиатских романов, которые я нормально воспринимала (плюс еще один еще более крутой с переводом имен типа Прекрасный цветок) благодаря отсутствию непременной фамилии впереди, из-за которых все имена выглядят одинаковыми. Здесь благодарение автору Теун просто Теун и иногда детектив Кван, а Харин просто Харин. Аллилуйя!
Отсылки. Перекликается с другим циклом автора по многим позициям. И даже появляется либо один из героев оттуда, либо его тезка. Да и имуги с драконом замешаны... Забавно получилось. А еще упоминаются сериалы типа «Очень странные дела» и даже «Гарри Поттер». Догадайтесь, кого сделают вторым Снейпом?
Минусы.
Корейские реалии и термины. В основном современные: от еды (и кимчи самое простое) до тонкостей обращения старшего к младшему, есть даже собственный айдол. Но иногда сюжет заворачивает и в 1604 год, когда Харин еще была человеком, и в 1777 год. Тогда появляются дополнительные названия: одежда типа чонбок, джориб… Всё дано со сносками, но потом термины начинают накапливаться как снежный ком. Плюс к проработке, минус к сложности восприятия.
Странный ромфант. Сюжет завязан на соблазнении. Харин пытается вернуть свою бусину, для чего нужно соблазнить детектива…. Любовь с первого взгляда, развязная девица и скромница парень, которого нужно спасать, добавившийся к треугольнику бывший муж с темным прошлым… Это было бы до оскомины стандартными ромфантовскими тропами, если бы не одно но: мало того, что дальше поцелуев не зашло, так еще и ничем и не закончилось…
Магдетектив. Иногда даже в горфэнтези есть расследования, когда все идет вполне четко: опрос свидетелей, выяснение мотивов и прочее. Либо хотя бы сохраняется логика поступков. В особо крутых случаях даже можно самому решить загадку. Но тут детектив расследует убийства, которые явно совершил не человек, лиса ищет убийцу священного оленя, и всё завязано на магии без вариантов понять преступника, остается лишь ждать, когда автор сообщит выдуманные посылки для нереалистичного преступления.
Много мерзких подробностей. Конечно, в детективе часто присутствуют трупы и даже вскрытия, но тут количество мерзейших деталей просто зашкаливает (подозреваю, 18+ именно поэтому, либо из-за мата и брани). Рвотные позывы порождают описания засушенного до мумии трупа, часть праха которого вдыхают, ненамного лучше отрубленные головы, вырванные ногти и пр.
Язык. В другом цикле не замечала за автором такого количества тавтологий, корявых фраз с плеоназмами («откусывает зубами, кивает головой»). Совсем не помогает ужасное повествование в наст. вр., которое порождает чудовищ вроде «я тебя защищу» (или защитю? ). Молчу про то, насколько противно было от речи героев, чьи языки хотелось с мылом вымыть. Итого художественной ценности ноль.
Дурацкая концовка. Эта же претензия у меня была и к другому циклу автора, но тут совсем перебор. Пожалела, что потратила время, как и в случае с Лисьей тенью Кагавы. Серьезно, нужно в черные рамочки что ли обложки таких книг обводить. Если бы не концовка, оценка была бы выше.