Больше рецензий
13 сентября 2024 г. 02:55
93
5 Не нигилист, а реалист
Рецензия«Бодлер не певец порока, он певец греха, а это совсем другое»
Решила подвести итоги этого лета вместе с Бодлером и Антуаном Компаньоном.
Небольшая и очень лаконичная книга, которую можно осилить всего за один жаркий августовский вечер, а можно растянуть на несколько раз вдумчивого чтения.
До недавнего времени была знакома с Бодлером весьма поверхностно. Знала, пожалуй, только пару самых известных стихов, например, знаменитого «Альбатроса». И только недавно полностью ознакомилась со всем сборником «Цветы Зла». Поэтому было очень интересно узнать о контексте творчества автора побольше.
Книга состоит из небольших глав, изначально родившихся из выпусков радиопередачи. Французский литературный историк и критик рассматривает строки знаменитых произведений в контексте событий на протяжении всей жизни Бодлера. Вместе с Антуаном мы последовательно, глава за главой, знакомимся с событиями из жизни поэта и тем, как они нашли отражение в строках его поэзии.
Сам Бодлер жил в очень интересное для Европы и своей страны время — время больших перемен. На его век пришлись: перестройка Парижа, возникновение многих социальных и культурных явлений и направлений, период плодотворного творчества многих известных критиков, художников и писателей. Сам Бодлер, если доверять приведённым цитатам его авторства, некоторые перемены (спойлер: почти все) и прогресс принимал весьма тяжело, с негативом, и всячески поругивал. Иронично, что в итоге его творчество оказалось слишком «модернистским» для своего времени, что вызвало знаменитый скандал и последовавший громкий судебный процесс над всё теми же «Цветами Зла».
Современность Бодлера — это сопротивление современному миру, в котором всё подвержено порче; это стремление сохранить и передать нечто долговечное.
После прочитанного, мне сложно назвать Бодлера приятным человеком, такое ощущение, что он пытается противиться буквально всему, что хоть на толику не совпадает с его собственным мировоззрением. Очень много рефлексирует над тем, что происходить вокруг него, отторгает это и, конечно же, сильно страдает. Удивительно, что из таких страданий, прокрастинации и отчуждения рождаются прекрасные и талантливые стихи — обсидиановые бутоны цветков в тени мрачного сада современности.
Язык книги мне понравился: читалось очень легко. Также понравилось, что автор не голословен, и все свои рассуждения он базирует на словах, высказанных когда-то самим поэтом. Приводится много цитат из личной переписки Бодлера и высказываний других деятелей того времени о нём.
«Лето с Бодлером»— это идеальное дополнение, если вы уже знакомы с творчеством поэта. Компаньон не просто пересказал биографию, а изложил свой, пусть и субъективный, взгляд на его стихи, философию и мировоззрение. В целом, книжка — это неплохой переход между личным чтением стихов и профессиональной трактовкой Компаньона. Если вы уже знакомы с поэтическим миром Бодлера, эта книга может стать хорошим стартом для собственных размышлений о его творчестве.