Больше рецензий

JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

8 января 2015 г. 23:02

2K

4.5

"Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил его?"

Дивная, дивная книга, насыщенная христианскими и языческими древнеримскими и даже старославянскими символами, как вода насыщает хлопок, и оттого тяжелая для восприятия, как мокрая хламида, особливо для неподготовленного читателя, особливо неподготовленная Толстым Львом Николаевичем. Тяжело читать, тяжело думать, тяжело искать аналогии, тяжело воспринимать незнакомые словесные конструкции, тем паче их дюже много. Не уверена, что можно до конца разглядеть все метафоры и аллегории, но хотя бы часть можно попытаться расшифровать и уложить в голове.

Язык, которым пишет Мережковский, также тяжел, словеса его ложатся крупными масляными мазками, падают в голову, как крупные, с кулак, градины и застревают поначалу, потом приходит привычка, и слог смущать перестает, но все равно остается торжественным и велеречивым, не пафосным, нет, но величавым, как Ave Maria и траурный марш. Слова как будто покрыты златом и пурпуром, а на ощупь - бархат и парча. И вообще вся книга мне казалась написанной в траурном ключе, будь то о детстве, о юности, о зрелости, и тем более о старости.

Мне казалось перед чтением, что книга будет только о Леонардо, что автор будет следовать за ним от детства и до самого конца, но нет. Эта книга, скорее, - срез эпохи, срез позднего Средневековья и раннего Возрождения, когда противоречие нагромождалось на противоречие, когда текущее мировоззрение святошества и ханжества пыталось вылезти из вериг и повернуться к Разуму чем-нибудь иным, помимо затянутого во власяницу зада. Отсюда и основная проблематика - как совместить привычное, старое, библейское и дискомфортное, новое, научное. И не сойти от этого с ума. Задача непосильная для большинства современников, для "черни", как высокомерно называет это большинство Маккиавелли.

Вообще эту книгу лучше всего читать, обложившись яндексом, гуглом, гуглкартами, википедией, викимедией и прочими интернетами, иначе не распознать и половины прелести, гм нет, красоты этой книги. Хотя если кто-то знает наизусть то время, то это прекрасно, и я завидую. Что ни персонаж, то личность: покровители Леонардо Франческо Моро и жена его красавица Беатриче, хитроумный интриган Чезаре Борджиа, отец его Папа Александр VI, в юности Родриго Борджиа, сестра его жемчужная Лукреция Борджиа, французские короли, антагонисты Леонардо по замыслу автора - монах-проповедник Джироламо Савонарола, безвестный тогда секретарь Флорентийского Совета Никколо Маккиавелли и враги-художники Микеланджело Буонарротти и Рафаэль Санти. Дух не захватывает?

Книга подана как вязь набросков, не цельная картина, но отдельные эпизоды, выхватываемые автором из жизни то самого Леонардо, то ученика его Джованни, то "друга" Никколо, то самого Папы Римского. Леонардо меж тем то приближается, то удаляется от читателя, но непременно остается в поле зрения, хоть бы иногда и в самом уголке. Вот так посредством косвенных данных, в вечном противостоянии со многими, пишет автор портрет великого изобретателя, мыслителя, и только потом живописца Леонардо Да Винчи. И портрет не всегда лестный. Художник предстает перед нами холодным созерцателем, зачастую беспомощным в мирских делах, с высоты своего разума и интеллекта смотрящего на страсти людей, изучающего людей, как энтомолог изучает насекомых, вечное любопытство гложет его, мимические морщины скорби и радости препарируются, мышцы отделяются от сухожилий, всевидящий взгляд и анатомические рисунки его складываются в какое-то первое средневековое КТ и МРТ. И лишь некоторым удается влюбить его в себя, а женщине (по словам автора) так и вовсе - одной. Мона Лиза Джоконда, гремящий шедевр, вечно живая, вечно юная, со странной невероятной улыбкой.

А природа? Конечно, это распространенный прием, когда по внезапной грозе или ветру можно распознать бурю в душе персонажа, но каковы сами описания? Кажется, сам Леонардо впитал в себя эту природу Флоренции, "...камни и бледное небо... горы, холодные, мутно-лиловые, с широкими тенями, уступами и провалами... и везде пространство, пустота, воздушность." Некоторые отрывки откровенно кинематографические: Леонардо в развевающемся красном одеянии, шагающий ввысь по хребту Монте-Альбано; умирающее солнце в витражах флорентийских башен, черно-белое ар-деко миланских ночей...

