Больше рецензий

countymayo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 мая 2012 г. 23:55

9K

5

Наш сайт публикует отзывы на произведения Германа Гессе едва ли не каждый день; хотя и со значительным отрывом, но он входит в первую тройку самых читаемых на Livelib немецких авторов после Ремарка и Зюскинда. И, без сомнения, моя цель - сократить этот разрыв, а то и вовсе его изничтожить.

Неизвестно, был бы рад Магистр Игры в бисер, или наоборот, смущён тем, что основополагающий его роман, направленный против мещанства и бюргерства во всех его проявлениях, обрёл такую широкую популярность - в том числе и в слоях того самого мещанства, тактично именуемого средним классом.Лучший способ предотвратить бунт, как известно, - сделать его гламурным. В одиночке, восстающем против всех, чаще всего нет ничего приятного, обаятельного и привлекательного, даже напротив того. Ведь обаяние - не больше чем средство привлечь к себе сторонников. Волчью же натуру Гарри Галлера, по мнению его создателя, доказывает то, что союзов он не заключает и помощи не ищет. Один в поле не воин. Один - в степи волк.

Разочарованный герой романтической традиции (от Вертера до Чайльд Гарольда) в исполнении Гессе растерял пышное оперение незаурядности, а что осталось? Уныние, безнадёжный эгоизм, не расцвеченный ни малейшей самокритикой, чванство и наркомания. Возможно, это только моё чувство, но первую часть, до встречи с Герминой, я читала, наслаждаясь дозой сарказма, которой сдобрены галлеровские похождения. Ведь невозможно без некой иронической мины сказать: "Я незауряден! Я высокоморален! Я презираю ваш плюш, статуэтки и фикусы!", а у Галлера получается. Хотя нигде, кроме плюшево-статуэточного мирка немецких филистеров, ему не выжить, и это наш хищник прекрасно знает. Волк враждует со стадом овец, но, если они исчезнут, то своими трудами он не прокормится. Образцово-показателен тот эпизод, где Гарри сидит на приступочке перед чужой квартирой, блаженно вдыхая аромат свеженатёртых полов. Перед своим молодым другом он, кстати, оправдывается, что сам, дескать, ни дня не вытерпел бы в подобной квартирке-бонбоньерке. Волк, ностальгически ловящий ноздрями запах хлева... Волк ли?

Так что гневные филиппики Гарри в адрес бюргеров меня как-то не вдохновили. Да, метафорическое стадо без волков обленится, лишится воли к развитию. Но волк без стада, простите, сдохнет. Некого будет кушать, в смысле бичевать, язвить, критиковать. И если Галлер первой части смутно напоминал Дикого помещика из одноименной сказки Щедрина, то во второй дорос до Кисы Воробьянинова с Лизой в ресторане. В вашем возрасте кобелировать просто вредно!, герр Степпенвульф:

ab29c261ae6e.jpg

Вхождение надменного интеллектуала в мир танцулек, коктейлей и беспорядочных половых связей вполне естественно; недаром говорится, из тех, кто в молодости ангел, и выходят старые черти. Но Гарри придаёт своему закономернейшему желанию побеситься мистические обертоны. Он не джаз послушать идёт, а спускается за Вергилием в ад, не танцует, а робкой стопой неофита вступает в вакхический хоровод с фавнами и силенами. Но есть во второй части любопытный спор Гарри и трубача Пабло о смысле искусства. Для Гарри есть ценностей незыблемая скАла , и нечестно делать что-либо в музыке, если не можешь Моцарта превзойти. А на кой превосходить Моцарта? - с улыбкой парирует Пабло: Определять ступени – не мое дело, меня об этом не спрашивают. Моцарта, возможно, будут играть и через сто лет, а «Валенсию» не будут – это, я думаю, мы можем спокойно предоставить Господу Богу, Он справедлив... Мы же, музыканты, должны делать свое дело, выполнять свои обязанности и задачи: мы должны играть то, чего как раз в данный момент хочется людям, и играть мы это должны как только можно лучше, красивей и энергичней. Но, чтобы определить, что и как ему играть, Гарри надо вырваться из весёлого потребительского омута...

Долго я гадала, как Гессе развяжет сложную и непристойную интригу с тонко прорисовывающимся убийством в финале. Не угадала. На сцену выходит Магический театр только для сумасшедших. Интересующихся юнгианским анализом пускают без очереди, и все малопонятные персонажи, роящиеся вокруг Галлера, становятся на свои законные места. Гермина - Анима, Пабло - Тень, Моцарт - по-видимому, Самость (здорово Самость ругается!). А высокоморальный Гарри оказывается собственной Маской... Воистину, все мы - лишь собственные проекции друг другу, и сами себя тоже проецируем. Так что Я вошёл к Себе, как к любовнице, и застал Себя с Собой, и убил Себя, а Себя и Себя оставил в живых, и казнь мне - смех, пока я не сыграю эту пьесу получше. Единственной не-проекцией кажется старый ворон Гёте, и именно он бросает в зеркальную пустоту Галлерова сознания бессмертные слова:
Старых людей, которые уже умерли, не надо принимать всерьез, а то обойдешься с ними несправедливо. Мы, бессмертные, не любим, когда к чему-то относятся серьезно, мы любим шутку. Серьезность, мальчик мой, это атрибут времени; она возникает, открою тебе, от переоценки времени. Я тоже когда-то слишком высоко ценил время, поэтому я хотел дожить до ста лет. А в вечности, видишь ли, времени нет; вечность – это всего-навсего мгновенье, которого как раз и хватает на шутку.

