Больше рецензий

LanKa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 февраля 2015 г. 15:48

19K

5

Я много лет старательно избегала Ремарка. Еще в институте мы учили немецкий язык, и мои однокурсницы из рук в руки передавали его книги. Они читали Ремарка в метро, дома, на парах, выходили из аудиторий с заплаканными глазами, приезжали утром на занятия невыспавшиеся и абсолютно удрученные. Я смотрела на них и понимала – не хочу таких книг! И яркости такой не хочу. Тогда в 20 лет яркость эмоций представлялась мне только в позитивном свете и никак иначе. Тогда я еще не умела плакать над книгами, и уж точно не считала нужным выбирать подобную литературу специально.
В общем, прошло уже достаточное количество лет, я пролила немало слез на страницы книг, но от Ремарка по-прежнему шарахалась. Где-то там, на подкорке, ясно и отчетливо было записано: «Ремарка не читать!» Так и было – не читала, – до недавнего времени.
И вот сижу я на кухне с чашкой горячего чая в одной руке, с яблоком – в другой, и перед глазами у меня – «Триумфальная арка», или красивейший из европейских романов XX века. Роман о любви, войне и смерти. Эрих. Мария. Ремарк. И я знаю, что в этой книге отчаяние, тоска, боль, знаю, что пролью немало слез, знаю… и все равно открываю первую страницу… Говорят, что запретный плод – сладок. Вот и Ремарк стал для меня таким «запретным плодом». Сама того не зная, я построила для себя железный занавес, разрушить который было так же восхитительно, как и неимоверно ужасно. Я читала, глотая слезы, и не могла остановиться. Меня засасывало, эта книга притягивала, не отпускала, била по сердцу, заставляла задерживать дыхание от отчаяния, но не давала уйти, не позволяла отдохнуть, прийти в себя. До самой последней страницы она тисками держала меня и безраздельно владела моим вниманием. Она не дарила ни капли надежды, но бросить и не дочитать было совершенно невозможно.

Читать о боли тяжелее, чем испытывать ее самой. Даже сам факт необратимости меркнет перед невозможностью помочь или хотя бы поддержать. Нужно быть неимоверно сильным человеком, чтобы согласиться стать сторонним наблюдателем без единого шанса быть услышанным – хоть связки себе сорви от крика.
Я до сих пор не могу понять, как можно так писать, что даже в счастливых моментах сквозит печалью? И она притягивает – эта сладковатая, терпкая печаль с привкусом одиночества, – в буквальном смысле слова манит. Ей хочется дышать, как дышишь дымом сигарет, ее хочется пить, как кальвадос. И легкий яблочный оттенок в горечи водки будет постоянно напоминать о том, что грусть может быть с привкусом сладости, с ароматом лета. И с ней невозможно бороться, нельзя противостоять, устоять, пережить: либо принять – вдохнуть глубоко в легкие дым, который подарит минуты наслаждения и будет медленно отравлять организм изнутри; либо попытаться сбежать, отказаться, забыться – оставить бутылку кальвадоса на столе нетронутой… хотя бы на сегодня.
«Триумфальная арка» не поразила меня, нет. Эта книга превратила свои печатные слова в кулак и со всего размаху ударила меня в солнечное сплетение. Она заставила меня сжаться от ужаса в комок, тихонько заплакать в подушку и восхищенно замереть перед ней, перед ее величием и каким-то совершенно необъятным пониманием жизни. Ремарк совершенно не жалеет своих читателей, он предлагает им самую жесткую, самую необратимую и удручающую правду жизни – и этим он прекрасен. Его произведения как будто светятся – тусклым желтым светом уличного фонаря, блеклыми каплями дождя на оконном стекле. Но вместе с тем этот приглушенный отсвет настолько уютен и притягателен, что даже в самой критической боли, в самом бездонном отчаянии можно разглядеть потрясающую красоту, нежность и легкость.
Моя однокурсница как-то охарактеризовала книги Ремарка: «Безысходность». Мне показалось, что именно ради этой безысходности и стоит читать его произведения. Пусть я скажу безумно банальную фразу – но именно безысходность учит замечать мелочи вокруг. Когда мир сужается до пределов боли, то в этих границах человек начинает обращать внимание на мелочи – на бабочку, капли дождя, огонек от спички… Книга «Триумфальная арка» заставила меня другими глазами взглянуть на свою обыденность и повседневность.
У Ремарка совершенно потрясающий, просто невероятный язык! Его манера повествования буквально вскружила мне голову. Ремарк столь мастерски простым языком описывает самые повседневные мелочи жизни (которые, порой, и не замечаешь), что хочется сейчас же, немедленно оказаться там и все это прочувствовать самой, увидеть своими глазами.

