Psyhea

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 августа 2012 г. 19:50

493

3

Знаете иногда мне кажется, что я андроид… или что-то вроде того. В первую очередь от любого произведения я жду логики и стройности мысли. А если логики нет или она страдает? Что тогда?.. Я ее все равно ищу - долго, упорно, скрипя зубами и взрывая себе мозг…

Вот примерно так я и читала Фауста. Поначалу повествование было замечательно стройным, последовательным и понятным. По крайней мере пока Фауст увлекался земной женщиной. Затем началось какое-то светопреставление изредка перемежающееся недолгими логичными цепочками.
Началось все с Вальпургиевой ночи в числе участников которой среди нечести непостижимым для меня образом оказались Скептик, Догматик, Реалист, Супернатуралист (страшно представить себе кто это…) и Идеалист… Дальше больше… Ни с того ни с сего герои оказались при дворе в непонятных рангах, зачем-то подольстились к Императору, чтобы устроить театральное представление. Объясните мне бестолковой, как «служение» кому-то укладывается в рамки представления о тех развлечениях и удовольствиях, которые по договору обеспечивает Мефистофель своему клиенту?... Или Фауст всю свою жизнь мечтал быть режиссером, а я так и не увидела этого между строк?
Что там дальше? Аа… Вальпургиева ночь по-гречески с местной «нечистью» и в компании некого существа, которое желает родиться человеком… К моему величайшему удивлению в этой главе Фауста кот наплакал, зато во всех подробностях описывается местная флора, фауна, мифология… Да еще детально описывается как проводит время Мефистофель. Хлоп и мы опять согнули пространственно-временной континуум в бараний рог. Теперь мы в Древней Греции. Сопровождаем вереницу пленников в гости к нашим старым друзьям. Дальше любовь-морковь, странный неадекватный ребенок, скачок в средневековье на поле боя и, наконец, то, ради чего все затевалось - долгожданная развязка.

Умом-то я конечно, понимаю, что это классическое произведение и с точки зрения современного человека его судить неправильно, но… не могу отказать себе в этом маленьком удовольствии.

Во-первых, автора постоянно уносит от основной темы произведения и он достаточно часто разглагольствует через многочисленных персонажей на различные философские темы. Причем ни один из персонажей не является «созданием» самого автора, все они взяты из истории/мифологии (кроме разве что бедной Гретхен, хотя во времена Гете таких Гретхен было штук по -цать на каждой улице).
Во-вторых, совершенно непонятно каким образом Мефистофель развращает Фауста. Вот говорить, выворачивая природу вещей сообразно «чертовскому» видению – он горазд, это да… А вот что-то более конкретное не предпринимает, просто служит слугой «подай-принеси» у Фауста.
Далее, еще раз акцентирую внимание на том, что логика, связность повествования и последовательность хромают на обе ноги. Больше всего мне все это напомнило какую-то запутанную компьютерную игру, где на каждом уровне декорации, инструментарий и сюжет меняются совершенно непредсказуемым образом. Одной стихотворной формы порой достаточно, чтобы отбить охоту читать на долгое время, а тут вдобавок еще и мешанина мыслей и огромное количество незначительных событий необоснованно выведены на первый план и спокойно забытых при смене картинки.

Отдельно хочется отметить образ дьявола в произведении. Он чертовски очеловечен. Да у него копыта, но по его собственному признанию:

Цивилизация велит идти вперёд;
Теперь прогресс с собой и чёрта двинул.
Про духа северного позабыл народ,
И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул.
Хоть ногу конскую иметь я должен всё ж,
Но с нею в публике являться не желаю
И вот в фальшивых икрах щеголяю,
Как франтовская молодежь.

Собственно эта же самая очеловеченность проявляется и в приключениях дьявола на греческой Вальпургиевой ночи. Он недоверчиво относится к окружающим его существами, остерегается их, способен заблудиться, повестись на обман и иллюзию. В общем слабенький дьявол я бы сказала, неудивительно, что эти самые человеческие качества в итоге подставляют его в решающий кульминационный момент его «практики».

ИТОГО: Классика бессмертна, даже если она чужда и непонятна современному читателю. Раз в жизни стоит прочесть, но во второй – строго на ваше усмотрение. Аллегорическая идея договора Фауста с Мефистофелем не устарела до сих пор. На эту тему пишут книги, снимают фильмы, рисуют картины. Но вот именно «Фауст» Гете на мой взгляд в нашем 21 веке уже не производит такого масштабного резонанса, как после своей публикации в 19 веке.

P.S. Как-то не складываются у меня отношения с немецкой литературой по жизни… увы… =(
P.S.S. По длине рецензии сразу видно, что Психея впервые за долгое время выспалась)

Комментарии

как «служение» кому-то укладывается в рамки представления о тех развлечениях и удовольствиях, которые по договору обеспечивает Мефистофель своему клиенту?...

