Больше рецензий
12 мая 2023 г. 16:21
2K
4 — Нет, — ответила Лилиан, вставая. — Противоположность любви — это смерть, а любовь — всего лишь горькое очарование, помогающее нам не надолго забыть о ней. Поэтому каждый, кому хоть немного знакома смерть, знает кое-что и о любви. — Она надела платье. — Но и это тоже полуправда. Кто из нас знает хотя бы что-то смерти?
РецензияПятница. Солнечная и теплая погода. А еще дочитал второй роман из сборника, который мне рекомендовали, еще в далеком и прекрасном 21 году. Но, я как старый еврей, со словами “лучше поздно, чем никогда” взялся за закрытие своих долгов.
У книги есть два названия: Geborgtes Leben. Geschichte einer Liebe. А на русском Одолженная жизнь. История одной любви. Дата выхода оригинал, 1959 год
Два названия, потому что раньше большинство книг, прежде чем издавались, выходили в различных журналах. Жизнь взаймы, как перевели у нас, “Geborgtes”, так как это слово значит “взять в долг” или “одолжить”. Переводчики посчитали, что так будет правильнее.
А в немецкой версии книги было такое название “Der Himmel kennt keine Günstlinge" - “У небес нет любимчиков”
История любви девушки с туберкулезом и автогонщика. Драма европейских локациях.
Коротко.
Автогонщик Клерфэ приезжает в Швейцарию навестить своего коллегу и друга, который лечиться от туберкулеза в одном из санаториев в Альпах. Там он знакомиться с девушкой Лиллиан. Она уже 4 года лечиться от туберкулеза, но болезнь берет верх, и девушка понимает, что или умрет тут или может посмотреть мир и пожить в свое удовольствие. И решает уехать из санатория вместе с автогонщиком. У них завязывается роман. Клерфэ влюблен и предлагает ей выйти за него замуж.
Подробнее.
Так получается, что в начале слушаю аудиокнигу, потом у меня терпение лопается, и я беру книгу и читаю её. Это не потому, что аудио книги плохие, скорее, что у Ремарка все медленно и много диалогов, а чтецы читают с чувством толком с расстановкой.
Было несколько вариантов, я выбрал:
Исполнитель: Саберов Валерий
Время звучания: 09:48:56
Читает отлично и, если бы у меня было больше времени, полежать и насладиться. То его чтение самое то. Но мне хотелось, быстрее. Прочитать и забыть. Скорее, все, потому что, уже в начале понимаешь, что ничего хорошего тебя не ждет. Плюс прошлый роман “Три товарища”, давал о себе знать, тоже.
Так, что половину книги, прослушал, а еще половину прочитал. Причем это было не по порядку, а так в разнобой. Читать Ремарка интересно, пишет он красиво.
Хочу сказать, если бы читал этот роман отдельно от первого в сборнике, то не обратил бы внимание, а так читая один роман за другим, то книги очень похожи. Нет тут разные истории, но больная девушка туберкулезом, история любви, лечебница в Альпах, автогонщик.
Мне и вовсе показалось, это более детальной историй героев из “Трех товарищей”, в начале, так показалось. Только тут главный герой автогонщик Отто, друг главного героя из “Трех товарищей”.
Не знаю почему автор использует одни и те же клише и штампы. С другой стороны, как уже говорил, для меня это было в одном сборнике, а для него один роман в 1936 году написан, а второй 1959. Целая жизнь.
Но хочу сказать, такие общие параллели были у меня лишь в начале. Потом пошел свой сюжет и персонажи со всем не похожи на героев “Трех товарищей”
Время и Место.
Послевоенная Европа. Казалось, лишь недавного отгремела война, но люди снова начали жить, как и прежде. Забыв об ужасах войны.
Но в санатории “Буена Виста” время словно остановилось. Туберкулезная лечебница там уже чуть большее 40 лет. Меняются пациенты и врачи, а она стоит. Застыла во времени и пространстве.
Некоторые пациенты, были там и во время войны.
Что меня зацепило, возможно, потому что автор писал свою книгу уже в конце 50-х годов, а может так и было на деле. Но хоть там 1948 год, но словно и не было войны. Да в Швейцарии её и не было. Но, персонажи перемещаются по Европе на машине и другом транспорте. Те же автогонки возобновились.
Главные герои много проводят времени в Париже, там работаю кафе, кипит жизнь. То же самое в Риме, Венеции и других местах, где появляются герои.
Но вы же может читали или смотрели фильмы или слышали, что в СССР в это время не все было так гладко. Многие люди голодали и города восстанавливались. А там всё хорошо.