В окно мягкими пальцами стучался дождь.

На улице стоял вечер с фиолетовыми глазами.

Манто соскользнуло с плеч и черной пеной легло у ее ног.

Спичка крохотной кометой летит на землю.

С площади Этуаль на серебряных ступнях незаметно пришла прохлада.


И это только малая часть примеров прекрасного, волнующего слога Э.М. Ремарка.

Теперь утром, проезжая мимо высоток, я смотрю на окна. За этими окнами чего только не происходит: люди просыпаются, завтракают, ссорятся, мирятся, расстаются, кому-то звонят, кто-то просто смотрит в окно на рассветное небо… А я вижу, что солнышко, которое только-только начинает просыпаться, одинаково радостно и ярко отражается в каждом окне. Ему не важно, что происходит за каждым стеклом, оно просто дарит всем свою яркость, начиная наше утро. Я не могу так же красиво, как Ремарк, написать про эти самые оранжевые лучи в окнах домов, но я вижу их, вот просто вижу солнечных зайчиков и улыбаюсь. И эта красота находит свои слова в душе – те самые, которые нельзя выразить буквами.
Вот так через призму боли и уныния можно увидеть красоту и тепло в самых обычных и повседневных вещах. Учиться жить можно и нужно всегда: в любом возрасте, в любое время, в любой ситуации. Безусловно, хорошо, что есть такие книги – в «Триумфальной арке» настолько большая концентрация ада при жизни, что невольно начинаешь искать те малые крохи позитива, которые автор скудной россыпью поместил на страницах. А после, отрывая взгляд от книги, начинаешь с настойчивой дотошностью осматривать свой мир – здесь лучше, чем там, и это уже совсем неплохо.
Мне кажется, что Эрих Мария Ремарк до умопомрачения любил жизнь. Он видел ее с разных сторон: в его жизни была и любовь, и потери, и война, и смерть. Все это, безусловно, отразилось в его произведениях. Да, конечно, в них слишком много гнетущего, разящего, сбивающего с ног, но невозможно не увидеть безмерную жажду жизни, нескончаемую любовь к ней, желание творить и дышать полной грудью.

Книга прочитана в рамках игры Флэшмоб 2015 Спасибо огромное за совет Femi . Я думаю, что теперь я все-таки открыла для себя путь к Ремарку.

Комментарии


Теперь при первой же возможности пойду в книжный. Когда мне было 15 (примерно) и я читала Ремарка, не поняла его абсолютно, к сожалению


Я бы не хотела читать такие книги в 15 лет. Но теперь я точно могу сказать - Ремар стоит того, чтобы быть прочитанным, да.


Прекрасная рецензия, Света! Спасибо.
Думаю, теперь я не буду его читать (раз мне только 15 :), но обязательно прочитаю потом.


Спасибо, Лиз. Не, я бы сама еще лет до 30 бы тянула, вот честно! Реально душе дорасти и повзрослеть надо для таких книг...


Поздравляю с приобщением)


Спасибо, Юль)))


Очень рада, что Вам понравилась книга. И с удачным знакомством Вас с Ремарком. Да и с падением своеобразного железного занавеса заодно. Думаю, не разочаруетесь. :)


Да, спасибо большое))) В общем разочарования уже не наступило. И хорошо, что я не читала его, когда была студенткой - все-таки сейчас он более "к месту")


Как раз сейчас читаю) У Ремарка очень люблю "Трех товарищей". Пат - моя любимая женщина в литературе)


Я уже думаю о том, что "Три товарища" - следующая книга у Ремарка. Запоем его читать не буду, но как отойду, так возьмусь. Пат - это героиня из книги "Три товарища"?


Да) Она очаровательна, просто очаровательна) На обложке книги из серии "зарубежная классика" есть изображение девушки, так вот именно такой я себе её и представляю) Во время чтения то и дело любовался на обложку ))


Обязательно обращу на нее внимание, когда буду читать эту книгу!


Она - не более, чем литературный персонаж. Не вздумайте искать таких в жизни. :-)


я так рада, что тебе понравилась книга. я тоже как-то долга не решалась его читать..и даже объяснить это не могу


Вот да... Необъяснимо, но почему-то не решаешься на его книги. Но теперь, вроде, не так страшно)))


А еще, как мне кажется, он любил людей. Потому что не смотря на то, что он показывает и подлецов, но все равно в целом какая-то вера в хорошее у него сквозит. Очень люблю его.