И много, много чего еще преподносит нам автор в буквальном смысле умопомрачительной манере: каково быть в тени гения, любить его, подражать ему много лет, но всю жизнь стремиться стать самостоятельной личностью, гениальным художником, к каким моральным предательствам это приводит; о безумствах Инквизиции, читая о которых хочется пойти и тоже что-нибудь поджечь, например, <зачеркнуто цензурой>; о восприятии Да Винчи современниками, прямо противоположным современному, хотя если подумать, каким должен был казаться Да Винчи им, погрязшим в религии, если он и сейчас кажется кем-то невероятным, химерой разума. Отсюда и постоянный вопрос, мучающий и сводящий с ума впечатлительного ученика Джованни: а не Антихрист ли?

И будет много, много схоластических вопросов, и будет много, много дихотомий Иисус Христос vs. Антихрист, и будет много, много размышлений о полетах, крыльях и безднах, из которых автор выводит невероятно трогательный финал. Финал, в котором Мережковский столкнул символы итальянского Возрождения с русской иконописью, и из этого столкновения сделал любопытный вывод. Мне не показался финал религиозным, в смысле толкающим на путь религии, но показался отвечающим на вопрос Джованни, кто есть Леонардо, и ответ этот в финальной цитате книги и в моей рецензии. Наверное, это спойлер, но редкая птица долетит до книги Мережковского и до конца этой рецензии, так что да будет так.

"Вот Я посылаю Ангела Моего, и он
приготовит путь предо Мною, и внезапно
придет во храм Свой Господь, Которого
вы ищете, и Ангел завета, которого вы
желаете. Вот Он идет."

PS Чтобы чуть-чуть снизить градус пафоса можно поиграть в игру "Обыграй пафосное слово":
"пончатый" - это что-то из "Скруджа"?
"паки"- это что-то гавайское (паки-паки)? :)

Благодарю за компанию Настю littleworm , Ксюшу ksu12 и Зари nevajnokto , вряд ли я взялась бы за эту книгу без вас. Девочки, и мне ооооооочень интересно ваше мнение.
Костя trounin , наверное, я бы тебе рекомендовала ее.
Настя LiLiana , а может ,все-таки?

1 2

Комментарии


О! Ты первая, и такая хорошая оценка с рецензией!
Будем догонять)
Спасибо!


Вот честно, не могла оторваться. Очень любопытно, как тебе покажется, Зарь.


Расскажу обязательно!


Буду очень ждать! Прям очень!


Как здорово и красиво ты все разложила по полочкам! Спасибо, Юля, замечательно написано!


Тебе спасибо, что прочитала сей опус )))))) Я даже с тобой умудрилась немного поспорить про финал ))))


Пррравильно, пррравильно, ведь каждый видит по-своему, а "в споре рождается истина"))) Я вот сейчас увидела кое-что, что совершенно не разглядела при чтении:)


Мне твоя рецензия тоже помогла при чтении :)


Юль..молодец! рада, что оценка положительная. Но пока плюсую не читая))


Ага, приходи, как прочитаешь )) Думаю, будет, о чем поговорить. Мне вот ваше мнение о символике интересно, я вечно половину не улавливаю ((


ох..посмотрим-посмотрим)))


Почитаем-почитаем )))


Я вообще пока никакой символики не вижу((((((( вижу то, что на поверхности- люди, тяготы, стремления, падения и подъемы....


А ты докуда дошла, дневник Джованни прочитала уже?


Сегодня уже до того, как он приехал домой, до детства Да Винчи дошла)), пошло полегче. Не, я понимаю, что там куча символов, аллегорий и смыслов. но заморачиваться даже не хочу ни на чем(((, это Умно, я много не знаю , обложиться гуглами и муглами не хочу, часто читаю между делом и ночами))), так что читаю, как жизнеописание, только оно мне и интересно, жизнь талантливого человека, опередившего время, остальное - историч эпоха. символы, ангелы- архангелы- все мимо идет(((((


Понятно, жаль (((


ага, сижу посыпаю голову пеплом))))), но зато честно)))), но при этом я не плююсь, я понимаю, что это не книги вина, а моя слабость, мы с ней не совпали, и в рецензии, если напишу, гневных тирад не будет, не люблю я это.


