Больше рецензий

that_laowai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 октября 2012 г. 14:45

2K

5

Невероятно, что повесть, написанная на спор, в рамках дружеского состязания, содержит в себе такую глубину и идеи, коих хватило на создание множества фильмов и книг, которые их заимствовали. Впрочем, когда среди твоих знакомых сам Лорд Байрон со своим чудо-врачом – ты приговорён к пожизненному вдохновению, чему уж тут удивляться. Невероятно, что повесть, написанная 19-летней девчонкой оказала влияние на дальнейшее развитие целого жанра, а в последствии на самых незаурядных личностей современности, среди которых Стивен Кинг с «Кладбищем домашних животных» и Тим Бартон, в чьих мультфильмах и фильмах постоянно возникают прямые и косвенные аллюзии на это произведение. Невероятно, что повесть, написанная в 1816 году способна так захватить спустя тысячи просмотренных нашпигованных спецэффектами экранизаций и прочитанных книг на эту же тему.

Странно, что повесть относится к жанру ужасов. Безусловно, она щекотит нервы и нагнетает атмосферу, поскольку неизвестность, если не пугает, так очень интригует. Произведение самое что ни на есть философское, затрагивающее огромный спектр тем – жестокости и человечности, человеческой природы и жизни после смерти, ответственности учёного за своё творение и границах познания. Последние темы разовьёт в «Острове Доктора Моро» Герберт Уэллс. По форме повесть представляет собой матрёшку: рассказ в рассказе, представленный эпистолярно – в письмах и дневниках, что потом перенял и Брэм Стокер. В её основу положена история существа, обречённого на страдания своим создателем. Существо, обладающее сознанием, стремиться удовлетворить свои социальные потребности и потребность в уважении. Но из-за его непохожести на других, его отвергают абсолютно все. Его судят по внешности, встречают по одёжке и провожают пинками. В итоге, чистое сознание по мере очеловечивания, усваивает с культурой, языком и социальными навыками, и жестокость, без которой человек так же немыслим. Рядом с состраданием таких, как госпожа Франкенштейн, может сосуществовать тирания. Именно общество делает нас людьми, но именно оно нас и обесчеловечивает.

Самой страшной пыткой для творения Франкенштейна становится одиночество. Любитель пирамид – Маслоу – на тот момент ещё не родился, но и без него было ясно, что общение и уважение относятся к базовым потребностям человека. Для контраста добавлены идиллические картины отношений в семьях Франкенштейнов, Де Лэси и сердечной переписки брата и сестры, открывающей начало повести. Альфонс Франкенштейн, не смотря на своё имя, был человек порядочный, взял в жёны натерпевшуюся всяческих невзгод женщину. Вспомнилось, товарищ Лужин, что порывался в женихи к Дуне Раскольниковой, мечтал о таком браке. Сердце госпожи Франкенштейн было нетерпимым к страданиям других, поэтому та всячески стремилась к избавлению других от тягот, поэтому удочерила девочку из бедной семьи и ко всем была добра и участлива. Такие же теплые отношения и в семье Де Лэси, которых не сломило даже изгнание, потому как вместе его пережить им было легче. Тема одиночества – вышла для меня на первый план в этом произведении, ведь ещё в начале Уолтон опечален тем, что у него нет друга, с кем он мог бы разделить своё путешествие и мысли. Творение Франкенштейна наблюдает за семьёй Де Лэси и жаждет того же, такого же отношения к себе. Он, как двухлетнее дитя, подражающее взрослым; но нужна ли ему семья и признание со стороны других на самом деле? Так же и люди, не задумываясь, нужно ли им идти по дорожке протоптанной сотнями поколений до них, вынуждены страдать от одиночества и непременно искать участия в другом, себе подобном. Но действительно ли они хотят этого сами? Что, если и это всего лишь идея, навязанная из вне?

