Больше рецензий
31 мая 2024 г. 22:47
684
5 Метафизика самообожествления
РецензияПредположу, что мой отзыв на самое известное произведение Ницше будет одним большим спойлером, а возможно всего лишь фанфиком и подражанием, потому что это философские размышления по поводу философских афоризмов по поводу вселенских и общечеловеческих категорий. А ещё мой спойлер, может быть, таковым не окажется и не поведает случайному читателю практически ничего о содержании книги "Так говорил Заратустра", ведь мой отзыв — всего лишь проекция понимания прочитанного в рамках моего опыта, культурного багажа и потолка возможностей восприятия. А каждый понимает в меру своей испорченности.
Хотя, если посудить здраво и въедливо, то можно понять, что любой отзыв суть есть проекция его написавшего, и ярлык "спойлер" отображает прежде всего субъективную оценку и видение того, кто этот ярлык нацепил.
Честно говоря, не совсем понимаю, почему Ницше выбрал героем Заратустру для тех идей, что он вложил в уста персонажа... Потому что исторический Зороастр был приверженцем доброго и светлого бога Ахура-Мазды, а мысли и поступки героя книги Заратустры более подобают приверженцу Ахримана, олицетворявшего злое начало мироздания. Легендарный Зороастр был жрецом, праведником, идущим Путем Правой Руки; книжный Заратустра шёл Путём Левой Руки, был созидающим, проповедовал самообожествление и идею сверхчеловека.
Прежде чем прочитать о Заратустре в изложении Ницше, я краем уха слышал о стержне его философии, о сверхчеловеке, о том, что эту концепцию взяли на вооружение немецкие нацисты. Повторюсь: каждый понимает в меру своей испорченности. Кто-то увидел сверхчеловека в себе, в своей нации, почувствовал право управлять стадом единственно по своей воле и желанию. Я же в творении Фридриха Вильгельма узрел метафизический трактат о возможности и исключительно стоящей цели — стать богом самому себе и нести животворящее слово истины некоторым, то есть немногочисленным спутникам, а не всему остальному стаду. Мёртвому богу не надо поклоняться, лучше уподобиться живому богу во плоти, стать им самим. Так говорил Ангра-Майнью, так же говорил книжный Заратустра.
Бог умер, потому что не могут долго жить мёртвая буква и затхлый неизменяющийся образ жестокого дедушки на небесах. Только в изменении и постоянной трансформации есть жизнь.
Заратустра в отшельничестве достиг Вознесения, но из любви к миру вошёл в образ бодхисаттвы и авадхуты и вернулся к людям, вернулся к человеческой форме, чтобы указать путь редким услышавшим. Он окунулся в стаю лысых обезьян в надежде найти среди них тех, кто уже стал человеком, чтобы они могли стать сверхчеловеком.
Человек есть мост, а идущие Путём Левой Руки пророки, подобные ницшеанскому Заратустре, есть проводники по этому мосту. От обезьян и червей к сверхчеловеку. Бог умер, настало время стать богом самому себе, взрастить его, достичь его. Сам себе бог, сам себе судья и сам себе закон. Великая ответственность и сонм непростых решений, ибо, как я уже писал, свобода — самое большое искушение, самое сложное препятствие на пути развития. Нелегок этот путь, потому что жрецов и праведников вокруг немало, и любят они сжигать и распинать инакомыслящих свободных одиночек, ведь праведники такие добрые и благочестивые. Огонь инквизиции — он самый святой и очищающий Землю от скверны, а также это защита бизнеса хананейского бога от конкурентов.
Жрецы будут пытаться сжечь, а толпы обезьян будут бросать вслед грязь и испражнения, но созидающий неминуемо обязан светить, несмотря ни на что, потому что в его природе — светить, не сиять он просто не может, иначе перестанет быть собой. Будь светочем для одиночек, толпа никогда не пойдёт за тобой и не поймёт тебя, но знающие оценят. И это станет великой наградой. Сияй, сверкай, сжигай своим пламенем тёмных и косных, но будь маяком для идущих к сверхчеловеку.
Быть самим себе опорой и главным критерием истины — это трудный вариант маршрута, на котором нет внешних костылей, это удел немногих, доля созидающих одиночек. Ницше, вторя Магическому Мифу, не раз в течение повествования повторяет, что добро и добродетель — это не внешние шаблоны и мнение мёртвого бога, переданное через многократные уста его жрецов-лжецов, а соответствие своему духу и следование своему внутреннему зову. Что идёт в рамках личного пути созидающего — то и есть добродетель для него.
Нет равенства в природе, нет её и во Вселенной. Старшие учат младших, младшие тянутся за старшими, разность потенциалов даёт напряжение и стимул к развитию. Истинное зло и болото деградации несут те, кто проповедует равенство всех людей. Лицемерием окутаны их слова, отец лжи им покровительствует, а мысли их настоящие прячутся за покровом придуманных на коленке обманных лозунгов. Справедливость мироздания вещает и подтверждает делом неравенство. Справедливость слепцов, глупцов и лжецов кричит о равенстве, дабы и все вокруг, и дети малые стали такими же слепцами, глупцами и лжецами. Подобное хочет породить подобное, яблоня хочет видеть яблоко, выходящее из её чрева.
В человечестве добровольные оковы мои, хоть и всем существом устремлён я в небо. Душа и сердце мои летят ввысь, а обязанность и необходимость держат меня на земле. Хоть и приходится закрывать глаза и становиться глупцом, чтобы продолжать жить среди людей.
Человек есть лишь мост, переходная форма от обезьяны к сверхчеловеку, да и то не все вошли в настоящую человеческую форму, не все вступили в истинный Малькут как первую ступень восхождения, многие так и остались сидеть на пороге, по-бандерложьи звеня пустыми словесными ярлыками. Откуда же у переходной формы уверенность в незыблемости и совершенности своих знаний о добре и зле, если они всегда движутся?
Надо отметить, что не во всём я согласен с книжным Заратустрой. И это замечательно, потому что прелесть этого мира в разнообразии. Например, женский пол Ницше-Заратустра явно недооценивал. Плохой дядя, явно сексист. А ещё мне было иногда скучновато при чтении, потому что много песка окружает драгоценные перлы в тексте.
Резюмируя, скажу, что книга непростая для восприятия и понимания. Но мой внутренний мизантроп пищал от восторга.
Засим буду закругляться, иначе рискую написать ещё один философский трактат Пути Левой Руки с названием "Так говорил Лучезар Ратибора по поводу того, что говорил Заратустра по мнению Ницше".
Напоследок зело полюбившаяся мне цитатка:
"Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек»" .
Комментарии
Жаль, что тут не провёл никакой аналогии с Библией и Христом.
Мощно! Сиять как алмаз, или как суррогат его, стразы?
А еще, что бы не говорил Ницще-Заратустра о женщинах - именно они, женщины (но не все) и будут сиять.