14 февраля 2021 г. 21:53
3K
4.5 «Мы хотим сейчас, — добавляет Моримура, — когда поколение, не знавшее войны, едва достигло зрелого возраста, еще раз показать людям истинное лицо военщины». (с)
⠀⠀⠀Военные истории всегда меня поражают до глубины души. Говорят, что есть определённые правила ведения войны (а в России, например, есть кодекс поведения). Этические проблемы и дилеммы военного времени всегда интересовали как специалистов, так и рядовых граждан. И зачастую после окончания войны, спустя долгое время, люди начинают узнавать о тайнах военного времени, которые невозможно вместить в некий кодекс поведения или в правила введения войны. И к таким тайнам можно отнести испытания и незаконные тесты над людьми. Мы много знаем о докторе Менгеле, немецком экспериментаторе, но что мы знаем об Исии Сиро, японском военвраче, который вместе с отрядом занимался разработкой бактериологического оружия? К моему стыду (именно стыду, потому что я специализируюсь именно на внешней политике, куда входят также военные суды), я мало знала об этих событиях, и благодаря напоминанию в виде совета на Новогоднем Флешмобе 2021 года я наконец-то познакомилась с подробностями зверских событий, которые заставляют задуматься о людях, о войне и о мире. Мне было тяжело читать и писать эту рецензию, потому у меня сильно развита эмпатия, и иногда эмоции становятся главнее, чем разум. Книга Сэйити Моримура поразила, испугала, научила, заинтересовала, заставила задуматься. Обо всём по порядку.
⠀⠀⠀Прежде чем перейти к сути повествования и расследования, стоит сказать пару слов об авторе. Почему я считаю важным всегда обозначить личность автора? Таких людей нужно знать, потому что, проведя огромное расследования с массой доказательств и интервью, иногда теряется личность журналиста/писателя/расследователя. На мой взгляд, этого нельзя позволять. Хотя автор скорее стремится скорее предоставить миру информацию о злодеяниях и понимании того (т. е. избегает некой персонализации), что войны надо избегать и искоренять из нашей будущей истории. Итак, Сэйити Моримура — японский писатель, который родился в 1933 году, в самый разгар японской агрессии против Китая и политики умиротворения на европейском континенте. Он выступал и выступает против ремилитаризации Японии и милитаризации в мире в целом.
⠀⠀⠀Итак, чему же посвящена эта книга? В чём её посыл? Автор провёл фундаментальное расследование о японском секретном «отряде 731», которое занималось экспериментами над людьми и разработкой бактериологического оружия. Наверняка вы слышали хоть раз о Квантунской армии, которую считали самой мощной армией Японии в годы Второй мировой войны. И как раз на базе этой армии был создан этот самый отряд. Книга состоит из двух частей: первая часть — оригинальная работа (полное описание отряда) и вторая часть (работа с американцем над расследованием, протоколы, рабочие поездки, ещё детали о деятельности отряда, о Корейской войне). Книга повествует об истории, функциях, ключевых событиях, устройстве, принципах работы. Автор стремится ответить на следующие вопросы: как действовали, как заметали следы, как работали в таких условиях, для чего и для кого они это делали, испытывали ли совесть, убивая людей, «можно ли поставить точку в истории разработки бактериологического оружия». Его труд основывается на показания бывших сотрудников, документов с судебными разбирательствами в Хабаровске, рассекреченных протоколах.
