Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 марта 2013 г. 23:04

1K

5

Красота – это то удивительное и недоступное, что художник в тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания. И когда она уже создана, не всякому дано ее узнать. Чтобы постичь красоту, надо вжиться в дерзание художника. Красота – мелодия, которую он поет нам, и для того чтобы она отозвалась в нашем сердце, нужны знание, восприимчивость и фантазия.



Это слова смешного толстяка Дирка Стрёва, пишущего пошлые картинки, простодушного чудака над которым смеются даже в горе, но, в то же время, он внутри круга под названием искусство, он обладает удивительным даром видеть красоту и видеть подлинное искусство ещё на той стадии, когда и сам творец не осознает своего гения, а Стрёв уже видит - у него внутри огромная и непостижимая для обывателя вселенная, способная улавливать сигналы настоящего искусства. Это удивительно для меня и непостижимо. Это ведь тоже своего рода гений, но только с другой стороны процесса под названием искусство. Есть люди, которые создают, а есть люди, которые улавливают в огромном потоке песка крупицы золота, и, беззаветно преданные самому процессу творчества, пытаются ретранслировать его простым обывателям со словами: вот же она – красота, вот она – мелодия души художника, услышьте же её. И по сути своей Стрёв такой же маргинал для общества, как и Стрикленд, его зеркальное отображение. Удивительно тонко и беспощадно разыграна Моэмом партия с Бланш Стрёв. Для Стрёва отпустить от себя женщину, которую боготворил к человеку, чьим творчеством он восхищен – это не унижение, это иное измерение в морально-нравственных приоритетах. Искусство первично, социум – вторичен, даже если он причиняет боль. Нестерпимую боль. Но в мире Стрёва существует искусство, и Стрикленд-человек, причинивший боль Стрёву-человеку, отходит на второй план, а на первый выходит Стрикленд-гений, Стрикленд-художник, чей гений Стрёв умеет видеть.

Много уже было сказано и написано о Чарльзе Стрикленде, о его прототипе Гогене, но, на мой взгляд, Моэм не ставил целью написать художественную биографию великого французского художника, все-таки автор, приглашая читателя изнутри посмотреть на мир художника, в том числе и для себя, пытался понять что есть мир художника, вообще мир человека искусства, можем ли мы судить их общепринятыми нормами морали и нравственности? Мир Стрикленда невозможно измерить, оценить обычными мерками и правилами – у него своя вселенная; а луна и грош – материальное и духовное, земное и небесное, - не имеют никакого значения во внутренней вселенной художника, в том мире, где у пальм синие листья, а точкой отсчета является стремление творить, искать, не оглядываясь на обыденность.Для него не имели значения ни голод, ни нищета, ни неустроенность – важным был внутренний огонь, поиски идеала:

– Его страсть была – создать красоту. Она не давала ему покоя. Гнала из страны в страну. Демон в нем был беспощаден – и Стрикленд стал вечным странником, его терзала божественная ностальгия. Есть люди, которые жаждут правды так страстно, что готовы расшатать устои мира, лишь бы добиться ее. Таков был и Стрикленд, только правду ему заменяла красота.


Во вселенной Стрикленда не действуют законы обычного социума, хотя, на мой взгляд, со своей женой Стрикленд поступил очень честно – ушел. Вышел из буржуазного круга, чтобы однажды на Таити создать то, что всю жизнь искал по всему миру.
Но Моэм удивительный писатель, описывая жизнь Стрикленда, как бы далекого от обычного человека, ходящего изо дня в день на службу, или работающего на себя – неважно, тем не менее, говорит и нам, что человек измеряется не наличием грошей в кармане, а внутренней жизнью, стремлением к себе самому, к попыткам найти себя. Как нашел себя Абрагам, отказавшись от привычного материального благополучия:

Я усомнился в том, что Абрагам исковеркал себе жизнь. Разве делать то, к чему у тебя лежит душа, жить так, как ты хочешь жить, и не знать внутреннего разлада – значит исковеркать себе жизнь? И такое ли уж это счастье быть видным хирургом, зарабатывать десять тысяч фунтов в год и иметь красавицу жену? Мне думается, все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других.


