Больше рецензий

20 февраля 2013 г. 20:04

726

5

Это мощно. Произведение, как оказалось, давно растащено по кусочкам. Фильмы, где герои играют в шахматы, сидя в одиночных камерах, носовский Незнайка, который, согласно определению Цвейга, заболел "шахматной горячкой", да и вообще - сама эта мысль о возможности куда-то направить деятельность мозга, если сидишь в заточении. Может быть в шахматной игре и заключается глубокий и многогранный смысл работы человеческого головного мозга. Но он несколько абстрактный, так как шахматы - это искусственно созданный тренажер для развития тех способностей, которыми наделила человека природа. Сочетание мужской логики и женского чутья дает именно те результаты, которые необходимы для того, чтобы воспринимать шахматную игру всерьез. Проецируя подобную ситуацию лично на себя, не могу похвастаться тем, что смог бы занять мозг на месте героя в изолированной среде подобным образом. Скорее я бы комбинировал работу мозга с физическими нагрузками с тем, чтобы в конечном итоге сбежать из заключения. Но в памяти невольно всплывают похожие ситуации, когда будучи ограниченным в общении, передвижении и информации, имел под рукой несколько случайных книг, которые были изучены мною с поразительной тщательностью. Причем большая часть этих книг совсем не была шедеврами.

В противостоянии чемпиона мира Мирко Чентовича и доктора Б. мы наблюдаем борьбу женского начала и мужского. Женское, более быстрое и более гибкое, одерживает верх. Затем мужское берет реванш, но победа больше моральная. И до конца дней Чентович будет помнить свое поражение, чего не скажешь о его противнике. Победа достается мужчине благодаря волевому напору, злости и использованию правил. То есть мужчина обязан своей победой не таланту. Доктор Б. же пришел к забытому состоянию сумасшествия, когда у него в изоляции ехала крыша от мысленной игры в шахматы с самим собой. Отсюда вывод - бороться с женщиной бесполезно.

Если собрать воедино образ человека, посветившего себя шахматам, то можно точно определить, что шахматы - это состояние подсознания. Все эти полусумасшедшие самовлюбленные супермастера, обучавшие меня в детстве этой игре, все были примерно на одно лицо. Людей приятных не встречалось, сколько-нибудь приличных тоже, но вероятно к ним ко всем нельзя применять обычную шкалу измерения, ибо эти люди находятся в своем потустороннем мире чудаков на букву "му".

Без ложки обязательного маразма Стефан Цвейг не может по определению. Читая второе его произведение, отдаю должное его способности понапридумывать всякую ересь. Недоразвитый деревенский мальчик, ставший ни с того, ни с сего гением игры и чемпионом мира, сродни тому, что вселенную внезапно переклинило, свиньи поднялись в воздух и, хлопая ушами, полетели на Микояновский мясокомбинат. Но очень умело Цвейг подбирается к сердцам читателей. Если "Письмо незнакомки" базируется на старом женском лозунге "все мужики козлы, а я такая хорошая" (мужчина в этой новелле виноват в том, что не смог заметить чужую любовь. Как часто мы слышим подобные абсурдные обвинения), то "Шахматная новелла" дает возможность любому трактористу почувствовать себя Циолковским. Подумайте, а вдруг вы тоже шахматный гений?

Комментарии


Связь женского чутья с шахматами неочевидна. Можете пояснить?


Имеется в виду женская интуиция, которая противопоставлена мужской воле. Образ чемпиона именно такой и нарисован Цвейгом - построенный на мужской воле. Он потому и неестественен. Чтобы быть чемпионом, нужно видеть противника насквозь.


бороться с женщиной бесполезно

радует такой вывод)


Если женщина с тобой - занят вечною борьбой


бесполезно же)


Сизифов камень еще никто не отменял


параллель с женским и мужским началом интересная, но, по-моему, все-таки подпритянута за уши


На гроссмейстеров просто посмотрите


так смотрела.
там противопоставляется прямолинейность, неспособность выйти за рамки, отсутствие воображения - его (воображения) присутствию, творчеству и интуиции. принципиальная разница - в уровне интеллекта: если он низкий, творчество невозможно.


Ну, все верно. Только есть вещи врожденные, которые можно развивать, если они есть. Отличительная черта абсолютно всех шахматистов - это наличие стопроцентно мужского качества - логики. Это само собой. Но я имел в виду вторую составляющую, иррациональную и творческую. Она есть не у всех. Но у гроссмейстеров и выше - у всех стопроцентно. Цвейг же нам нарисовал мифического персонажа, который был абсолютным тупицей, но при этом оказался великим шахматистом.


Недоразвитый деревенский мальчик, ставший ни с того, ни с сего гением игры и чемпионом мира


В паралель идёт и Лужин Набокова.
Быть может всё же не так и утопичен Цвейг в своём утверждении?