Больше рецензий
12 ноября 2024 г. 00:00
43
5 Двоякость красоты
РецензияКрасота всегда носила в себе двоякость, и, пожалуй, нигде это не проявляется столь ярко, как в страшном, тягостном и непреодолимо мрачном. В своём романе «Кровавый меридиан» Кормак Маккарти изображает ландшафт смерти и отчаяния, где ужас предстает в форме утонченной, почти завораживающей красоты.
«Кровавый меридиан» — это не просто история о жестокости и насилии. Книга написана языком будто бы из другого мира, где каждое слово звенит острее стали, а каждый образ западает глубоко в памяти. В этом аду на земле, где насилие возведено в абсолют, пейзажи пустынь и бескрайние равнины кажутся неподвластными времени, столь же вечными, как сама смерть. Когда Маккарти описывает рассветы, алые, как свежая кровь, или полные тьмы ночи, где на горизонте мерцают огоньки костров, читатель не может отвести взгляда, понимая, что эта красота поглощает всё вокруг — и в первую очередь человеческие жизни.
Маккарти мастерски соединяет образы, в которых ужасы войны и убийства предстают как нечто величественное и неизбежное. Так, всматриваясь в просторы земли, которые мертвы и обжигающе пусты, мы видим не только следы убийства, но и величие природы, ставшей свидетелем этих ужасов. Его слова заставляют видеть красоту в этих сценах, как бы парадоксально это ни звучало. Когда он описывает окровавленное солнце над горизонтом или трупы, лежащие на дне долины, создается ощущение, что смерть здесь не имеет морального оттенка — она просто есть, она природна, как горы, ветер и солнце.
Но что заставляет нас смотреть на этот ужас, не отрываясь, почти зачарованно? Маккарти возвращает нас к философской мысли о том, что красота может существовать вне добра и зла. Как и «Божественная комедия» Данте, где ад раскрывается перед нами во всей своей суровой красоте, мир «Кровавого меридиана» открывает нам тёмное, беспощадное искусство насилия, которому, возможно, место на самой границе между прекрасным и отвратительным.
Маккарти рисует своих персонажей так, что они становятся воплощением этой безжалостной красоты. Судья Холден, например, не просто злодей, а, скорее, воплощение всепоглощающего хаоса. Его философия о войне как вечном состоянии бытия звучит как горькая правда, которую мы не можем не признать. Он сам словно творец этой темной красоты, и мы, читатели, чувствуем себя почти загипнотизированными его словами, его поступками, его безграничной жестокостью, что раскрывается как искусство.
Маккарти показывает, что в самой ужасной стороне человеческой природы тоже есть то, что может захватить дух, вызвать трепет, неподвластный ни логике, ни морали. В его мире ужасное может быть красивым, потому что оно истинно. И, возможно, именно эта истина, раскрывающаяся во всей своей жестокости, и есть высшая форма красоты — красота, которой не дано успокаивать, но которая пробуждает нас к глубокому пониманию природы жизни.