Да ничего страшного, книга сложная просто, не под настрой ))


Я на сайте, посвященном Да Винчи читаю его сказки . Так очень нравятся, балдею. )))


А мне как раз сказки и притчи его не понравились (((((


Вот)) а мне очень нравится, и все, что именно Леонардо Да Винчи говорит сам в романе Мережковского- я тихо прислушиваюсь и слышу его, поэтому и говорю, что Да Винчи я люблю, а Мережковский не впечатлил))


Поняла ))


Честно скажу, мне трудно ее читать, и никакие талмуды классики меня не подготовили))) , пока я пробираюсь через текст, и не достигла еще и 30 процентов, и не могу не отвлекаться на другую книгу. Мне нравится и интересно. Но... слог Мережковского для меня тяжел, не непонятен, но тяжеловат и избыточен, для меня это важно, потому что порой приходится продираться прям сквозь текст, Дальше - хорошо, что это Да Винчи, что книга о нем, личности , которая уникальна и мне интересна, вообще интересна, далеко не про каждого я стала бы читать подобную книгу. Конечно, я полезла в Википедию, прочитала в ней то, что уже знала по сути, полезла на сайт , посвященный Да Винчи, где все о нем и его сказки, притчи... И вот это множественное соприкосновение с уникальной личностью и делает чтение интересным, но, конечно, не захватывающим для меня((( Может быть, дальше пойдет легче))) Я сочетаю с другими книгами, иначе не получается((( Это тоже показатель...(( Но книга мощная, исторически, почти документальная, но главное, не Мережковский. а Да Винчи. Вот у Стоуна))))) я часто вспоминаю самого Стоуна, не только Ван Гога, я понимаю, что время другое и эпоха и все такое, но мне кажется, что если бы Стоун писал про Да Винчи , он бы написал по- другому, ближе для меня)))))))))) Вот высказалась, а дочитаю, писать буду не о книге , наверно))), а о Да Винче, о том, из- за кого читаю))))


А я бы тоже с трудом читала, если бы разбавляла, Ксюш. А когда читаешь постоянно, то слог легче идет, я к середине уже и не замечала этих конструкций. Но тоже не захватывающее чтение, другое слово должно быть.

Вот с притчами мне было сложнее всего, я их раза по три перечитывала, и некоторые так до конца и не уловила. Я больше в характер всматривалась... в природу ))) Финал блин пришлось вообще с лупой читать и соображать, что же хотели сказать. Там с этими русскими мне вообще читать не хотелось, а оказалось, самое важно в книге.

Стоун более беллетрист ))))) про жизнь, про чувства рассказывал ,а тут скорее история, философия, искусствоведение... Потому и пишу, что редкая птица до книги долетит ))))))) Мне кажется, это как раз тот случай, когда можно собой гордиться ))))))


Ой, не знаю... если бы не Да Винчи ... плевала бы я на гордость)))))))))))))))) Итальянцу надо было про Да Винчи писать))))))) русские, как всегда, со своей глубинной печалью)))))))))))))))А нее мешать ни с чем))) тогда считай - я читать брошу))), вот почти ничего не мешаю, если только с рассказами или мал произведениями, а эту не могу ... " Туфельки " взяла и удовольствие.... А тут у меня- труд, а я в школе, в универе, не знаю где. )))) В Обшем, Да Винчи - любовь навсегда, а у Мережковского я по доброй воле , наверно, ничего больше не прочитаю, зарекаться не буду, но... не хотелось бы... И оценка будет не книге))))))))


))))))))))) А мне нравится такой труд, если предмет интересен ))) Но в общем, да, не развлекательная литература ))) Я тоже ожидала другого.


Я не только развлекательное читаю, дело не в этом, вот не знаю.. не могу объяснить, у меня не поет душа....это печаль, я знаю себя....


((((((((
Может, еще проникнешься... но книга тяжелая, это да.


Да, я надеюсь, Настя обещала, что дальше будет лучше)))))) но не так все плохо- Это же Леонардо да Винчи - уникальная личность, и я в любом случае стану богаче)))) , так что... буду дальше читать.


))))) Мне и с самого начала было хорошо ))) хоть и трудно.


