Больше рецензий

30 сентября 2022 г. 09:25

1K

1.5 Помолчав с минуту, я написал рецензию на "Крестоносцев"

Эх, Генрик Сенкевич, ты стал вторым польским писателем, с произведением которого я познакомился. И если первый (Сапковский) меня порадовал (хотя бы поначалу), то тут...эх...

картинка wakenow

Некий обман кроется в этом произведении уже в названии. Что вы ожидаете прочитать в книге, озаглавленной "Крестоносцы"? Скорее всего истории про Святую землю и походы христиан на сарацин. Конечно же книга не про это, но, с другой стороны, это скорее ваша (моя) проблема, ведь Тевтонский орден - это и есть "крестоносцы". Но еще с одной стороны, логично ли вообще называть подобную книгу по именованию главной злодейской силы произведения? Это как назвать любую книгу про войну 1941-1945 годов "Нацисты".

Ну да ладно, это вопрос спорный и задан "на подумать". А вот что бесспорно, так это идеологическая направленность произведения, которую и сам Сенкевич никогда не скрывал. Здесь, вроде бы, тоже ничего плохого - достаточное количество писателей отметились в жанре "пропаганды". Но вот тут и появляется огромная, как тур из мазовецких лесов, проблема: книга очень быстро скатывается в фарс.

картинка wakenow

Это крайне черно-белое произведение. И если на первых порах позиция автора не так сильно раздражает, то под конец уже глаза болят от очередных хулений крестоносцев. Даже самый "благородный" из них описан как средней паршивости человек. А вот с другой стороны, все как на подбор. Даже сильно "сероморальный" князь Витовт преподносится "хитрым и рассудительным", а его условный визави из немцев, подверженный тем же грехам - "высокомерным и алчным". Переобувочная.

Для Сенкевича Польша того времени - идеал. Шляхтичи - силачи и красавцы. Рыцари побеждают на каждом турнире. Правители - умные и благородные. Законы соблюдаются неукоснительно. И только одно собачье племя всё норовит разрушить сей прекрасный мир. И даже здесь поляки смиренно подставляют вторую щеку, приговаривая "мы христиане больше чем вы, крестоносцы!". В книге не будет ни одного (за исключением того же Витовта, но и то его сразу же оправдывают) момента, когда плюс-минус значимый поляк предстал бы каким-то "плохим". Даже деревенских недонасильников, которых сами и хаяли - Чтана из Рогова и Вилька из Бжезовой - главные герои и автор оправдывают, создают им некий ореол благородства. А торговец святыми реликвиями - и тот из немцев (ну, откуда ж еще).

картинка wakenow

Ладно, с облизыванием поляков закончили. Углубимся в саму историю.

Книга разбита на две части (так и не понял - зачем) и вторая часть сразу же продолжает первую. Будто бы смотришь несколько серий Санта-Барбары (сравнение не случайно).

В книге несколько сюжетных линий. Причем поделены они настолько неравномерно, что порой думаешь, будто Генрик Сенкевич писал сначала про одно, а потом решил приделать еще что-то, не особо заботясь об общей канве повествования.

По порядку и без спойлеров, но сначала подождем минуту:

1. Збышко и его "любовь" к Данусе.

Эта линия была ПОНАЧАЛУ изображена неплохо, почти пример западной средневековой любви юных Рыцаря и Дамы. Переживания Збышка и его вечные поиски. Подобное обычно сводится в трагедию (целенаправленная гибель Рыцаря после смерти Дамы), и так здесь могло и статься... Но опытному читателю сразу же придет в голову, что не тут-то было! Ведь Генрик Сенкевич поносит западные идеалы практически на каждом шагу, поэтому и здесь оказался "нюанс" в виде ЯГЕНКИ ИЗ ЗГОЖЕЛИЦ.

картинка wakenow

Как только появляется эта махина с болот, сразу же становится понятно, в каком направлении движется автор. Здесь на каждой странице будут рассказывать о том, насколько прекрасна Ягенка, а вот Дануся, она...ну...неплохая, да. Жалко её...ну...Бог помилует!

В общем, у Збышка не было и шанса против Сенкевича, Ягуси и "хитрого" Мацька.