Поэтому роман не воспринимается, как послевоенный. Он вполне мог произойти и в наше время.
Например, Сидни Поллак снял кино, которое в оригинале называется “Bobby Deerfield”, а у нас Жизнь взаймы. Фильм от 1977 года. Там уже совсем другие годы. Кино скорее по мотивам книги, там есть пилот формулы 1 и есть больная девушка и история любви. И финал не такой, как в книге.
Имею в виду, что история любви двух героев она универсальная. Ее хоть в каменный век, хоть в мир будущего. Будет выглядеть везде отлично-трагично.
Персонажи.
У нас в этом романе два центральных персонажа. События показывают от третьего лица, переключая с одного на другого если они не вместе.
Клерфэ - 40 лет, автогонщик. Француз. Родился в Эльзас-Лотарингия. У него был сводный брат, от отца немца. Что с ним стало не понятно, или я пропустил. Во время войны, Клерфэ был в лагере для военнопленных, потом бежал. После войны вернулся к автогонкам. Он загадочный человек, вначале кажется очень холодным или даже замороженным. Он очень часто врёт, причем по мелочам.
Клерфэ взглянул на Лилиан. — Что вам из этого больше нравиться?
— Мне — водка. А вы сегодня ещё ничего не пили?
— Пил, но до обеда. Давайте сойдемся на том, что у французов называется «Господом богом в бархатных штанах», на бутылочке бордо.
Он заметил, что она с недоверием смотрела на него. Она вполне могла подумать, что он будет обращаться с ней бережно, как с настоящей больной. — Я не пытаюсь вас обмануть, — сказал он. — Я заказал бы себе тоже вино, будь я тут один. А водки можем выпить с вами завтра перед обедом, сколько хотите. Мы пронесем втихаря бутылочку в санаторий.
— Ладно. Тогда закажите нам вино, которое вы пили вчера во Франции, там внизу, на равнине, в ресторане «Отель де ла Пирамид» во Вьене.
Клерфэ был поражен, что она сумела запомнить оба названия. Он подумал, что с ней надо держать ухо востро, ведь люди, хорошо запоминающие названия, могут так же хорошо запоминать и кое-что другое.
— Это было бордо, — сказал он, — «Лафит Ротшильд».
— Конечно же он соврал.
Во Вьене он пил местное легкое вино, которое можно было попробовать только там, потому что его никуда не вывозили, но объяснять это не имело смысла.
Наверное, подобная привычка у него появилась с войны, все же он был в концлагере. Наверное, своим поведением, такого пофигиста, которому все равно, он и привлек внимание девушки. Ведь ему было все равно, болеет она или нет, он обращался с ней так же, как и с другими.
Он жил без какой-то цели, его страстью были гонки. В чем-то они были похожи с Лиллиан. Он жил каждый день, как последний, всегда на скорости.
Не сказал, бы, что он мне понравился. Слишком он был странный и ненастоящий. Как только он показывал свои чувства, весь его образ, такого крутого мачо распадался.
Мне в начале его образ напомнил, персонажа рассказа Опасный мужчина Дафна Дюморье, точнее тот типаж, что ему приходилось играть в кино.
Бэрри Джинз — которого поклонники называли иногда просто Бэрри — был известен еще и как Опасный мужчина (если требовалось имя более значительное). На жаргоне киношников, а еще чаще у женщин, «опасный мужчина» значит сердцеед, любовник, человек с широкими плечами и вообще без бедер. У опасного мужчины не бывает длинных ресниц или профиля; он всегда некрасив; как правило, имеет нос с горбинкой и, желательно, шрам. Голос у него глубокий, и говорит он мало. Если же говорит, то сценаристы отводят ему короткие, отрывистые реплики вроде: «Осторожней, детка!», или «Довольно!», или даже просто «Посмотрим». Его некрасивое лицо всегда непроницаемо; оно не выдает ничего, так что ни внезапная смерть, ни женские страсти никак на нем не отражаются. Только худые скулы напрягаются, и тогда поклонники знают, что сейчас Бэрри ударит, и ударит больно, или что ему предстоит продираться — в изодранной рубахе — сквозь джунгли, или — потерпев кораблекрушение — лежать в шлюпке рядом с любимой женщиной, прикоснуться к которой ему мешает благородство.
Клерфэ - конечно, не полностью таким был, но очень похожий образ. Но это в начале, потом он влюбился, и стал каким-то ревнивым и беспокойным мужчиной. Не уверенным в себе.
Там в лечебнице у Лилиан был друг, и любовник наверняка, русский Борис Волков. Тень Бориса всегда стояла между ними, так считал Клерфэ. А на деле, это лишь его страхи, как мне кажется.