И как нашли себя на далеких островах капитан Брюно и его жена: Там, где ничего не было, теперь все цветет. Я тоже создал красоту. Ах, вы не понимаете, что значит смотреть на высокие деревья и думать: каждое посажено моими руками.
Не каждый может создавать произведения искусства, но каждый может найти свой собственный жизненный путь. Научиться создавать красоту. И не важно кто ты – блестящий хирург, увлеченная своим делом учительница или токарь, - важно найти свое дело. Не это ли главное в жизни?

Прочитано для обсуждения в виртуальном клубе совместно с: Bambiraptor , utrechko , ddolzhenko , lerch_f , P4olka , olastr , Artevlada , Turkish , dirty_johnny .
А вообще спасибище громадное за выбор этой книги. Это подарок )))

Комментарии


На свой вопрос по поводу Дирка ты в рецензии ответила))) И я с этой точкой зрения полностью согласна, Дирк тоже гений, хотя ему и не дана способность реализации своего видения, но ВИДЕТЬ он умеет, как никто.


Для меня совершенно неожиданно в это перечитывание как-то на первое место вышел Стрёв и другая сторона искусства - умеющие ''видеть''.
Ну, это я ответила ))))) Мне интересно кто и как воспринимает Стрёва с связке со Стриклендом )))


Спасибо огромное за такую замечательную рецензию! Прочитала просто с огромнейшим удовольствием:) Люблю творчество Моэма и этот роман у него:) Надо будет обязательно перечитать)


Я сама очень люблю Моэма, частенько перечитываю )) А ''Луна и грош'' особенное произведение, любимое.


А еще что особенно нравится у него?:)


Не буду оригинальной и назову ''Бремя страстей человеческих'':))
И рассказы! У Моэма шедевральные рассказы. Особенно два сборника: ''Трепет листа'' и ''Шесть рассказов, написанных от первого лица''. И ещё нравятся путевые заметки ''На китайской ширме''.
Это самое-самое, остальное тоже любимое )))


Вот и у меня "Бремя страстей человеческих" - самое-самое))


Ну, вот как ему удается этой простотой достигать таких высот мудрости? :))


Я бы сравнила Дирка Стрева с музыкантом, который слышит прекрасную музыку, но спеть ее не может. Меня мучает вопрос: если бы надо было выбирать между Бланш и Стриклендом и выбрать только кого-то одного из них, кого бы он кинулся спасать?


Мне кажется, что Стрёв спасал бы не Бланш или Стрикленда, а искусство, которому он предан душой. Вообще, у людей искусства (а Стрёв - человек искусства) другой моральный кодекс, другие точки отсчета, они обитают именно в плоскости искусства и всё. Никакие наши обычные мерки к ним не подходят.


Да, наверное. Но гении бывают и другими. Вот Ростропович, например, гений, а сущий ребенок. Необыкновенной доброты и открытости был человек.


Да, как и все мы - разные, так и гении разные. Но я однажды читала интервью Аллы Демидовой (одна из моих любимых актрис) и вот что она ответила на вопрос о том, что гении часто имеют плохой характер:
Людей неталантливых, причем неталантливых изнутри, но пишущих, говорящих и умеющих как-то оформить свою мысль, мало интересуют гении. Они, эти говорящие и пишущие бездари, прежде всего реагируют на характер, а не на талант! Сложный, неординарный характер их раздражает. В свое время появилась мерзкая статья о Цветаевой – да, ее характер не сахар! Помню, как появилась мерзопакостная книга об Ахматовой, автора опять раздражал характер Ахматовой… <...> Но пора уже за сотни веков понять, что талант и характер – совершенно разные вещи! Они диаметрально противоположны! Чтобы служить таланту, надо свой характер постоянно перекореживать, и от этого он слаще не становится. Как объяснить людям, что талант и характер – совершенно разные вещи?! Что надо прежде всего судить о таланте?! А характер… это так… обыденность. Да, с талантами трудно. Ну и что?

Я с этим очень согласна. И перестала мерить гений обывательской меркой, особенно по тому какие они в личной жизни. Мне наплевать. Мне важно то, какие струны задевают у меня в душе их творчество. И очень сложно постигнуть то, что движет ими. Я одинаково люблю и Растроповича, и Тарковского (чей характер, говорят был отвратителен), и Достоевского и Ван Гога. А Моэм блестяще показал, что искусство живет по своим законам бытия, которое часто не соприкасается с нашим миром. Очень здорово.