2. Трагедия Юранда из Спыхова

Это сильная линия "мстящего мужа и отца" (без сарказма). Грозный рыцарь, верный своей жене, уничтожает крестоносцев за её предательскую гибель. Мстит он не конкретным людям, а всем и сразу. Благо, в произведении Сенкевича все крестоносцы - ублюдки и уроды, а поэтому и месть эта ощущается читателем, как нечто весьма "богоугодное". В целом, на мой взгляд, стандартная история про бесконечную месть и обретенное прощение. Но здесь персонаж хотя бы не переступает через нерушимые принципы, и на том спасибо.

Можно было сделать и лучше, но на безрыбье...

Заканчивается история, конечно, резко (как и некоторые другие линии), но нужно ведь рассказывать, как Мацько строил замок и травил байки...

3. Собственно, Мацько и его "хитрые" интриги.

картинка wakenow

Всё хитрое в них - это прилагательное "хитрый" от автора, используемое почти КАЖДУЮ СТРАНИЦУ в описании Мацька. Этот почтенных лет польский еврей в книге делает три вещи:

1) Прибирает к рукам чужое добро;

2) Отчаянно косплеит Ларису Гузееву;

3) Ждёт (Збышка, войны, смерти).

Эта старая рожа прямым текстом желает смерти другому персонажу и прикрывается Богом. Впрочем, тут этим грешит не только он.

картинка wakenow

4. Ягенка из Згожелиц и её путь к славе (Збышку).

Ну, здесь почти без комментариев. Как закинули рояль в кусты в начале книги, так этот рояль потом из самострела застрелил всю рыцарственность и дамскость произведения. Деревенская баба, благодаря чудесной метаморфозе, может превращаться из бабы в придворную и обратно. Звучит, как синопсис супергеройского фильма...

Да и вообще, этот персонаж - превознесение архетипа "славянской бабы". И на коня заскочит, и в горящую избу войдет...что-то в этом роде.

картинка wakenow

5. "ВОЙНА С КРЕСТОНОСЦАМИ"

А вот её тут особо и нет! Ха-ха, повелись на название. Будут приготовления на сто страниц и рассказы Мацька о строительстве замка. Ну и битва там, в конце самом. Дойдя до неё, вы можете несколько раз уснуть, но это не точно.

"Выждав с минуту времени, он сказал"

По итогу произведение вышло скучным, несуразным, НЕРЕАЛЬНО растянутым и простым (в самом плохом смысле). Пропаганда славной "былой Польши" сначала пробивает на улыбку, а после уже и раздражает. Почти все главные герои либо не вызывают никаких эмоций, либо вызывают лютый негатив. Авторская речь вставляется невпопад и единственная её цель - та же пропаганда. Язык неплохой, но и только.

Книга с претензией, но по факту, предложить ей кроме невнятной и безбожно растянутой истории - нечего. Описания быта и природы плюс-минус неплохие, но они быстро сменяются рассуждениями автора о ВЕЛИКОЙ ПОЛЬШЕ или очередным сумасшедшим бредом условных Мацька или Чеха. Единственное, за что спасибо этому произведению, так это за вдохновение на мемы.

картинка wakenow

Отдельной строкой хотелось бы упомянуть про постоянные неуместные и частые сравнения красивых юношей с "красно-девицами", а юных девушек с "гарными хлопцами". Священники смотрят и любуются на девочек, переодетых в мальчиков (здесь, в целом, всё по канонам), а воины смотрят и любуются "девичьей" красотой Збышка и его шелковистым красивым волосам. Побойтесь Бога, Генрик Сенкевич!

"Помолчав с минуту, он продолжил"

Крестоносцы это:

ПОЛЬША STRONG
Пашко Злодзей из Бискупиц, Повала из Тачева, Кшон из Козихглув, Марцин из Вроцимовиц, Флориан Елетчик из Корытницы, Лис из Тарговиска, Сташка из Харбимовиц и другие...
Удар в нос за орехи
Геноцид туров
Давай поженимся в Богданце
Избирательная рыцарская честь
Типичная смерть 50-летней деревенской бабы от падения с дерева
Минута молчания

картинка wakenow

Комментарии


Друг мой, у Вас талант! Полностью согласен, спасибо за прекрасную рецензию!


Спасибо на добром слове! Рад, что вам понравилась рецензия )


Спасибо. Поржал )


Есть книга "На поле славы". Там действие происходит в 17 веке, где главный герой Яцек Тачевский, потомок Повалы из Тачева.