Больше рецензий
30 сентября 2022 г. 09:25
1K
1.5 Помолчав с минуту, я написал рецензию на "Крестоносцев"
РецензияЭх, Генрик Сенкевич, ты стал вторым польским писателем, с произведением которого я познакомился. И если первый (Сапковский) меня порадовал (хотя бы поначалу), то тут...эх...
Некий обман кроется в этом произведении уже в названии. Что вы ожидаете прочитать в книге, озаглавленной "Крестоносцы"? Скорее всего истории про Святую землю и походы христиан на сарацин. Конечно же книга не про это, но, с другой стороны, это скорее ваша (моя) проблема, ведь Тевтонский орден - это и есть "крестоносцы". Но еще с одной стороны, логично ли вообще называть подобную книгу по именованию главной злодейской силы произведения? Это как назвать любую книгу про войну 1941-1945 годов "Нацисты".
Ну да ладно, это вопрос спорный и задан "на подумать". А вот что бесспорно, так это идеологическая направленность произведения, которую и сам Сенкевич никогда не скрывал. Здесь, вроде бы, тоже ничего плохого - достаточное количество писателей отметились в жанре "пропаганды". Но вот тут и появляется огромная, как тур из мазовецких лесов, проблема: книга очень быстро скатывается в фарс.
Это крайне черно-белое произведение. И если на первых порах позиция автора не так сильно раздражает, то под конец уже глаза болят от очередных хулений крестоносцев. Даже самый "благородный" из них описан как средней паршивости человек. А вот с другой стороны, все как на подбор. Даже сильно "сероморальный" князь Витовт преподносится "хитрым и рассудительным", а его условный визави из немцев, подверженный тем же грехам - "высокомерным и алчным". Переобувочная.
Для Сенкевича Польша того времени - идеал. Шляхтичи - силачи и красавцы. Рыцари побеждают на каждом турнире. Правители - умные и благородные. Законы соблюдаются неукоснительно. И только одно собачье племя всё норовит разрушить сей прекрасный мир. И даже здесь поляки смиренно подставляют вторую щеку, приговаривая "мы христиане больше чем вы, крестоносцы!". В книге не будет ни одного (за исключением того же Витовта, но и то его сразу же оправдывают) момента, когда плюс-минус значимый поляк предстал бы каким-то "плохим". Даже деревенских недонасильников, которых сами и хаяли - Чтана из Рогова и Вилька из Бжезовой - главные герои и автор оправдывают, создают им некий ореол благородства. А торговец святыми реликвиями - и тот из немцев (ну, откуда ж еще).
Ладно, с облизыванием поляков закончили. Углубимся в саму историю.
Книга разбита на две части (так и не понял - зачем) и вторая часть сразу же продолжает первую. Будто бы смотришь несколько серий Санта-Барбары (сравнение не случайно).
В книге несколько сюжетных линий. Причем поделены они настолько неравномерно, что порой думаешь, будто Генрик Сенкевич писал сначала про одно, а потом решил приделать еще что-то, не особо заботясь об общей канве повествования.
По порядку и без спойлеров, но сначала подождем минуту:
1. Збышко и его "любовь" к Данусе.
Эта линия была ПОНАЧАЛУ изображена неплохо, почти пример западной средневековой любви юных Рыцаря и Дамы. Переживания Збышка и его вечные поиски. Подобное обычно сводится в трагедию (целенаправленная гибель Рыцаря после смерти Дамы), и так здесь могло и статься... Но опытному читателю сразу же придет в голову, что не тут-то было! Ведь Генрик Сенкевич поносит западные идеалы практически на каждом шагу, поэтому и здесь оказался "нюанс" в виде ЯГЕНКИ ИЗ ЗГОЖЕЛИЦ.
Как только появляется эта махина с болот, сразу же становится понятно, в каком направлении движется автор. Здесь на каждой странице будут рассказывать о том, насколько прекрасна Ягенка, а вот Дануся, она...ну...неплохая, да. Жалко её...ну...Бог помилует!
В общем, у Збышка не было и шанса против Сенкевича, Ягуси и "хитрого" Мацька.