Да, безусловно! Полностью согласна с вами.


Нет, меня всегда удивляло, что люди считают Ремарка безысходным. Безысходность для меня - это, например, Достоевский, для которого, кажется, вообще ничего светлого в этом мире нет. Эльфрида Елинек - вот безысходность. Кафка - безысходность. Но Ремарк - это неизменный гимн жизни и чем страшнее декорации произведения, тем ярче и выразительнее виталистические нотки у него звучат.


По-моему, "Искра жизни" - квинтэссенция всего его творчества, его мировосприятия. Невыразимо жуткая книга. Но даже она не безысходная, нет.


А судя по рецензии, я бы тебе рекомендовала "Жизнь взаймы". Это моя любимая на сегодняшний день книга автора. Вот эти воспетые тобой волшебные мелочи жизни на фоне обреченности там как раз особенно хороши. И Лилиан Дюнкерк - моя любимая девушка в литературе. ))) Что-то у нее есть общего и с Пат из "Трех товарищей".


Я не могу судить по одной книге, но мне всегда говорили, что у Ремарка не бывает хорошего конца. Отсюда и безысходность. У него нет вариантов, нет happy-end.


Смотря что считать хэппи-эндом. Если "долго и счастливо" то, конечно, нет. А если примирение с собой и этим миром, то все-таки бывают. Мне вот в "Жизнь взаймы" все-таки хэппи-энд видится. Хотя в общепризнанном смысле его и нет. В "Искре жизни", опять же, что-то подобное...
А вообще мне кажется, что Ремарк, совершенно безжалостный к своим героям, тем самым дает что-то нам, читателям. Какую-то... искру жизни что ли. Заставляет встряхнуться и жить ЗА них, увидеть прекрасную сторону жизни ИХ глазами. Т.е. он не оставляет хэппи-энда им, но предлагает побороться за него для себя нам.


Бесспорно. Своя-то жизнь видется ярче после их жизней...


у раннего Ремарка есть)
но опять-таки, соглашусь с написанным выше

Смотря что считать хэппи-эндом.

Достоевский, для которого, кажется, вообще ничего светлого в этом мире нет.
Кафка - безысходность.


Вы серьезно? :-)


Браво!
alenkamouse, снимаю шляпу.
обожаю, когда кто-то формулирует именно то, что я чувствую


Да, с Ремарком наслаждаешься и страдаешь - литературный мазахизм какой-то. А эта книга вообще вырвала меня из реальности, погрузила в долгий сон, в мысли, куда-то далеко. Сильный роман. И рецензия хорошая у вас, получилось выразить моё невыразимое


Спасибо. У меня больше половины этого невыразимого так и осталось в душе. Сама долго слова подбирала, чтобы хоть что-то, хоть как-то...
Да, вот именно, что Ремарк делает из людей мазахистов своими книгами. И как бы тоскливо мне не было, я буду читать и другие его книги.


Я тоже буду)) но не сразу, два месяца уже прошло и пока не хочу.


Да, я на полгода планирую его отложить.


Спасибо Вам за такую прекрасную рецензию! Вы-молодец, что решили повременить со следующим произведением. Из личного опыта знаю, что Ремарк - прекрасен, но "принимать" его стоит дозированно. Сама до 27 лет тянула со знакомством с этим автором, несмотря на то, что очень многие мне советовали прочитать любое из его произведений. И вот однажды я прошу коллегу принести мне что-нибудь из Ремарка. Это были "Триумфальная арка" и "Три товарища". Начала я, как и Вы, с "Триумфальной арки", и жила, болела этой книгой три дня. Едва отложив этот роман в сторону, я с восхищением открыла "Три товарища" воскресным утром, и закрыла эту книгу тем же вечером, пролив столько слез, сколько не проливала ни над одной книгой до этого. Плакала еще недели две, вспоминая события этих двух произведений...Измотала себя окончательно. Поэтому "Ночь в Лиссабоне" и "На Западном фронте без перемен" вот уже несколько месяцев дожидаются момента, когда я буду готова погрузиться в мир Ремарка снова.


Спасибо. Теперь только убедилась в том, что Ремарк совсем не "взахлебный" автор.
Меня до сих пор не отпускает эта книга, хотя уже сколько после нее прочитано... Даже рецензии не пишутся. Поэтому очень хочется немного всё же "затереть" "Арку". Плюс, столькл тянула с Ремарком в принципе... В общем, одно из самых ярких чтений за последнее время случилось. Поэтому буду пережидать.