Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

17 декабря 2014 г. 22:18

1K

5

То, что права на экранизацию дебютного романа молодого автора еще до выхода книги приобретает Альфред Хичкок, уже много говорит о произведении. Мастер саспенса знал толк в сюжетах, способных взволновать людей и держать в напряжении до самого конца. Но даже если вы уже видели «Незнакомцев в поезде», не откладывайте книгу в сторону, думая, что раз вы знаете, чем всё закончилось, то читать книгу будет скучно.

Во-первых, в книге все закончилось совсем не так, как фильме, да и в целом акценты расставлены по-другому. Сравнивать кино и догадываться, а почему режиссер отошел от замысла писателя роман в случае с «Незнакомцами…» - отдельное удовольствие.

А во-вторых роман Патриции Хайсмит – больше, чем стандартный триллер, где напряжение нагнетается лишь для того, чтобы пощекотать нервы , заставить понарошку побояться, а потом – расслабиться. Переворачивая последнюю страницу, понимаешь, что в «сухом остатке» получил далеко не только нескучно проведенные пару вечеров.


Не так давно мы с Morra обсуждали школьную программу по литературе и, в частности, вопрос о том, готовы ли подростки 15-16 лет воспринять, например, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. По поводу Достоевского мнения у нас разошлись, но мы были согласны в том, что неплохо бы в школьную программу включать книги одновременно и увлекательные, и дающие пищу для душ и умов, и затрагивающие актуальные для подростков темы – любовь, дружба, выбор своего пути, проблема «отцов и детей".

И, когда я прочла «Незнакомцев…», у меня в голове «щёлкнуло»: вот она, идеальная книга если не для школьной программы, то уж для внеклассного чтения – точно!

1. У романа небольшой объем и динамичный, увлекательный сюжет, который не даст заскучать. Никаких отвлеченных философских рассуждений и непонятных разговоров в стиле салона Анны Павловны Шеррер.

2. Главные герои - молодые люди, с которыми юный читатель может себя идентифицировать и за которых будет переживать. Весьма заманчиво представить, что будет, если незнакомец в поезде предложит план идеального убийства, решающего жизненные проблемы.

3. Перед героями встают вопросы и проблемы, с которыми придется столкнуться каждому.

Как "оторваться" от родительской семьи, выбрать профессию, невесту, друзей, свою судьбу, в конце концов. Ну и любимый нами всеми со школы вопрос: "Тварь ли я дрожащая или право имею...".
Вот тут внезапно и обнаруживается, что под маской детективного триллера скрывается качественный психологический роман, раскрывающий темы взаимоотношений родителей и детей, мужчин и женщин, вины и ответственности, дружбы и ненависти.

4. В книге нет никакого навязывания "правильных" идей и морализаторства. Читатель сам решит, кто был виновен, а кто пострадал без вины и, возможно, встретится с собственной "теневой" стороной, увидев в "незнакомца из поезда" в зеркале.

Все, что я написала выше, нисколько не означает, что роман будет интересен только подросткам, взрослых читателей тоже прошу не проходить мимо.

Ну, и в качестве "вишенки на торте" - я никогда не подозревала, как опасно в поезде читать Платона!



Книга прочитана в рамках игры "Кот в мешке"

Комментарии


Ну и любимый нами всеми со школы вопрос

Что, и здесь?((


У Хайсмит он преломляется, но в целом - да: имеет ли право "хороший" человек для того, чтобы счастливо и успешно жить дальше убить "плохого".)


Кто определяет, кто хороший, кто плохой?) А самоутверждаться с помощью топорика - фу.


p,s. Эту книгу не читала, но в "ПиН" там же старухи ни в чем не провинились, а он их забавы ради (ну не забавы ради, но из -за собственного комплекса неполноценности) грохнул.


Ну о том и книга, в частности - о том, как "хороший" находит в себе тень, черты "плохого", а "плохой" тянется к "хорошему"...


То есть, они изначально знают, кто есть кто?)
Хотя, это же америка. Там все знают)


Нет, так вначале кажется читателю: один - молодой талантливый архитектор, умный, дружелюбный, с перспективами, второй - "маменькин сынок", слабый и не умеющий делать ничего и надеющийся получить наследство от ненавистного отца... )
Ну а дальше все развивается.


В Америке все знают только применительно России. Это взгляд из России на российско-американские отношения. А в принципе - любая государственная машина самая умная и самая правильная (очень редко признает, что была неправа)


Не совсем так) Я где-то встречала у Т.Толстой (она там жила и преподавала, знаете, наверное), что американские школьники довольно рано должны определить для себя: кто они, что из себя представляют и выработать примерную программу в перспективе лет так на 30.
Нормальные установки, правда? Возможно поэтому они сами себя (или коллектив) вгоняют в жесткие рамочки определенного образа.