2. Трагедия Юранда из Спыхова
Это сильная линия "мстящего мужа и отца" (без сарказма). Грозный рыцарь, верный своей жене, уничтожает крестоносцев за её предательскую гибель. Мстит он не конкретным людям, а всем и сразу. Благо, в произведении Сенкевича все крестоносцы - ублюдки и уроды, а поэтому и месть эта ощущается читателем, как нечто весьма "богоугодное". В целом, на мой взгляд, стандартная история про бесконечную месть и обретенное прощение. Но здесь персонаж хотя бы не переступает через нерушимые принципы, и на том спасибо.
Можно было сделать и лучше, но на безрыбье...
Заканчивается история, конечно, резко (как и некоторые другие линии), но нужно ведь рассказывать, как Мацько строил замок и травил байки...
3. Собственно, Мацько и его "хитрые" интриги.
Всё хитрое в них - это прилагательное "хитрый" от автора, используемое почти КАЖДУЮ СТРАНИЦУ в описании Мацька. Этот почтенных лет польский еврей в книге делает три вещи:
1) Прибирает к рукам чужое добро;
2) Отчаянно косплеит Ларису Гузееву;
3) Ждёт (Збышка, войны, смерти).
Эта старая рожа прямым текстом желает смерти другому персонажу и прикрывается Богом. Впрочем, тут этим грешит не только он.
4. Ягенка из Згожелиц и её путь к славе (Збышку).
Ну, здесь почти без комментариев. Как закинули рояль в кусты в начале книги, так этот рояль потом из самострела застрелил всю рыцарственность и дамскость произведения. Деревенская баба, благодаря чудесной метаморфозе, может превращаться из бабы в придворную и обратно. Звучит, как синопсис супергеройского фильма...
Да и вообще, этот персонаж - превознесение архетипа "славянской бабы". И на коня заскочит, и в горящую избу войдет...что-то в этом роде.
5. "ВОЙНА С КРЕСТОНОСЦАМИ"
А вот её тут особо и нет! Ха-ха, повелись на название. Будут приготовления на сто страниц и рассказы Мацька о строительстве замка. Ну и битва там, в конце самом. Дойдя до неё, вы можете несколько раз уснуть, но это не точно.
"Выждав с минуту времени, он сказал"
По итогу произведение вышло скучным, несуразным, НЕРЕАЛЬНО растянутым и простым (в самом плохом смысле). Пропаганда славной "былой Польши" сначала пробивает на улыбку, а после уже и раздражает. Почти все главные герои либо не вызывают никаких эмоций, либо вызывают лютый негатив. Авторская речь вставляется невпопад и единственная её цель - та же пропаганда. Язык неплохой, но и только.
Книга с претензией, но по факту, предложить ей кроме невнятной и безбожно растянутой истории - нечего. Описания быта и природы плюс-минус неплохие, но они быстро сменяются рассуждениями автора о ВЕЛИКОЙ ПОЛЬШЕ или очередным сумасшедшим бредом условных Мацька или Чеха. Единственное, за что спасибо этому произведению, так это за вдохновение на мемы.
Отдельной строкой хотелось бы упомянуть про постоянные неуместные и частые сравнения красивых юношей с "красно-девицами", а юных девушек с "гарными хлопцами". Священники смотрят и любуются на девочек, переодетых в мальчиков (здесь, в целом, всё по канонам), а воины смотрят и любуются "девичьей" красотой Збышка и его шелковистым красивым волосам. Побойтесь Бога, Генрик Сенкевич!
"Помолчав с минуту, он продолжил"
Крестоносцы это:
ПОЛЬША STRONG
Пашко Злодзей из Бискупиц, Повала из Тачева, Кшон из Козихглув, Марцин из Вроцимовиц, Флориан Елетчик из Корытницы, Лис из Тарговиска, Сташка из Харбимовиц и другие...
Удар в нос за орехи
Геноцид туров
Давай поженимся в Богданце
Избирательная рыцарская честь
Типичная смерть 50-летней деревенской бабы от падения с дерева
Минута молчания
Комментарии
Друг мой, у Вас талант! Полностью согласен, спасибо за прекрасную рецензию!
Спасибо на добром слове! Рад, что вам понравилась рецензия )
Спасибо. Поржал )