⠀⠀⠀Приведу самые основные детали об отряде. Итак, в отряд входили известные врачи, учёные со всей Японии, стажёры-подростки, военные. А также Исии Сиро, генерал-лейтенант и военный врач, которые получил репутацию папаши или «Его Превосходительство» среди бывших сотрудников. Нередко завлекали подростков обманом, которые могли получить некий образовательный сертификат, но в итоге после отряда оставались с ничем и едва сводили концы с концами. Люди, которые отправляли на эксперименты, называли брёвнами. Их даже за людей не держали, их не жалели, им не помогали. Там были и женщины, и мужчины, и дети, и старики. Их не заставляли работать как в концлагере, где работал доктор Менгеле. Их готовили к опытам. Их могли просто убить, могли уничтожить за попытку бунта. Они не жалели детей. История с маленьким мальчиком, которого изувечили и вытащили из него всё что могли, — кошмар. Сотрудники даже пытались выкачивать кровь с помощью насоса, и это малое, что творилось за стенами базы. Там собрались самые жестокие люди, которых даже сложно назвать людьми. Многие из них не жалели, считая, что делают всё на благо страны и во имя её (ничего не напоминает? — любой милитаризованный патриотизм).
«Головы с раздробленным, как гранатовый плод, лицом. Головы, разрубленные на две части от темени до уха. Головы распиленные, с обнажившимся мозгом. Головы с разложившимся лицом, на котором невозможно распознать ни глаз, ни носа, ни рта. Головы с широко открытым ртом, с красными, синими, черными пятнами на коже. Китайцы, монголы, русские… Головы людей разных рас, мужчин и женщин, старых и молодых, смотрели из коричневатого формалинового раствора на вошедшего в комнату и обращались к нему с немым вопросом: «Почему мы здесь?».
⠀⠀⠀Разве справедливо и нормально то, что люди, совершавшие эти зверские опыты, убивавшие детей и стариков, якобы делали всё это во имя страны? Это не патриотизм и не на благо страны. Это не должно быть патриотизм и никогда не будет. Причём большинство японцев считали, что в Маньчжурии, где располагалась основная база отряда, строится идеальное государство. Пропаганда работала на отлично. Никто в отряде не сочувствовал брёвнам, их истребление — дело естественное. Они осознавали риски и всё понимали. Они даже после войны держат секреты. Даже художник работал в отряде. И как хорошо замечает автор, «между человеком и дьяволом нет китайской стены».
«Вопрос: Как специалист-бактериолог вы понимали, что распространение смертельных инфекций как средство войны грозит страшными бедствиями?
Ответ: Да, я представлял себе.
Вопрос: Вы понимали, что страшные бедствия, вызванные распространением чумы и других эпидемий, могли обрушиться и на нейтральные государства?
Ответ: Да, понимал».
⠀⠀⠀Я не хочу вдаваться в подробности описания отряда и их базы, потому что они могут заставить содрогнуться. Сколько боли можно испытать, когда читаешь эти строки. Даже автор упоминает то, что тяжело было записывать все эти детали, когда ему признавались о тех событиях. Рецензию тоже нелегко писать. Жестокость ужасает, но посыл автора заставляет поверить, что есть люди, которые готовы бороться за мир путём напоминания о зверствах, которые были в прошлом и которые совершаются в наше время.
«Отряд 731» немыслим без Сиро Исии. Многие бывшие служащие отряда и сегодня величают своего бывшего начальника «бог войны Сиро Исии», «его превосходительство Исии». «Отряд 731» был как бы уникальным ядовитым растением, выращенным на почве, название которой — «захватническая война». А «садовником», приложившим для этого немалые усилия, была такая специфическая личность, как Сиро Исии».
⠀⠀⠀Автор книги считает, что в истории не должно оставаться белых пятен. Он сделал невероятное, добившись разговора с бывшими сотрудниками. Автор не стремится обвинить, осудить, привлечь к ответственности. Он не судья, и прекрасно это понимает. Его задачей было освещение событий, которое должно было показать, насколько опасно забывать о войне. Он хотел правды — он показал правду. Многие сотрудники в итоге стали известными врачами или исследователями в Японии. И представить страшно, какой ценой далось ускоренное развитие технологий и экономики Японии, если учитывать этот факт. Сэйити Моримура стремится показать, что такое милитаризм и чем он ужасен для любой страны.