Меня " Туфельки" манят, а эта для меня - труд))), но тоже надо, потом долго за что- то подобное не возьмусь)))))

Вот Достоевского люблю, а это мне тяжко, просто я понимаю, там глубина настоящая, а я по поверхности шмяк - шмяк, а на большее желания нет... , следовательно я от нее беру минимум, а не максимум....


Понятно ((((( У меня немного другой подход. Если уж браться вообще за такие книжки, то пытаться разобраться...


разворчалась я )) не обращай внимания)))), просто кривить душой я не люблю, что есть, то есть, но Да Винчи - это любовь навсегда, ради него доковыляю до Эвереста, даже если ничего не пойму)))))))))))))))))))))))))


Шикарная рецензия! Прочитала с удовольствием! Спасибо!)


Рада, что вам понравилось! Спасибо вам :)


Интересная очень рецензия, спасибо)


Спасибо тебе, что прочитала.


Назад добавила в хотелки)))Только вот я не смогу уже в этом месяце, но я твердо решила что прочту, правда не знаю когда)
Спасибо за отличную рецензию!


Ура! Ну хоть когда-нибудь ))))))) И то хлеб ))


Просто думаю в ближайшее время я такое не осилю, пойдет он как у Ксюши, вкривь, вкось)))


Было бы жаль, но как специально на него настраиваться, я не понимаю, например...


Ну почему же) бывает время, моменты, дни, месяцы, часы, когда хочется вдумчивого, философского, исследовательского чтения, когда хочется покопаться и насобирать все по крупинкам, просто надо поймать. У меня, например, не всегда оно такое, настроение, я больше люблю труд душевный. А кто - то просто всегда любит именно такие вот книги)) При этом классику я люблю всегда, но в ней все же больше труда душевного. это же больше документально- историческая книга, и в правильном настроении она и будет воспринята почти до дна)))) Я так думаю)))


У меня такого нет ((((( Я просто беру книгу и начинаю читать... а потом к ней приспосабливаюсь. Но легко могу предположить, что далеко не все такие ))))))


Для меня чтение - вдохновение), наитие, я не приспосабливаюсь, если это не обязательство по работе или учебе. Те напрячься я могу, конечно, но удовольствие будет потеряно, я уже давно прошла период, когда хотелось что- то преодолевать в литературе, теперь я просто ее люблю)))


"Приспосабливаюсь" - это необязательно "труд" и "преодоление", к Туфелькам тоже вот приспосабливалась, наверное, это у меня называется - прочувствовать атмосферу, понять автора, замысел. К подростковой литературе тоже вот надо особый настрой иметь ))))


Ну, я наверно, чаше совпадаю, я например, совпадаю и с " Братьями Карамазовыми" и с "Туфельками", и с " Пассажиром", и с " Замком Броуди" итд и тп, со многими, которые сама выбираю опять же под настроение, но устроить искусственно себе настроение я не могу.


Я не искусственно )))))) Блин, ну как объяснить... как будто к книге подхожу как чистый лист, а по мере чтения воспринимаю тот рисунок, ту атмосферу, что автор задумал. Иногда не могу, иногда автор скучный и т.д.


Короче, Юлька))))) мы об одном и том же))), как всегда, ну конечно, мне тоже надо прочувствовать атмосферу и замысел без всякого предубеждения, но не всегда получается, и тогда я считаю, что эта книжка не вовремя, )))но в основном чувствую, что мне хотелось бы сейчас))))), и это не отменяет почувствовать атмосферу))))


В этом вот разница, ты чувствуешь, что хочешь сейчас, а я нет, и мне в принципе без разницы :)))) А в остальном - об одном, да )))))))


Договорились))))))


уж больно автор разными темами увлекается... боюсь найти смесь овсянки с манкой.


Не попробуешь, не узнаешь )))) А вдруг вкусная каша получилась? )


всё возможно


Ну мне понравилась )


именно))))это и есть каша 4 злака


ну, 4 злака - это ещё терпимо


да, обо всем, чем автор интересуется, но вполне, на мой взгляд, сочетаемо) или читаемо)


Юль, молодец!Тебя даже больше впечатлило))но я так и думала)


Почему ты так и думала? )))


это изначально было видно))))))))


О, какая сложная книга...!


Да, совсем непростая, нужна гуманитарная подготовка.

1 2