Больше рецензий

23 октября 2014 г. 23:36

2K

3

Ну что, открываю прием стеклотары, а также ссаных тапок, тухлых яиц, гнилых помидоров, и чем еще забрасывают людей за отрицательные оценки великого.

На самом деле практически до самого конца мне роман нравился. Интересно было узнать, как была устроена судебная система в конце 19 века, как обращались с заключенными, что творилось в тюрьмах. Интересно наблюдать за нравственным перерождением Нехлюдова, его внутренними спорами, за тем, как он принимает то или иное решение.

Но. Во-первых, мне кажется, если автор хочет написать философский труд – стоит так и сделать, а не маскировать его под роман. Если же начал писать роман, было бы здорово и закончить его как роман – кульминация, развязка, все дела. За роман, наверное, возьмется больше читателей, но кто изначально не хотел читать философские размышления, только поначалу прикрытые сюжетом, тот, скорее всего, их и не воспримет.

Во-вторых, мне очень не хватало глубины, прорисовки героев. Странно, конечно, говорить такое о романе Л.Н. Толстого, казалось бы, уже где-где, а в русской классике этого добра должно быть с избытком. А вот нет – тот же Нехлюдов сначала из восторженного юноши превращается в развратного представителя тогдашней золотой молодежи, а потом обратно перевоплощается в нравственного человека, нуждающегося в постоянной работе над собой – и все это происходит по щелчку пальцев. Раз – и плохой, раз – и снова хороший, потому что такой сценарий требуется, чтобы изложить мировоззрение Толстого. Что до Масловой, она к концу романа вообще становится никакой. Кукла, которая краснеет и хмурится. Очень чувствуется, что она к развязке стала уже отработанным материалом, ненужным автору.

В-третьих, проблемы, поднятые Толстым, показаны однобоко. Ок, крайне несправедливо, что осужденные по ошибке люди мучаются и умирают в тюрьмах и на каторге – с этим сложно спорить. Точно так же можно сочувствовать тем, кто сидит за свои убеждения, которые сами по себе никому не мешают, за веру и тому подобное. Сложно не посочувствовать молодому мальчику, который украл какую-то никому не нужную рухлядь, потому что не мог себя прокормить и соблазнился зеленым змием, наползающим со всех сторон. И глядя на таких людей, удобно рассуждать о всепрощении, о том, как одни люди могут мучить других и как это ужасно. Ну а что делать с настоящими преступниками, с теми, кто преступил главную заповедь «не убий» и намерен преступить ее еще не раз и не два? А они есть. И когда думаешь о них, все эти «подставь другую щеку и прощай семь раз по семьдесят» как-то не убеждают.

Ну и в-четвертых, меня просто выморозил подход к материнству и детям. Вот эта история, что ненужных детей матери даже не убивают в порыве отчаяния и в приступе сумасшествия, а целенаправленно и планомерно не кормят ребенка, пока он с голоду не умрет. Все это время ребенок лежит в избе и орет благим матом, а только что родившей женщине абсолютно пофиг, больше того, она через год нового родит и сделает то же самое. Главное, что ребенка вовремя крестили, остальное – суета сует. И это не какая-то конкретная женщина с нарушениями психики, это тенденция, чуть ли не норма. Серьезно?! Да и та же замечательная добрая девушка Маслова, родив ребенка, кладет на него болт, потому что отец ребенка ее разлюбил. И это рассказано так, мимоходом, дело житейское. По-моему, если уж действительно подобная массовая проблема существовала, это от нее в первую очередь должны волосы дыбом вставать, а не от того, что у уголовников в камере плохо пахнет.

Комментарии


Согласна во многом. До моих ожиданий книга тоже не дотянула (но я их всегда завышаю). Особенно слабоватой показалась мне после прочтения" Анны Карениной" Толстого.


Ну, если богатые женщины не хотят детей, то Толстой очень даже этим возмущался (и в "Крейцеровой сонате", и в "Анне Карениной" и вроде бы это же Элен хотел навесить). Но обвинять бедных, которым и на себя не хватает и у него совести хватило. А если ставить проблему, женщин не обвиняя, то выхода-то два - или всеобщее благосостояние (что нереально) или противозачаточные (что Толстому омерзительно). Итого - иногда лучше промолчать.


Если в последнем предложении вы имеете в виду Толстого - то в моем понимании "промолчать" значило бы вообще не упоминать эту проблему. Или более понятное "семеро по лавкам, есть нечего - народ живет плохо".


Согласна с рецензией. В начале книги от души наслаждалась "великим и могучим", историями из жизни. Решила купить книгу мужу-иностранцу, чтобы тоже душу смог он отвести на хорошей русской литературе. Но под конец началось такое неприкрытое втюхивание своей философии, настолько оно было однобоким, а история -настолько неправдивой и нереальной, что покупка книги не состоялась. Вот.


Ну, история как раз таки реальна)


В смысле - основана на реальных событиях? Ого! Тогда беру свои слова обратно. Остается морализатоорство и безбожное втюхивание своей философии)


Ну да) Я специально для вас рассказ Кони разместила в Историях))

Про философствование... А почему нет? У каждого, наверное, есть своя идея, с которой он носится, как курица с яйцом, но не всех слушают. Да и не каждый может так рассказывать, как Лев Николаевич)


То, что история реальная - только подтверждает правило. Мало ли больных и сумасшедших на Руси, тех, кто лжет или хочет казаться лучше, тех, кто пишет в расчете на слушателей, к которым относится как к малым детям


Можно узнать, какое правило?)


Правило об оторванности большинства писателей от реальных вещей, о которых они пишут, ибо пишут в основном для критиков


Не факт) У каждого своя реальность. У Толстого она вот такая, он ее так видит, и так о ней пишет.
По сути, каждого, кто накропал здесь хоть полстрочки можно обвинить в том же, что пишет не для себя, а для читателей (критиков), плюсов и т.д. Вы о себе то же самое можете сказать?


Я пишу для вас. И только в соответствии с вами


Вот так даже?
Тогда и у Толстого надо искать за каждой работой либо конкретного человека, либо нафантазированную аниму?)


У Толстого безусловно. Но это характерно лишь для него. Он же не может смущать читателей пустыми историями


Он же не может смущать читателей пустыми историями

? Вы о чем?)


О том, что всякие нравоучения всегда должны иметь под собой реальную основу


Вы почему-то решили, что такой основы нет?


Ну почему же. Я верю и вам, и Льву Толстому. Верю в пределах тех рамок, что установлены моралью


Не буду спрашивать, что же тогда вас смущает )


Офигенная рецензия. Спасибо, автор.


хорошая рецензия. согласна с вами.Особенно про мамаш и детей.