Ремарк, и в "трех товарищах" показывал нам русского. Не знаю, но у него какая то любовь к ним. К старорежимным русским. И русской водке.
Он был старше, она младше. Вначале его это не волновало, потом волновало. Он то любил, то не любил.
Лилиан Дюнкерк- 24 года, и 4 из которых провела в лечебнице. Отец у нее был бельгиец, а мать русская. Она заболела туберкулезом, и находиться в санатории “Буена-Виста”.
Она, как и Клерфэ, заморозилась. Но после отъезда из лечебницы, меняется. Становиться более женственной и характер у нее тоже меняется. Если в начале, она виделась тому же Клерфэ, как девочка подросток, провинциальная. Которую надо опекать, и что любит, постоянно быть с мужчиной. Но потом в Париже, она оживает и распускается. Красивая и женственная. Роскошная женщина. Можно сказать, кошка, которая где хочет там и ходит.
До этого почти шесть лет шла война. А что я знаю о жизни? Только разрушения, бегство из Бельгии, слёзы, страх, смерть родителей, голод, а потом болезни, вызванные голодом и эвакуацией. До этого я была ребенком. Я с трудом могу вспомнить, как выглядели мирные города по ночам. Тысячи огней и сверкающий мир улиц — что ещё помню я об этом? Я вспоминаю только затемнение и град бомб, сыпавшихся из беспросветной тьмы неба, а потом оккупация, постоянный страх, необходимость все время прятаться и холод.
Она мне с одной стороны нравится, и понимаю её. А с другой, некоторые поступки не понять. Они с Клерфэ ведут себя словно в противофазе. В начале она к нему ластиться, говорит, Люблю тебя и хочу быть с тобой. Но потом она меняется, и не то, чтобы его разлюбила, но понимает, что не хочет выходить за него замуж. У Клерфе, как уже говорил все было в другом порядке.
Были ли у них любовь, не знаю. Скорее, как говорят сошлись два одиночества, или две ледышки растопили друг друга. У Ремарка в двух романах, что читал, любовь поднимают, как табличку, что читатель понимал. Я не почувствовал, что они любят друг друга. Они всегда были на расстоянии. И только, когда разделялись, понимали, что скучают друг без друга.
Как в стихотворении:
“Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состоянье.”
Есенин, если кто не понял.
Не знаю, правильно ли вели себя персонажи, или нет. Не хотелось бы попадать на их место. Умирающая девушка в расцвете сил. Гонщик, который живет лишь на трассе и рискует жизнью, каждый раз. Но думаю, что возможно, автор мог бы изменить финал, если бы захотел. Но видно счастливые истории не его конёк.
Из других персонажей, мне запомнился лишь, дядя Лилиан - Гастон, старый и жадный, которого автор противопоставляет Лилиан, она хочет жить и гореть, а он всю жизнь экономит и всем все жалеет.
— Не выйдет! Ты думаешь, я расшвыряю мои деньги, а я считаю, что это ты разбрасываешься своей жизнью. Вот и останемся каждый при своем мнении. А деньги ты мне отдашь не позднее завтрашнего дня. Я хочу поскорей купить себе платья.
Пост прочитка.
Не скажу, что мне понравилась книга. Мне не нравиться такие истории в принципе. Имею в виду ситуации, как может нравиться кому то, что люди смертельно болеют. И вся история лишь ведет нас к этому моменту. Наверное, к подобным книгам, надо какую-то новую систему оценок делать. В стиле, горячо-холодно.
Если вас обожгло и проняло, значит у автора получилось, а если нет было очень холодно, и в стиле доктор сказал в морг, значит в морг. То автору не удалось показать, что хотел.
Меня не обожгло. Скорее легкое дуновение теплого ветра весной.
В этой книге все какое-то собранное, как мозаика, наверняка тут разные идеи из других книг.
Автор пишет красиво, и сюжеты у него драматичные. Но, как-то знаете, был еще подростком, все шутили про Таню Буланову, что поёт слезливые песни и образ такой несчётной девушки.
Так и Ремарк, создает лишь драматические картинки жизни. Не замечая, что есть и хорошее, что-то в этой жизни.
Да он хочет показать, что жизнь надо сегодня и сейчас. Что завтра может не наступить, так он и есть. Но, показывает он это не особо ярко. Что по мнению Ремарка яркая жизнь, бухать, тратить деньги, покупать наряды, ездить из города в город. Почему было не показать, действительно счастье и хорошие отношения. Реальную любовь двух людей и их трагедию, что девушка умирает, но они до последнего борются и любят друг друга.