Творение решает заставить чувствовать своего творца тоже, что чувствует и он - безграничное одиночество и неприкаянность. Творец видит гибель любимых людей, осознаёт, что во всех этих горестях виноват он сам и ничего не может с этим поделать. Боль его увеличивается с осознанием того, что он знал, как много он потерял. В то время как Творению вообще было не суждено испытать всего того хорошего, что было у его создателя. Кому, спрашивается, было хуже? Даже после всех злодеяний творение не признаёт, что его создатель испытал то, что испытал он. Типичные для произведений тех времен, пафосные и наигранные речи страдальцев – единственное, что хочется перелистнуть. В остальном же, очень атмосферная книжка, загадочные события которой продолжают интриговать и сейчас. Даже не хочется придираться к тому, что Творение Франкенштейна обрело социальные навыки, освоило язык и культуру за столь короткий промежуток времени. Это из разряда погрешностей, которые прощаются и списываются на жанр фантастики. Ведь никто же не придирается к тому, что Франкенштейн оживил мертвеца, скроенного из частей людей и животных с бойни.

«Франкенштейн, или современный Прометей» – таково полное название повести и оно двояко. Имя Прометей происходит от индоевропейского корня me-dh-, что значит «познавать». Познающий здесь как Франкенштейн-создание, так и Франкенштейн-создатель. Позднеантичная версия мифа о Прометее говорит, что он — создатель первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием. В таком случае, Прометей – Виктор, тем более, что Франкенштейн-создание сам себя называет Адамом. Так кто же Прометей – создатель или же его создание? В любом случае, познание здесь не принесло счастья ни Виктору Франкенштейну, ни его Творению. То есть счастье – в незнании? Следовательно, человек обречён на несчастье, потому как стремление к познанию так же лежит в его природе. Множество размышлений и трактовок предполагает сия рукопись. В общем, чумовая книженция, которая превзошла все мои ожидания.

Комментарии


Невероятно, что повесть, написанная на спор,

я где-то читала, что не на спор, что это был сон, после смерти ребёнка к Мэри Шелли начал приходить это несчастное создание (чудовищем не могу его назвать). ПОзже, в кругу друзей она рассказала историю, а потом записала её.


В предисловии к произведению она сама пишет, что Байрон предложил каждому (их было четверо: Мэри с супругом, Байрон с Полидори) написать по истории. Долгое время ей ничего не приходило в голову, она постоянно думала над этим и, в конце концов, во сне, в полудрёме, ей пришли эти образы. Ну как таблица - Менделееву, который так утомился в разгар работы, что задремал и увидел эту таблицу якобы во сне.


я читала в другом источнике, вероятно разные версии.Ну что же, и эта имеет право существовать.А рецензия всё равно замечательная!


5+


Благодарю ^_^


Как всегда отлично)


Вы так красноречиво высказали все то, что я так и не смогла выразить - великолепно! Совсем недавно читала, (в предыдущем Долгострое, кстати) тоже остались очень сильные впечатления!

Невероятно, что повесть, написанная 19-летней девчонкой оказала влияние на дальнейшее развитие целого жанра...


Совершенно согласна! Удивительно, что она в столь юном возрасте раскрыл такую многоранную игру характеров с актуальных до наших дней проблемой.
Спасибо за рецензию!


Захвалили, право слово! Спасибо большое!
Ожидался саспенс, ужастик вроде произведений Анны Рэдклифф, а хотелось чего-то посерьёзнее, поэтому долго не доходили руки. А тут такой приятный сюрприз.


А я поняла все проще. Дело вовсе не познании и тому подобном. Создание Франкенштейна ждало любви от своего отца. Но не дождалось сочувствия ни от него, ни от других людей. Озлобилось и начало убивать.

В общем-то, этот сюжет довольно распространен как раз в то время. Озлобленный, отвергнутый обществом герой-одиночка - в основе романтизма, ведущего жанра.

Только у Мэри Шелли герой - не совсем человек.


К чему же ссылка на миф?


Но вы же сами ответили в рецензии. Прометей - создатель первых людей. Вот и все.


Эпизоды, в которых Виктор многократно гневается на "естественные науки"; вспоминает про случай в отрочестве, когда отец его не отвратил от книг, которые сыграли такую роль в его становлении; уговаривает Уолтона одуматься и не идти по пути которому пошёл он ("Одна человеческая жизнь - сходная цена за те познания, к которым я стремлюсь, за власть над исконными врагами человечества", «Несчастный! И ты, значит, одержим тем же безумием? И ты испил опьяняющего напитка? Так выслушай же меня, узнай мою повесть, и ты бросишь наземь чашу с ядом!») и т.п. заставляют думать меня иначе.


Потрясающе написано! Рецензию в избранное, а книгу в хотелки))


Вах, как приятно! Надеюсь, Вам тоже придётся по душе!