Вот что мне кажется: чтобы вот так перестать мерить талант обывательской меркой, тоже нажат талант, самоотречение. Круг замкнулся.


Ты знаешь, мне кажется, что не столько талант, сколько понимание, что другой человек может мыслить и жить иначе чем ты. Как-то так.
Но вот мне, лично мне ближе позиция Гессе и его поиски гармонии. :)


Я тоже не утерпела и читаю "Гертруду". :)


Как всегда, с интересом прочла Вашу рецензию. И вдвойне - потому что на книгу, читанную во время, когда Моэм и Гоген были почти недоступны ( какие деньги были выложены за эти книги и альбомы!!! лондонских изданий)

Несколько реплик, если позволите)

- О характере: всё сказанное справедливо не только для "гениев", а для любого человека; важно то, что кроме характера. Ведь и за "сладким характером" часто скрываются тупость, ограниченность или "злой гений".

-

человек измеряется не наличием грошей в кармане, а внутренней жизнью, стремлением к себе самому, к попыткам найти себя.



мне тоже казалось в юности, что только так; а люди сами заработавшие грошИ, создав бизнес: финансовые или пром. институции, другими интеллектуальными достижениями и знающие истинную цену этому труду, а также люди видящие их вблизи оценивают всё иначе: человек измеряется, в том числе, и количеством лично заработанных или приумноженных фин. средств, на которых собственно и стоит всё;

Кто пожелает себе отца или спутника жизни как Гоген-Стрикленд?) Восторг выцвел, как и доски Гогена.


Я думаю, что на каждого Гогена-Стрикленда найдется своя Ата, готовая жить в нищете и забвении вдали от людей. Но на мой взгляд, Моэм показал крайность, как в судьбе художника,так и в судьбах обычных людей, даже гротеск. В реальной жизни по-другому :) Поэтому этот роман Моэма такая зарисовка-размышление о самой себе в большей степени и о том, что по сути важнее то, что за пределами характера.

Но я все же для себя решила, что человек для меня измеряется тем, насколько он смог найти себя, сумел ли не зарыть талант, найти его и реализовать. В том числе и талант зарабатывать деньги (я этого делать не умею и бесконечно уважаю и преклоняюсь перед теми, кто умеет это делать). В том числе и использовать свои таланты для зарабатывания денег. Профессиональный рост. Насколько человек гармонично существует в мире. Это может быть и профессор в университете (у нас профессура оплачивается очень низко), это может быть высококвалифицированный врач, токарь на заводе (это же тоже талант - работать руками), пекарь, журналист, домохозяйка - кто угодно. Важно уметь работать профессионально в любой профессии. Как мне кажется. Я за профессионализм и умение реализовывать свои таланты в любой сфере деятельности. Как-то так.
А характер...словами Аллы Демидовой ''это так...обыденность'' )


я вначале узнала картины Гогена, потом его жизнь, а потом, случайно, - книгу Моэма; конечно, книга списана с Г. и под впечатлением от Г. Только, думаю, Моэм писал её не предполагая, что слава художника будет столь глобальна и долговечна, или столь же долговечным собственный роман) что читатель всегда будет ясно представлять себе реальный прототип;
когда у человека детей больше, чем пальцев на руке, и жена при них, о какой "Луне" может идти речь?) это я к тому, что рецензия Ваша очень романтична и оправдательна, а герою, как личности, цена - грош: не мужчина


хотя я плюсовала))


:))
Да, герою, как личности - грош, согласна абсолютно и не хотела бы иметь его ни мужем и ни отцом своих детей. Но тут такое дело, что люди искусства, отмеченные талантом, часто как мужья и отцы - грошовые личности. Достоевский проигрывал все, Пушкин закладывал свои деревни, Эдгар Аллан По жил и умер в нищете. А жены и дети и голодали, и в долгах были. Для этих людей искусство всегда первично, обывательские будни - вторичны. Так уж они устроены.
Не выбирая тип героя в свои спутники, тем не менее, я принимаю образ жизни героя. Они иначе мыслят - это факт :))