Больше рецензий
31 декабря 2021 г. 10:04
1K
5 Ibbur
РецензияРоман-морок, где всё решает концовка. Выводя читателя из наваждения, она может в корне поменять отношение к нему и опрокинуть категоричные суждения. Учитывая концовку, понимаешь, что автор задал читателю ещё более трудную задачку, чем можно подумать. Все эмоции по отношению к большей части романа получают оговорку, поскольку у романа оказалась не одна, а две реальности; не один, а два главных героя - Анастасиус Пернат и сам автор, а значит появляется дополнительная задача - найти смысл такой связи.
Для полного понимания этой книги нужно свести воедино образ Будды и притчу о камне, похожем на сало; Голема, как персонажа средневековой легенды, ожившего на улицах Праги; Гермафродита и культ Озириса; книгу "Ibbur"; карты таро, особенно карту "Пагад"; высказывания Шемайи Гиллеля и Амодеуса Ляпондера, проливающие свет на духовный смысл мистических образов и событий. Да тут ещё и само имя Шемайи Гилелля несёт в себе скрытую информацию (об этом в п.6), во всяком случае у меня есть трактовка на основе известности для евреев обоих имён - Гилель и Шемайя (Шаммай). Так что разобраться во всём под силу только человеку склонному к дотошному анализу.
Но всё по порядку. На вопрос, о чём эта книга, можно ответить следующими утверждениями:
1. О плачевности, нищете и неблагополучии жизни в еврейских гетто.
Костяк сюжета составляет повествование о тягостной, духовно обеднённой, погрязшей, порой, в неблагополучии и душевных недугах, порой, в пороках и обмане жизнь в еврейском гетто.
Каково вариться в каше, которая образно говоря, давно уже подгорела, в копоти "нехороших" улиц еврейского гетто? Мрачно, неуютно, убого и враждебно выглядел еврейский квартал, где "шепчутся тёмные углы" и повсюду чувствуешь "злые досадливые колебания". "Непостижимый дух греха" бродил по этим "тёмным и мрачным" улицам и "искал воплощения". "Как призрак, как воздушное кладбище, тянулись ряды кровель... это были точно надгробные плиты с полустёртыми надписями, нагромождённые над мрачными могилами, "обителями", обителями насыщенными стонами людей."
Человек "происхождением из гетто" - это человек особо сложной судьбы. Однако, сквозь мрак такой жизни всегда как солнечные лучи могут пробиваться мудрость и духовность отдельных людей, их лучшие человеческим порывы, когда одни хотят разрушать, погубить, а другие становятся уравновешивающей силой, желающей спасти, предотвратить подлость. "Кто не делается преступником, тот делается пророком." - словами Мириам, не менее мудрой дочери мудрого Гиллеля.
Здесь можно встретить сильнейшую ненависть и сильнейшую поддержку. Ненависть, порой доходящую до крайности с желанием убить (Аарон Вассертрум) и высшую мудрость, опирающуюся на священные еврейские учения и писания (Шемайя Гиллель).
Вот и свеча, которую дал Анастасиусу Пернату Гиллель во время разговора, оказавшему Пернату неоценимую духовную поддержку, имеет символический смысл. И так она выступает впоследствии после первого разговора Перната с Гиллелем.
Тут есть и более нейтральные персонажи как Цвак. Цвак, актёр марионеточного театра, который олицетворяет собой среднестатистического члена общества, который не видит дальше своего носа. В отношении него "марионеточность" символична, он мог бы стать чем-то большим (настоящим актёром), но выбрал участь середнячка (всего лишь актёр марионеточного театра).
"...мне кажется загадочным и чудовищным, что такой человек как он, получивший лучшее воспитание, чем его предки, имевший перед собой карьеру актёра, вдруг вернулся назад к плохонькому марионеточному ящику. И вот снова он таскается по ярмаркам и заставляет тех же кукол, которые доставляли скудное пропитание его предкам, выделывать жесты и показывать мёртвые сцены."
"Болезнь" и наваждение (Анастасиус Пернат) здесь может быть показателем, собственно, не болезни, а духовной непереносимости указанного положения вещей. Не мудрено, что именно к Пернату попала книга Ibbur, как символ того, что его "душа зачала от духа жизни" (слова Гиллеля), и именно он столкнулся лицом к лицу с Големом, который также является символом воскресения духа в человеке.
2. О необходимости духовного возрождения среди евреев, которая тем более должна стоят остро, учитывая ответственность евреев друг за друга (в идеале).