Достаточно покаяться, а он это сделал. Это в продолжение нашего разговора двухнедельной давности


? Он перестал быть закомплексованным подростком?


Он никогда не перестанет им быть. Это не возраст, а мироощущение. даже сам Дост, переживший черти что, остался таким на всю жизнь


Самое главное, что автор - женщина


Возможно. От ориентации зависит.


Поэтому в школьной программе авторов-женщин практически нет. Чтобы не происходил процесс обабления. Стране нужны солдаты


После Достоевского и прочего "непротивления злу насилием" - самое то - в солдаты.)


Некоторая часть населения "ПиН" понимает буквально - как призыв к насилию. А теорию Раскольникова - как теорию о высшей расе, которой все дозволено


Эта часть и без Достоевского найдет для причину оправдать насилие. Немецкие школьники в свое время нашли же.


С ними сложнее. Фюрер в "майн камф" долго вещает об избранности собственного народа на том основании, что он как никто дисциплинирован. То есть - немцу без разницы что творить, лишь бы действовать правильно - выполнять указания. И, разумеется, только Гитлер мог стать указующим перстом. И именно фашизм, например, нашел Набоков в "ПиН". Мало того, что нашел - рассказал об этом европейским студентам


Набоков в целом не любил Достоевского, что угодно мог найти.)
И хотя во многом я согласна с его мнением, думаю, что считать Д. - проповедником фашизма - перебор.
А вы не читали "Лесного царя" Фунрнье? Применительно к фашизму и немцам вспомнилось.


Турнье, да? Нет, не читал. скачаю. Фашизм, как крайняя форма ксенофобии, во многом проявляется. В тех или иных пропорциях


Прошу прощения, опечаталась. Конечно, Мишель Турнье. На мой взгляд, сильная вещь, но здесь многие оценивают как ужас-ужас.

Да, к сожалению, фашизм - неизживаем в обществе.


У него куча других проявлений. Например, воинствующий феминизм


неплохо бы в школьную программу включать книги одновременно и увлекательные, и дающие пищу для душ и умов, и затрагивающие актуальные для подростков темы – любовь, дружба, выбор своего пути, проблема «отцов и детей

Именно такие и нужны). А особенно тема любви). Только она должна быть без суицида - это мое личное мнение).


А что бы вы включили о любви?


Так глубоко я не копала). Просто смертности из-за любви очень много среди подростков. Наверное, что-то о вечном, человечное, где добро побеждает, о верности. Дети они, как губки...


Так я потому и спросила: в теории мы все хотим предложить книги о вечном и добром, а когда начинаешь думать...

Вот я совершенно не знаю, что можно о любви предложить. чтобы с хэппи-ендом.)


эээх)


Так и останется подрастающее поколение без ориентиров)


Хорошо еще если есть хороший пример от родителей или других близких людей... иначе - да...)


Спасибо за рецензию.

Я все-таки необъективно буду думать, что фильм лучше (один из моих любимых фильмов, чего уж). Хич умел расставлять акценты, а Хайсмит еще не вытягивала тогда.
Для школы, думаю, подойдет. А вот насчет ФМ - он был единственным автором, которого в моих классах читало большинство. Потому что да, его просто технически интересно читать. Убийства там, топоры, проститутки, психопаты. Дети это любят (помню, как ночами напролет читал что ПиН, что Карамазовых)


Фильм замечательный! Но там Гай как был "хорошим парнем", так и остается, хоть и пережив испытания. А в книге всё интереснее с т.з. личностной трансформации (имхо, разумеется).

Я сама тоже в школе Достоевского любила, но я и профессию соответствующую потом выбрала.)


Ничего не могу сказать о книге, но судя по фильму, да, подросткам бы такая история приглянулась. :))
С Хайсмит я вообще знакома только по экранизациям. Теперь думаю, что возможно и зря. :)


Она пишет занимательно, но без ущерба для смысла, в том числе глубинных вещей. У не и в этом романе и о вере в Бога, и о выборе, и о любви... Неожиданное открытие для меня.


Я, грешным делом, думала, что она довольно поверхностна. Уже и не помню, отчего такое мнение сложилось (ага, Пастернака не читал, но осуждаю). Но закинула себе в закладки, буду иметь ввиду, когда захочется неодноклеточного экшна. :)


Про все книги судить не могу, мой первый опыт (и, как оказалось и её), но не жалею ничуть.


Звёздочки говорят сами за себя. :)


Вот уж на что не стоит обращать внимание.)))
Я абсолютно не умею пользоваться этим инструментом.)