⠀⠀⠀Также стоит сразу отметить и тот факт, что книга писалась в эпоху идеологического противоборства. Этот факт нельзя забывать, когда вы читаете эту книгу. Это не обвинение в сторону автора, не оправдание кого-либо. Всегда нужно учитывать время, в которое написаны книги подобного рода. 1981 — год довольно напряжённый и насыщенный на международной арене, но всё же это последний период Холодный войны — период противоборства двух систем и двух крупных стран — США и СССР. Поэтому я не всегда люблю читать подобные книги, которые написаны в такое время, потому что порой сложно вычленить что-то более нейтральное и не идеологически окрашенное. Видно, что автор не стремится занять чью-то сторону, но чувствуются тайные обвинения в том, что США скрыли данные о допросе на некоторое время (но всё же потом он получил возможность ознакомиться с протоколами), помогли бывшим сотрудникам отряда и так далее. Он не пытается винить всех и вся, у него другая задача, о которой часто пишет. Плюс стратегические коммуникации хорошо работают в предисловии книги, где сказано об агрессивной политике США (но давайте вспомним агрессивную политику СССШ в Чехословакии...). Неудивительно, что в СССР достаточно быстро перевели книгу. Неудивительно, что такой талантливый и безбожный человек, как Исии Сиро пользовался идеологическими разногласиями. Неудивительно, что у него это получилось, заручившись неким подобием поддержки со стороны США.
«Современное оружие — это страшная сила. Одним нажатием кнопки можно уничтожить миллионы людей. В последнее время много говорят о «чистом» ядерном оружии — нейтронной бомбе, даже делают попытки доказать, что оно гуманно и. может быть использовано на поле боя. Разве не перекликается это с рассуждениями убийц из «отряда 731», которые, не сомневаюсь, и сегодня без колебаний решились бы нажать кнопку и пустить это оружие в ход. Этого нельзя допустить. Человечество заплатило за мир слишком дорогую цену. Это заставляет нас все решительнее бороться против гонки вооружений».
⠀⠀⠀Какие плюсы и минусы я могу выделить? Плюсы: подробности, документы и протоколы, стиль автора. Минусы: есть идеологическая составляющая (особенно в предисловии, не от автора), вторая часть более сложная для чтения, так как там идут данные из документов.
⠀⠀⠀Когда мы говорим о таких книгах, где описываются исторические события с мучениями людей, это явно вызовет гнев, боль, желание прекратить верить в человечество. И об этом, кстати, упоминает автор, когда пишет о реакции одной молодой женщины на выход его книги. Война никогда не должна быть продолжением политики, как некогда говорил Карл фон Клаузевиц. Люди должны помнить такие события, чтобы не забывать, к чему мы можем вернуться, если опустим руки и не будем бороться за мир. Книга была написана достаточно давно, но, заметьте, как эти проблемы актуальны в наше время. Пугает связь с настоящем, пугает развитие наработок отряда. А люди, которые избежали наказания, имели дальнейшее влияние, и даже жили долго (такие люди, увы, живут долго, те же диктатору — посмотрите на их возраст). Каждый раз, когда я слышу о новом вооружении, мне становится не по себе. Само существовании разных видов вооружений заставляет задуматься, что послужит спусковым крючком. Возможно, послания Сэйити Моримура или мои размышления могут показаться утопичными, но задумайтесь, кто решает (за вас), что это утопия или реализм — чужие люди или вы сами? Когда мы прекратим верить в людей, мы потеряем всё, что можем назвать гуманным и человеческим; когда мы прекратим помнить историю, мы забудем, что такое мир. Итого, стоит ли читать эту книгу? Да и ещё раз да. Нужно знать о таких событиях, необязательно подробно. Возможно, жестокость, описанная в книге, сможет вас оттолкнуть, и это нормально.
⠀⠀
⠀⠀⠀
⠀⠀⠀
Спасибо swdancer за совет на Новогоднем флешмобе (2021)!
Спасибо большое за такую вдумчивую рецензию, написанную и от сердца, и от ума) Я рада, что книга Вам понравилась!