Где и по какой причине появляется персонаж из средневековой легенды Голем, которого еврейский раввин создал и оживил с помощью заклинания для выполнения простых механических действий? Там, где люди живут слишком бездумно и бездушно. Он, как символ вечно "спящей" механической души людей, которые "имеют глаза и не видят, ... имеют уши и не слышат".
При этом автор даёт понять, что евреи несут ответственность друг за друга. На то, что ответственность здесь можно и нужно выделить отдельной темой, меня навели следующие элементы:
- высказывание Шемайи Гиллеля в адрес Аарона Вассертрума: "Вы, знаете, Аарон, положение: все евреи отвечают друг за друга. Не перегружайте никого этою обязанностью.
- В Анастасиусе Пернате автор увидел себя, своего двойника. Один человек как будто переходит в другого - единение еврейского народа и ответственность друг за друга.
- тот, кто встретил Голема лицом к лицу, видит в нём себя - говорит о том, что Голем олицетворяет единую проблему для всех и общую ответственность за себя и других.
- высказывание Анастасиуса Перната: "Две чашки весов - на каждой половина вселенной - колеблются где-то в царстве первопричины, мерещилось мне, - на какую я брошу пылинку, та и опустится." Пылинку! Вот где ощущение ответственности!
Символично, что главный герой потерял своё прошлое, в более широком смысле - это потеря всеобщего прошлого еврейского народа, загнанного в гетто, потеря корней, потеря духовности, потеря благополучия.
3. Об истинной любви.
Высшей ценностью, помимо духовного возрождения здесь заявлена любовь, такая при которой мужчина и женщина становятся единым целым. (Символы Гермафродит и культ Озириса)
4. О верном понимании древних еврейских учений и писаний.
"Зогар - Книга Сияния. ...книга, которая содержит... ключи к пониманию Библии и блаженству... (книга), в которой заключена вся Каббала..."Которая (Каббала), в свою очередь, вся символически выражена в 78 картах таро. Такие Знания, как бы к ним не относиться, можно почерпнуть из книги со слов САМОГО МУДРОГО Гиллеля, названного в честь известного еврейского мудреца. А значит автор сам разделяет такое понимание.
5. Облагораживание собственным духом неблагородного.
Высказывание Гиллеля о Големе: "Кто сможет справиться с ним и... облагородить его, тот будет в мире с самим собой..."
Это очень и очень важное послание этой книги, которое стоит заметить. Голема создал еврейский раввин, согласно утерянным данным Каббалы. Голема можно увидеть, но не каждый может заглянуть ему прямо в лицо. Заглянув, и увидев в нём себя, ты победил бездуховность, "душа зачала от духа жизни". И, как следствие, ОБЛАГОРОДИЛ неблагородное, бездуховное и страшное, свойственное людям и представленное образом Голема.
6. Единение.
Единение мужского и женского начал через историю любви Перната и Мириам (символ Гермафродит). Единение противоположностей - добра и зла (облагородить неблагородное), через образ Ляпондера (преступник и святой), а также выраженное в имени Шемайи Гиллеля: где Гилель, или Гиллель - еврейский мудрец эпохи Второго Храма, а имя Шемайя похоже на Шаммайя, "еврейского учёного и знатока Письменной и Устной Торы, главного оппонента Гиллеля, почти всегда упоминается вместе с ним" (Википедия)(!). Оппоненты, объединённые в одно имя - чем не единение!
Иными словами, отличный роман с атмосферой, заполненной до отказа впечатлениями и смыслом. Глобальная идея духовного упадка и возрождения, историческая значимость изображения еврейских гетто, выраженные наиболее адекватным для себя языком - языком мистических и мифологических персонажей, которые зримы, ощутимы и практически так же реальны, как окружающая действительность, дополняя, объясняя, наполняя "мистическим наваждением" мрачную реальность. Необходимость духовной поддержки, облагораживания духом неблагородного. Отказ от однозначных суждений (святой и преступник в одном лице). Ощущение единения и ответственности. Любовь на основе духовного родства. Еврейская мудрость. Всё это "Голем".
Что такое шедевр? Это когда мастерство стиля с использованием метких образов сочетается с вселенской актуальностью темы. Однако такой шедевр как "Голем" - это ещё и книга многоразового использования, поскольку невозможно уловить и осмыслить всю тьму, всё наваждение смыслов в этом романе. И, уж, как минимум, эта книга богата на цитаты, к которым можно возвращаться вновь и вновь.
Комментарии
Для меня эта книга была ка удар по голове, неделю ходила и думала, как её воспринимать. Решила, что он супер классная))).