Больше рецензий

5 апреля 2014 г. 14:43

7K

5

Невозможно написать что-то про «Анну Каренину», невозможно и не нужно, её нужно просто прочитать самому, как только в голове забрезжит хоть какое-то понимание того, что такое отношения между мужчиной и женщиной. Когда я читала её в старших классах, такого понимания не было, но роман понравился всё равно, теперь же словно другую книгу открыла, и в каждую строчку вчитывалась жадно, доставая всех окружающих цитатами, мыслями и визгами по поводу романа. Как сложно бы я ни относилась к личности Толстого, как бы ни были с ним несогласна во многих моментах (в основном, в других произведениях), но женскую душу, характер, мотивы он знает так, словно сам на какое-то время побывал в женской шкуре. Не могу поверить, что личность Карениной выписана мужчиной.

Я считаю, что написать связный отзыв на это произведение практически невозможно, поэтому просто покидаю тут в кучу разрозненные мысли.

1. Несмотря на то, что в название вынесена «Анна Каренина», весь роман можно разделить на две части, с которыми совершенно непонятно, какая главнее. Лёвин и Каренина, эти два мира слабо пересекаются. Причём линия Лёвина начинается до появления на сцене романа анны, а заканчивается (ну, не линия, а повествование о нём) задолго после всего этого. Можно ли считать эти две линии противопоставлением? При большой натяжке — можно. Лёвин ищет в жизни своё место, то самое, на котором будешь чувствовать себя в своей тарелке. Находит ли он его — вопрос спорный, потому что что хоть Лёвин и близок к гармонии, но он ещё в пути. Скорее всего, он так и будет бесконечно двигаться в нужном ему направлении… Но вся прелесть в том, что направление будет действительно нужное и правильное, пусть его и одолевают сомнения. Сомнения — это нормально. А вот Анна, прелестная, умная и самобытная Анна, изначально попала в «чужую тарелку», и как бы прекрасно в ней ни было, как бы мы ни ругались на неё: «Да что ещё надо этой курице! Сама виновата!» — всё равно ясно, откуда растут ноги всех её проблем. Если утрировать, то не по фэн-шую сложилась её жизнь, не так, как требует её натура. И общество того времени таково, что понять это несоответствие можно только со стороны, ну вот как мы читаем роман, например.
2. Из описаний Толстого можно понять мотивы поступков каждого героя. Понять, но необязательно принять. При желании можно обосновать точку зрения, что в сложившейся ужасной ситуации не виноват вообще никто. Каждый сам решает, за кого он или против кого. Мне больше всего жалко Каренина. Он не виноват в своём темпераменте, который полностью не совпадает с темпераментом Анны. Сама Анна мне несимпатична, как несимпатичны все женщины с таким характером. Но понять её я тоже могу. Ей хочется в жизни драйва, энергии. Она собственница, мужчина должен принадлежать ей без остатка. И даже Вронский, который, казалось бы на первый взгляд, подходит ей, на самом деле недостаточно пылкий, чтобы поддерживать в Анне огонь.
3. Часть про социальные, экономические и общественные проблемы читать было довольно легко. Но представляю, как скрежещут зубами иностранцы, взявшиеся за «Анну Каренину». Нужно не только неплохо разбираться в исторической ситуации того времени, но и во всех направлениях общественной мысли. Впрочем, я преувеличиваю. Разбираться надо не «неплохо», а просто широко, необязательно глубоко. Неудивительно, что «Анну Каренину» частенько называют «энциклопедическим романом». Толстой не ленится описываться мельчайшие бантики на нарядах дам, точно так же он не ленится описывать малейшие оттенки движения общественных идей. И хотя мы понимаем, что Лёвин с его говорящей фамилией является проводником мыслей самого автора, это подано не слишком навязчиво (особенно в сравнении с другими романами, где Толстой пихает свою мудрость «в рот» читателю, не озаботившись вопросом, а «голоден» ли он вообще). Можно даже говорить о том, что в «Анне Карениной» Толстой показал себя почти беспристрастным хроникёром. О том, позиция какого из героев ему кажется правильной, мы можем судить только по тому, как складывается их судьба.
4. Измена и ревность. Эти два явления Толстой изучает до мельчайших подробностей, делает выводы и… Обрушивает всё на читателя. Я даже не буду ничего тут писать, кроме фразы: никто из читанных мною авторов не понимает истоки и последствия этих двух вещей, как Толстой. Гениально. Особенно ревность, этот отвратительнейший и тончайший яд… Как мучительно смотреть, как Анна пропитывается им с головы до ног, пока этот яд не начинает отравлять существовать не только ей самой, но и всем окружающим. В самую точку.
5. Непонимание. Одна из черт Анны, которую я так и не смогла понять и принять — её отношение к Каренину. Когда она костерит его, на чём свет стоит, в этом всё равно чувствуется фальшь. Ведь мы знаем, что он любит её в соответствии со своим редким характером. И она не может этого не знать. Но Анна сознательно накручивает себя, распаляет, заставляет в запале саму себя обвинять его в бездушии, холодности и своей загубленной жизни. Почему она это делает? Кому как не ей знать, что в мире столько разных видов любви, почему же она Каренину полностью отказывает в этом умении? Уж не потому ли, что иначе ей придётся признать, что причина измены всё-таки в ней самой, в окружающем обществе, которое силой свело их вместе, вообще в лицемерных и фальшивых правилах того времени?
6. Дьявол в мелочах. Толстой так умело создаёт атмосферу, что она, по большей части, только чувствуется, но не улавливается конкретно. Тревога из-за жёсткого описания поездов, постоянная путаница, ошибки, какая-то общая неразбериха. Воистину «Всё смешалось…»

