Больше рецензий

24 сентября 2024 г. 09:30

455

3

Книга адресована копирайтерам, дизайнерам, журналистам, менеджерам и всем, кто пишет по работе.

Я как раз тот человек, который пишет по работе. Пишу руководства для пользователей, инструкции, описания "багов", пожеланий пользователей на доработку. Когда появилась книга "Пиши, сокращай", она набрасывалась на меня в рекомендациях многих блогеров. Казалось, что ее советуют абсолютно все. И я, конечно же, купила книгу. Но не прочитала.

Недавно мне поручили обучать нового сотрудника, а это тоже куча переписки. Мой новый собеседник писал сложно - использовал много канцелярита, оперировал только что самостоятельно выдуманными терминами. Мне приходилось перечитывать его сообщения несколько раз, чтобы хоть что-то понять в предмете обсуждения, который я знаю, как свои 5 пальцев. Когда я обратила внимание коллеги на сложность восприятия подобного изложения, он мне возразил: "Вообще-то так и надо, чтобы произвести впечатление человека сведущего, я читал об этом". И тут мой мир пошатнулся (шучу), а книга перекочевала с полки ко мне в руки.

Книга начинается с вступления. Во вступлении авторы знакомят с понятиями "информационный стиль" и "сильный текст" и тем, насколько они важны и нужны. Можно даже сказать, что возводят некий культ информационного стиля.

Далее следуют 3 объемных главы. В первой главе учат, как убрать из текста лишнее: упростить, убрать штампы, заумные словечки, оценки и т.д. Во второй главе учат, как сделать текст красивым и читаемым: длина предложений, синтаксис, деление на абзацы, заголовки и пр. В третьей главе учат рассказывать о себе, компании, писать сопроводительные письма.

В целом, нахожу книгу полезной. Моему новому коллеге она бы точно пригодилась. Есть ли в ней новая информация для копирайтеров и журналистов - судить не берусь. Мне, выпускнику технического ВУЗа, все было знакомо (в части построения и упорядочивания текста).

Привожу анонимный отзыв на книгу. Примерно таким же слогом написана и книга.

o-r.jpg

Читать мне было тяжело, было постоянное ощущение, что с читателем (со мной) общаются как с умственно отсталым.

Некоторые примеры тоже вызывали вопросы.

Вот признаки культа слов. Знакомо?
.....
В договоре обязательно писать особым, юридическим языком.
.....
Все это - языческие заблуждения, как бабкин заговор от ангины. В жизни текст работает не потому, что вы использовали волшебные слова. Текст работает вопреки волшебным словам.

Есть и другие признаки, но почему-то именно на этот не приведен пример) Авторы в попытках подчеркнуть важность информационного стиля замахиваются на чужую территорию.

Авторы призывают проявлять заботу о читателе. Чтобы текст нес пользу читателю и был заботливым. Писать объявления без официоза и попытки надавить на читателя, с уважением и заботой. Поэтому вместо "Курение запрещено" написать "Не курите на площадке. Сигаретный дым по вентиляции попадает в офисы, спортзал и детский центр. Дым вредит нашим гостям. Удобные места для курения на улице." Внутренний голос в голове произнес: Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег в башка попадет. Совсем мертвый будешь!

Или вот такой пример:

Использовать психологические и медицинские термины, если вы пишите не о психологии или медицине, - дурной тон.

Спустя пару страниц:

Чтобы такое писать нужно быть внутренне зрелым, спокойным и компетентным. Вообще эвфемизмы - это не проблема сама по себе, это признак более глубокой проблемы. Скорее всего, у этого менеджера болезнь отличника.

Встречаются и такие предложения:

Читателю захочется пообщаться с вами подробнее, чтобы разобраться более подробно.

У меня книга 2017 года. Возможно, эти ляпы отредактировали в новых изданиях.

Глава 2, модуль о важности заголовков:

В 2016 году, когда мы создаем эту книгу, большинство наших знакомых в Фейсбуке делятся друг с другом статьями, которые они даже не читали. Там может быть написана полная чушь, но если удачно подобран заголовок, то такой статьей будут яростно делиться все подряд.

А это из первой главы:

Бывает ложь, а бывает - брехня. Ложь - это искаженные факты. Брехня в нашем понимании - это расплывчатые формулировки, которые формально не ложь, но и не правда. Брехню используют, чтобы подкрепить слабую и ничем не доказанную мысль.

Не то, чтобы я на что-то намекала такими цитатами))) Таких мест в книге я выделила довольно много.

В книге 440 страниц, часть занимают комиксы, довольно крупный шрифт, но очень много повторения одного и того же, можно было сократить смело вдвое. Я позволю себе дерзость и сокращу книгу до одного предложения:

Когда есть порядок в голове, порядок в тексте приходит сам собой.