В тех же “Трех товарищей” финальная часть более душещипательная и трагичная. Тут же все буднично. Как в телеграммах раньше писали, не в чате, а имею в виду сообщениях, что передавались через телеграф. Многие этого не застали, а мне как-то в детские годы с родителями пришлось отправлять такую и получали. И там обычно такое. “Выехал тчк встречайте тчк буду 17 декабря тчк” и так далее сколько денег есть.
Или как писали некрологи в газетах. Умер такой то, дорогой или дорогая. Финал у книги примерно похожий на такое.
Как писал Иосиф Бродский:
“Ни тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.”
Думаю, что многим может понравиться эта история. Да и нужные подобные сюжеты, как ни крути. Ведь много людей в такой ситуации могут оказаться, да и в целом мы смертны, а еще хуже, что никто не знает, когда это будет.
Мне еще запомнилась, книга шуткой про игру в шахматы, хоть и черной и грустной. Пьют тут хоть и меньше чем в "Трех товарищах" , но тоже хватает. История более трагичная чем первая книга.
Еще имена и фамилии, автор словно брал их из словаря или энциклопедии.
Клерфэ - так звали австрийского военачальника.
Дюнкерк - так называлось место, где произошло столкновение между союзниками и германией в 1940 году, Дюнкеркская операция.
Мальчик, заправщик с фамилией Геринг, нацистский полководец, руководил авиацией и был вторым человеком в Рейхе.
Дядя Гастон - это как в Красавице и Чудовище.
Друг Клерфэ - Хольман, такая же фамилия была у главной героини "Трех товарищей".
И другие.
Всем спасибо, кто прочитал.
Прочитана в рамках Новогоднего Флешмоба 2021
Приношу благодарность за рекомендацию - KRASPAPA
Комментарии
Читала Время жить и время умирать , а так вообще не тянет к творчеству Ремарка. А ты прям по хардкору пошел, уже вторая)) Будешь у него еще что-то читать?
Может когда нибудь. У меня просто долг был https://www.livelib.ru/book/1000192230-tri-tovarischa-sbornik-erih-mariya-remark на этот сборник. Поэтому и две подряд.
Меня тоже, я лично все понял, что надо, что бы понять его.
Для меня Ремарк начинался с этих двух романов (3 товарища и этот) и желания к автору возвращаться не было, тоже не люблю такие истории. Ещё похожая тема есть в Эрих Мария Ремарк - Ночь в Лиссабоне , тоже больная девушка и горюющий мужчина,который без нее не может.
Спасибо Галя.
Эх,флэшмоб,флэшмоб, и советчики....
Не, сначала было Возвращение по личному выбору) Ну и плюс у Ночи все же это не единственная тема,там исторический фон интересный)
Спасибо, что примеры приводишь и в стихотворной форме в том числе! Захотелось стихи почитать! ))
Спасибо Игорь, что читаешь. А так же рад, что мой отзыв тебя на лирическое состояние вывел.
Мой любимый перевод названия - "Небо не знает фаворитов". наговариваете вы тут все на Ремарка, а мне этот роман понравился наравне с "Тремя товарищами". По моим воспоминаниям,достаточно тонко выписана картина мира человека,который знает,что жизнь будет недолгой. Но всё больше убеждаюсь,что Ремарка надо читать до 20 лет,тогда он заходит на ура.
Спасибо, что прочитали.
Я лишь просто свое мнение и ощущения от прочтения пишу, как известно сколько людей столько и мнений.
С этим согласен. Жаль, что я тогда не прочитал.
Ну Возвращение роман иной, мне кажется, из-за отсутствия любовной линии он вневозрастной. А ещё хочу про жизнь в Америке почитать, вроде он так называется Эрих Мария Ремарк - Тени в раю
А ты читала его известный Эрих Мария Ремарк - На западном фронте без перемен ?
Я у него всё читала, но помню урывками. Не понравилось только раннее творчество, а у зрелого Ремарка люблю решительно всё. Но я всё таки думаю, это моя ностальгия играет роль и немецкий язык, который я тогда только начинала учить.
В Тенях в раю/Земле обетованной помню один эпизод с женщиной, которая хотела покончить с собой... а потом она вспомнила, сколько сил потратила на изучение английского и передумала. Для меня Ремарк в вот таких эпизодах скорее, чем в основном сюжете. В трёх товарищах это была художественная мастерская, где рисовали лица умерших, а потом портреты не выкупали. А вот в "небе"я даже не припомню.... а... нет... это раковый госпиталь., если не ошибаюсь, он в этом романе.