Я бы этот роман всовывала у руки всем подряд, если бы его готовы были читать с открытым к новому умом. Кому? Да действительно всем. Юным девочкам, только мечтающим о любви и отношениях. Непонимающим женское поведение мужикам (то есть, почти всем мужикам). Зрелым дамам, унывающим и сожалеющим о том, что могло бы быть, но чего не было. Да ну к чёрту эту конкретику, действительно всем. Но тут «спасибо» школьной программе, которая вводит изрядное количество Толстого в организм в то время, когда понимать его ещё неинтересно. Работает действительно, как вакцина от болезни, читать больше уже не хочется. Всё же советую всем попытаться перебороть себя. Если не идёт часть про Лёвина (а она действительно сложнее части про Каренину), то бес с ней, пролистывайте и читайте всё остальное. Оно того стоит.

И такая простая и ясная мысль после восьми сотен убористого текста: нужно искать в жизни своё место, не поддаваться условностям, и тогда всё будет тип-топ.

1 2

Комментарии


Есть точка зрения, с которой я полностью согласна: "люди делятся вовсе не на мужчин и женщин, а на какие-то совершенно иные группы... все мужчины — люди чрезвычайно разные и женщины — чрезвычайно разные". Не удаётся полностью понять женский характер, даже будучи женщиной, все гораздо сложнее. В остальном всё правильно: нельзя плыть по течению, подчиняясь требованиям общества, надо всегда стремиться мыслить самостоятельно.


Спасибо за рецензию, отличная просто! Очень люблю этот роман.
Я бы ещё добавила, что не только читать, но и перечитывать. Очень сильно меняется впечатление о персонажах, особенно, если сравнить школьное и нынешнее :) Думаю, с годами опять по-другому буду воспринимать.


как вы хорошо написали! спасибо за рецензию)))


Про отношение Анны к мужу все просто.
Я сейчас расскажу историю, которую недавно услышала на просторах интернета: мужчина врал женщине, что разведен, когда она четко попросила показать паспорт со штампом, он сообщил: "Я не могу быть с тобой, ты террористка психологическая, давишь на меня и не понимаешь мою тонкую душевную организацию" - и ушел, естественно к жене.
Это такая типовая ситуация, причем истоки поведения, сами причины схожи в Анниными: когда ты бросаешь "этого святого человека со всеми удобствами", проще обвинить его, ни в чем по сути не виноватого, чем открыть себе, что ты есмь сам кузнец и звиздец своего счастья и ответственность полностью на тебе. Распределяя ответственность таким образом, уходящий поступает нечестно по отношению к другим, но облегчает ношу себе. В глубине души все, конечно, очевидно и понятно.


Это такая типовая ситуация, причем истоки поведения, сами причины схожи в Анниными: когда ты бросаешь "этого святого человека со всеми удобствами", проще обвинить его, ни в чем по сути не виноватого, чем открыть себе, что ты есмь сам кузнец и звиздец своего счастья и ответственность полностью на тебе. Распределяя ответственность таким образом, уходящий поступает нечестно по отношению к другим, но облегчает ношу себе. В глубине души все, конечно, очевидно и понятно.

Совершенно не понятно, что вы хотели сказать.


Я пояснила мотивы поведения Анны.


Я попробовал еще раз вчитаться в вашу фразу и наконец понял о чем вы.
Днем лучше думается, чем вечером.


Я не могу быть с тобой, ты террористка психологическая, давишь на меня и не понимаешь мою тонкую душевную организацию

Гениально! :)))) Зал рыдает))


Большой + за лЁвина - почему-то его редко правильно пишут, даже в критических статьях иногда коверкают на лЕвина. И со всеми вашими мыслями абсолютно согласна:) мне тоже очень жаль Каренина, если человек не умеет показать свое страдание, это не значит, что он не страдает.
Я тоже когда этот роман перечитала , став постарше, восприняла совсем по-другому. Хотя и в школе он очень впечатлил.
Спасибо за рецензию:)


К Каренину подходят слова, сказанные Голсуорси о Сомсе:
трагедия очень простая, но непоправимая трагедия человека, не внушающего любви и притом недостаточно толстокожего для
того, чтобы это обстоятельство не дошло до его сознания.


Почему-то очень люблю рецензии на этот роман,вроде и сказать нечего-все сказано,а всегда что-то новое и интересное!


Анна прежде всего изменила себе выйдя за Каренина..далее жизнь и её высшее ощущение и правда ( бог) просто берут своё..Примечателен эпизод у постели Анны с Вронским и Карениным где был миг когда все всё простили друг другу..но не смогли удержать этот миг..и кстати этот момент очень похож на с сцену из "Братьев Карамазовых" в сцене с умирающим Илюшей.. Да и сама любовь Анны и Вронского была роковая..в самых именах уже таится предопределение - Каренина( кара, тень и тьма..) и Вронский( ворон) и эта символика однажды обыгрывается в романе..


Спасибо за отличную рецензию. Как и вы начинала читать в старших классах, но осилила только половину. Потом отложила книгу на долгое время и так и не вернулась к ней. А благодаря вашему отзыву захотелось взять и довести однажды начатое до конца.)))


Как показала практика, всё равно не всем нравится и через много лет после старших классов.


Господибожимой, серьезно, лЁвин? мое существование стало выносимее.Все вокруг,включая нашу учительницу по литре в школе,говорили левИн,из-за этого читать его фамилию в тексте было невозможно


Лёвин - это же русский дворянин, а не потомок давидова колена!)))))))))))))

1 2