Больше рецензий

21 мая 2023 г. 16:11

1K

3.5 Конго, как сырьевой придаток США

В ХХ веке 60-х годов американская семья баптистов (Прайсы) едут в Конго просвещать местных «дикарей» «истинной» вере. Конго в этот период уже много лет находятся под бельгийским влиянием, европейцы решают за местных как им жить

…никакое образование после двенадцати лет не разрешено
…политика бельгийцев заключается в том, чтобы отваживать конголезских мальчиков от дальнейшего образования. Девочек, естественно, тоже, поскольку они здесь предназначены для того, чтобы рожать детей начиная лет с десяти и того времени, когда их сиськи станут плоскими, как оладьи»

Дискриминация, рабство, нищета, голод вынуждают жителей поднять вопрос об обретении страной независимости. Люди Конго верили, что избавившись от бельгийского влияния, американцы окажут им поддержку, помогут построить достойное жилье и жизнь.
Пастор Натан Прайс не верит в независимость Конго, разве может необразованный народ понимать что-то в политике

Фрэнк, это не нация, а Вавилонская башня, и в ней не может быть никаких выборов. Если этих людей вообще возможно объединить, то единственно как агнцев Божиих в чистосердечной любви к Христу. Ничто иное не продвинет их вперед. Ни политика, ни стремление к свободе - у них нет для этого ни воли, ни разума

Его проповеди выглядят лицемерными, его вера делает людей лишь заложниками, в чем можно убедиться, познакомившись с его семьей.
Вместе с пастором в Конго приехали и его четыре дочери и каждой автор дал слово, каждая делится впечатлениями о жизни в Конго, каждая высказывает свое отношение ко всему, что происходило и к чему привело. Чьими-то сердцами Конго завладело и заставило переосмыслить жизнь, чьи-то заставило возненавидеть и бежать, и жить где угодно, с кем угодно только бы не в грязи и бедноте среди дикарей…
В Конго опасность подстерегает везде, в природе в виде хищников, львов, крокодилов утаскивающих детей, ядовитых деревьев, оставляющих ожоги, полчищ муравьев, заедающих до смерти, засухи, потопы, голод, болезни… Но это все природные процессы, с которыми местные знакомы и знают, как действовать чтобы выжить. Другое дело политические игры американских политиков, купивших с потрохами местную власть Конго вместе с президентом, о котором люди говорят: «он - жена, принадлежащая многим белым мужчинам».
Книга в целом не плоха, читается легко, много культуры и образа жизни Конго. История подкреплена реальными событиями, происходящими в Конго в 60-х, реальными людьми, пытавшимися освободить страну от европейского рабства.

спойлер
Немного рассказано и про Анголу, избавившуюся от иностранного правления, но не прошло и двух недель как США нарушило подписанные соглашения и направило вооруженные силы...
свернуть

Отталкивающим была лишь баптистская религия, слишком много рассуждений об этом. К концу немного устала читать, но когда завершила осознала, что буду скучать, по Конго, по героям и их неординарной жизни.
Кстати, книга была включена в школьную программу в Америке, не знаю до сих пор ли.

Я никогда не перестану бороться за равноправие, верить, что жизнь станет все-таки справедливой, - как только мы очистим ее от ошибок временно введенных в заблуждение людей. Лия Прайс

картинка messagekatya

Комментарии


Здравствуйте, Катя. Спасибо за книгу и за рецензию. Заинтересовало.
Как я полагаю, что книга написано не конголезской, а просто американской писательницей, которая оседлала "хайпом деколонизации" 60 лет назад и выдала роман, который стал классикой.
Пожалуй, спрошу на митинге у своего менеджера что в Штатах дети читают сейчас в рамках школьной программы. -)
И думаю, что стоит почитать старый африканиш и азиатиш. На "ОЗОН" продается та же букинистика, например, в серии "Восточный альманах".


Здравствуйте. Автор действительно американка. При написании романа руководствовалась книгами на эту же тему, такими как "Бесконечные враги" З.Куитни, "Все рушится" Ч. Ачебе и другими, а также словарями и историческими справками.
Вообще меня поражает, что вмешиваясь в чужую культуру, используя другие страны, европейцы разрешают подобную литературу у себя. Предположу, что они думают: "Очерним себя сами в той мере в какой посчитаем нужной, чтобы другие это не использовали против нас."


Касательно очернения и посыпания голову пеплом. Мне кажется, что это попытка очищения своей кармы за колониальное прошлое.
Знаю, что, например, в Штатах, средние школы в черных районах оснащены превосходно, в отличие от районов, где доминируют другие расы или смешанный расовый состав.

А я думала все наоборот, да и документальные фильмы блогеров порой показывают, что с афроамериканцами там не все так просто. Интересно однако.