Больше рецензий

ScarsellaTeen

Эксперт

Дотошный Эксперт Лайвлиба

1 декабря 2021 г. 13:57

1K

3.5 Спойлер Тит Истерик (18+)

Пьеса «Тит Андроник» относится к раннему творчеству Шекспира. И как любой начинающий писатель (драматург) он ещё не выработал свой фирменный стиль, ещё нет чувства меры. Ощущается молодость и какое-то мальчишество автора. В пьесе много действий и крови. Не спорю, массовому зрителю такое нравиться: все предают и рубают всех направо и налево, но не хватает баланса, более грамотной проработки действий и мыслей персонажей. Если сравнивать с современными произведениями, то это как Игра престолов, откуда вырезали все тонкие политические игры, остроумные диалоги и оставили только рубалово.
Конечно, нужно учитывать вкусы того времени, и что вообще представлял собой театр конца XVI века. Но так как я современный читатель XXI века, то и судить об этом произведении буду со своей колокольни.

Сюжет: Славный римский воин, свободный, знатный гражданин Тит Андроник прибывает с войны в Рим и, отказавшись от звания цезаря, помогает сыну прошлого императора Сатурнину взойти на царство. Также с войны он приводит в Рим королеву готов Тамору. Новоиспечённый государь, будучи обручённым с дочерью Тита Лавинией, влюбляется в Тамору. И это становится завязкой к основным событиям пьесы. Ведь королева готов станет причиной огромной трагедии.
В принципе, сам сюжет увлекательный, по крайней мере, динамичности ему не занимать. Но всё дело в том, что он слишком прямолинеен и через чур агрессивен. У читателя буквально нет времени передохнуть и осмыслить происходящее.

Герои: Тит Андроник. Я всё понимаю, он воин, повидавший и переживший много всякого в битвах, и психика у него расшатана, но на протяжении всей пьесы он непомерно истерит. Например, когда Лавинию похищают и его сын делает попытку что-то там отцу возразить, отец убивает его. Тит произносит пылкую речь о том, что потерял с десяток сыновей, а я думаю: «Конечно, потерял! Ты же сам их как шашлык на шампур насаживаешь. Если любое слово сказанное поперёк карается смертью, то я удивлена, что хоть кто-то из сыновей остался». С самого начала Тит преподноситься, как истеричный персонаж, так он и остаётся истериком, единственно, что его вспышки гнева в итоге перетекают в самое настоящее безумие.
Лавиния. Бедная дочь Тита. Здесь ей достаётся просто не по-человечески. Бедную девушку и похищают, и насилуют, и отрубают руки с языком, а в конце собственноручно убивает отец. Собственно, никакой другой роли, кроме как быть жертвой у неё нет.
Тамора, сыновья и Арон. Жестокие злодеи, причинившие семье Тита столько страданий. Именно Тамора устраивает заговор против Андроника, убив брата Сатурнина и подставив сыновей старого воина. Но не то чтобы она красиво обвела всех вокруг пальца, скорее Тит и остальные настолько глупы и наивны, что ей и её сподвижникам даже стараться не нужно. Например, когда Арон приходит к Титу и просит руку за сыновей, тот с Арона ничего не спрашивает, никаких подтверждений, документов, приказов, а просто рубит свою руку (пф, подумаешь, одной больше, одной меньше). Сатурнин верит непонятно какой записке, изоблачающей сыновей Тита в убийстве его брата. Надо ли говорить, что это всё слишком наивно.
Не удивительно, что Тамора к концу пьесы Тита за дурака держит.

Вывод: Произведение читать интересно за счёт того, что автор использует два низменных животных чувства, которые в нас всех присутствуют и которые никогда не выйдут из моды: секс и насилие. Также события быстро развиваются, я бы даже сказала несутся галопом, от чего скучать не приходиться. Но сюжетные повороты наивны, жестокость не оправдана и в некоторых местах излишня, а персонажи карикатурны: Тамора - подлая и жестокая, Тит - агрессивный, Сатурнин - наивный, Люций - хороший сын, Лавиния - жертва и т. д.
Более известные пьесы Шекспира гораздо тоньше в раскрытии чувств и эмоций, сюжеты деликатнее, а герои многограннее.
Но в любом случае, ознакомится с данным произведением стоит. Если вы любите динамику, истерику и море крови.