А чего там пользоваться. :))


ну какая-то внутренняя логика должна же быть)


Ну так она и есть - условное нравится/не нравится и насколько. :))


Тут тоже "затык" - в своем жанре мне может, например, детектив понравится, но это не значит, что это самая-любимая-моя-книга. Так до сих пор и не поняла, как правильно оценивать.


Для самых любимых есть отдельная кнопка. :)
У меня всё интуитивно - оцениваю конкретную книгу без привязки к прочему читательскому опыту. Так что пять может получить и гениальное произведение классика, и лёгкое чтиво, которое пришлось по душе в данный момент.
Хотя появление половинок внесло небольшой хаос в устоявшуюся систему. :)


Ну а я не знакома с половинками, все - сиюминутное.)


Я ими нечасто пользуюсь, но иногда половина - это идеальное решение.


Фраза - в цитатник))


Поздний вечер, конец тяжёлой недели и алкоголь иногда рождают причудливые варианты. :)


Я прочел примерно столько же, сколько и фильма посмотрел, как раз до момента, когда Бруно Мириам ухлопал. А Платон как-то выстрелит в конце? Вообще же я тут мимоходом сравнивал два варианта перевода книги, там всякие забавные места встречаются. Вот, в одном, такое выражение: "А еще ему хотелось претерпеть от осуждения со стороны Анны" :)


Я прочел примерно столько же, сколько и фильма посмотрел


Настолько не понравилось?

У меня был вполне человеческий перевод без "осуждения со стороны Анны".

Да-да, Платон-то всё и раскроет в книге, не в фильме).)


Совсем не не понравилось. Фильм я в свое время не досмотрел, потому что он просто поздно шел. Книгу, может, еще и дочитаю, мне вот интересно про Платона было узнать, так я и думал, что Платон все же с ружьем:) А переводы оба со странностями, этот, кстати, "с осуждением со стороны Анны" мне показался даже более профессиональным.


А мне как-то очень под настроение пришлась иллюстрация перехода от тезиса "Не каждый может совершить убийство" до противоположного, знакомство героев со своими теневыми сторонами, проекции и переносы и пр.


Неужели и Гай "не тварь дрожащая"? Кстати, ему следовало бы взять пример с Андерсена и не жениться:) Во всяком случае, поспешно.


Гай вовсе не "хороший парень" из фильма, он найдет свою тень в Бруно, каким странным бы это не показалось, а потом еще и раскаиваться пойдет почти как Раскольников.)

А про "не жениться" - это всегда правильно.)


Почитаю, если дочитаю:)


Возможно, оно того не стоит, к чему же мучиться?)


Не, тут я уже твердый зарок дал - не мучиться с книгами:) Зачем? С "Незнакомцами" же никакого мучения нет, правда нет и всепоглощающего импульса, когда читаешь, совсем не думая, читать до конца или нет - как-то даже такого вопроса в голову не приходит...


не мучиться с книгами:)


Наверное, и в игры местные не играете?)


Пока нет, может, еще включусь-подключусь, но вроде большинство игр сводится к одному: написать все ту же рецензию:) Нет?


Думаю, у вас и без игр есть мотивация на написание рецензий.)

В играх множество целей - общение, возможность найти единомышленников, расширение горизонтов, поиск новых для себя авторов, удовлетворение амбиций и т.д. и т.п. В общем, как в жизни.)


Мотивация есть, это точно. Главное, даже не переборщить с мотивацией, книг больно много:) Это хороших, а уж плохих... На каждую рецензию написать - жизни не хватит:)


А, если не секрет, что мотивирует?)


По-моему, лучшая мотивация - не требующая специальных обоснований. Прочитав книгу как-то само собой хочется поделиться возникшими мыслями. Ну а когда есть площадка, где это можно сделать - тут мотивация обретает плоть и кровь и самовоспроизводится.


Поделиться мыслями можно и по-другому, не обязательно письменно и на специальной площадке.)


Обязательно:)


Ладно, не буду больше дурацких вопросов задавать.)


Ох, заинтересовали. :)
Только вот, прочитав Вашу рецензию, мне стало интересно: а Вы какого мнения придерживаетесь по поводу Достоевского?


Спасибо, мне очень приятно.)

Я думаю, что Достоевский обязательно должен быть в школьной программе в старших классах, я не думаю, что 16 лет невозможно понять "Преступление и наказание". ИМХО, вопросы, которые поднимаются в романе как раз и актуальны для молодых людей, которые еще формируют свое мировоззрение.

В целом Достоевский мне не очень близок, но я его читаю и перечитываю всю жизнь.


"Шерер". Честно говоря, озадачило такое сопоставление. Но до определенных "философских рассуждений и непонятных разговоров" надо действительно дозреть.