Это были не развлечения и удовольствия, а метания души Фауста, он же искал миг блаженства...
Ну, к примеру, Елена и Сын как олицетворение семейных уз каких-то... Но они умерли, а он жил... и душа его продолжала метаться)
Там можно много покопать, если есть желание, но, видимо, просто Вам не свойственны душевные искания, поэтому так глухо)

-7 11.09.12

миг блаженства в прислуживании? Какое-то извращенное представление о блаженстве - не находите?

На момент прочтения у меня было очень чуткое и глубокое желание покопаться. Именно внутри произведения, а получилось, что сначала надо сгрести все разрозненные части в одну кучу и только потом копаться. На процедуре сгребания я и сдалась.

Простите, но не вам судить о моих душевных исканиях и тем более не по короткой рецензии в интернете. Приношу искренние извинения, если каким-то своим высказыванием задела вашу тонкую душевную организацию. Но даже по прошествии времени я не склонна поменять своего мнения о книге, тем более, что оценка была выставлена нейтральная.

+4 04.05.13
миг блаженства в прислуживании?

Если я весьма точно помню уговор, то это Мефик служит Фаусту, а не наоборот.

Какое-то извращенное представление о блаженстве - не находите?

нет, я не считаю каждого отдельного человека святым, у него могут быть мысли и даже желания, идущие вразрез с вашими эстетическими принципами. Вопрос в том, к чему приходит человек после испытания страстями.

На момент прочтения у меня было очень чуткое и глубокое желание покопаться. Именно внутри произведения, а получилось, что сначала надо сгрести все разрозненные части в одну кучу и только потом копаться. На процедуре сгребания я и сдалась.

Вам известно, что Гёте написал удивительно символичную книгу, что последующие поколения, их лучшие умы, интерпретировали это произведение. Если Вам не далась книга, почему бы не обратиться к критикам? если у вас действительно было глубокое желание покопаться.

не вам судить о моих душевных исканиях и тем более не по короткой рецензии в интернете.

Высказанная мной точка зрения - нейтральна и отражает моё видение вашей короткой рецензии в интернете. Она не претендует на правду в последней инстанции, она не ставит диагноз и не принуждает вас принимать её, она просто есть.
Лично моё мнение, что эффект от прочтения действительно глубоких книг - это производная ваших собственных жизненных исканий.

+2 05.05.13
Если я весьма точно помню уговор, то это Мефик служит Фаусту, а не наоборот.


В данном конкретном случае именно Фауст (вместе с Мефистофилем) был в качестве развлекающего элемента при "короле". Именно этот фрагмент показался мне спорным.

у него могут быть мысли и даже желания, идущие вразрез с вашими эстетическими принципами


С этим спорить не буду, запишу прислуживание на счет тайных желаний Фауста.

Если Вам не далась книга, почему бы не обратиться к критикам? если у вас действительно было глубокое желание покопаться.


У меня было это желание до того, как я прочитала книгу до конца. После, увы, оно исчезло бесследно. Вполне возможно, что когда-нибудь я до Фауста дорасту. Но также не исключено, что это просто не моя книга и не мой автор. Неужели у вас нет таких даже среди классиков?

Высказанная мной точка зрения - нейтральна и отражает моё видение вашей короткой рецензии в интернете.
Это ваше видение меня по короткой рецензии в интернете. Не рецензии. Меня. Мне, а не тексту в вордовскую страничку, по вашему мнению не свойственны душевные искания)

Лично моё мнение, что эффект от прочтения действительно глубоких книг - это производная ваших собственных жизненных исканий.


Не исключено, что все именно так, как вы сформулировали. Однако, вы не допускаете мысли, что книги для каждого свои? И судить о моих жизненных приоритетах и опыте исканий на основе единственной нейтральной рецензии на классическое произведение несколько своевременно?
Если бы вы дали себе труд заглянуть в мой профиль в поисках любимых авторов или пролистали рецензии на классические книги, мнение ваше было бы совсем другим.

На самом деле я была очень удивлена, увидев что вкусы у нас не так уж и разнятся, как вам кажется. Так, что за давностью времени я нисколько не обижена на ваши слова) Но позвольте на будущее совет - не предполагайте о личности по одной рецензии, и сотни рецензий обычно не достаточно, чтобы раскрыть человека. Просто на ваши предположения многие люди могут обидеться)

На этой жизнеутверждающей ноте считаю дискуссию исчерпанной)

+2 05.05.13
На этой жизнеутверждающей ноте считаю дискуссию исчерпанной)

давайте согласимся на том, что у меня были основания выдвинуть предположения на счёт ваших исканий, без осуждения или же нравоучения - просто предположения?! или это тоже нельзя?

И судить о моих жизненных приоритетах и опыте исканий на основе единственной нейтральной рецензии на классическое произведение несколько своевременно?

по идее должно быть "преждевременно". Но раз вышло своевременно, то, учитывая схожесть вкусов, то мы можем продолжить общение)

0 05.05.13

А если я скажу вам что это никто иной как пушкин написал я это знаю от заслуженного историка Гёте это просто псевдоним А С Пушкина .

0 01.04.14