Так-то.

Да здравствует Feuervogel и флэшмоб 2012 года, сподвигшие меня прочесть этот чудесный роман и заново познакомиться с любимым писателем юности. Спасибо!

Комментарии


Рцензия просто зажигательная))) Спасибо!


Вам спасибо, я надеялась на такой эффект!


Нечитабельная. Сколько пафоса ни о чем. Это же не школьное сочинение, а рецензия. Кратко и емко убедить читателя что ему это надо читать. А такими простынями нет желания даже ее дочитать


Популярность, бунт, одинокий волк... - вот хоть убейте, но я не увидел в книге моментов, где он сталкивает и противопоставляет одну культуру другой, это же личная трагедия одного единственного человека. Почитав тут про овец и волков, можно подумать, что одному единственно взятому волку не может быть чертовски не хорошо от одного только взгляда на стадо... и как лечиться этому Волку? Единственно более-менее прослеживающий ответ в книге это: раскрепоститься и впустить в себя человека, примерить его маску... нельзя быть слишком волком...


Противопоставления двух культур, безусловно, нет. Есть противопоставление культуры и бескультурья, причём Гарри по умолчанию полагает себя носителем первой. Цитирую методом тыка:

Минуту я постоял, принюхиваясь к кровавой, пронзительной музыке, злобно и жадно вбирая в себя атмосферу наполненных ею залов. Одна половина этой музыки, лирическая, была слащава, приторна, насквозь сентиментальна, другая половина была неистова, своенравна, энергична, однако обе половины наивно и мирно соединялись и давали в итоге нечто цельное. Это была музыка гибели, подобная музыка существовала, наверно, в Риме времен последних императоров. Конечно, в сравнении с Бахом, Моцартом и настоящей музыкой, она была свинством – но свинством были все наше искусство, все наше мышление, вся наша мнимая культура, если сравнивать их с настоящей культурой. А музыка эта имела преимущество большой откровенности, простодушно-милого негритянства, ребяческой веселости. В ней было что-то от негра и что-то от американца, который у нас, европейцев, при всей своей силе, оставляет впечатление мальчишеской свежести, ребячливости. Станет ли Европа тоже такой? Идет ли она уже к этому? Не были ли мы, старые знатоки и почитатели прежней Европы, прежней настоящей музыки, прежней настоящей поэзии, не были ли мы просто глупым меньшинством заумных невротиков, которых завтра забудут и высмеют?


На несколько строк минимум десять непримиримых оппозиций: наивное-просвещённое, негритянское-белое или американское-европейское, прежнее-современное, мальчишеское-взрослое, откровенное-сдержанное, и наконец, фанфары: свинское-настоящее. Если бы Галлер не воображал себя (насколько оправданно, это уже другой вопрос) носителем, знатоком и поклонником Прежнего Настоящего, я несомненно, согласилась бы с вами: имеем дело с частной драмой седеющего наркомана. Но он не просто волкочеловек или человековолк; он представитель некого "Мы".


Я хотел бы уточнить, что я не имел ввиду, что в мире... где-то на просторах Закатившейся Европы, нет таких же отщепенцев для которых всё тлен кроме Моцарта... а среагировал на:

основополагающий его роман, направленный против мещанства и бюргерства во всех его проявлениях



но это же не так!

<...> воображал себя <...> представитель[ем] некого "Мы".



Даже в лесу со 100 000 деревьев нет двух одинаковых листков... Судьбы у всех разные. И в силу того, что ни диагноза, ни панацеи от этой болезни в книге хоть с микроскопом не найдёшь, то роман как-бы теряет даже направленность на одну, одну единственную личность! Тут срабатывает механизм: сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит.
Это просто: "драмой седеющего наркомана", да просто драма...

наивное-просвещённое, негритянское-белое или американское-европейское, прежнее-современное, мальчишеское-взрослое, откровенное-сдержанное, и наконец, фанфары: свинское-настоящее.



Это всё тщета... Если звёзды...


Да уж, всё тщета, кроме звёзд, но впрочем, и звёзды тоже тщета.


Очень рада, что совет пришелся к месту и, надеюсь, ко времени))
И спасибо за столь интересное и неожиданное мнение в рецензии - я как-то не задумывалась с этой стороны, когда буду перечитывать, непременно обращу внимание..)


И к месту, и ко времени, и к собственной личности. На очереди "Петер Каменцинд", а потом что бы такое из Гессе почитать?


Потрясающая рецензия! Очень вдохновляющая! Спасибо!


Спасибо за прекрасную рецензию! Прочитанный во времена моей далекой юности, "Степной волк" значительно изменил мое мировоззрение, дал методологическую базу страданиям непонятого одиночества и удивительным образом замкнул мои молодые годы с грядущей старостью. Удивительная книга... Мне кажется, я ее не понимаю, она слишком глубока.


Замечательная рецензия =)


Стараться рада, у меня во флэшмобе ещё один роман Гессе.


Лучше между ними сделать перерывчик)


Голодный ободранный волк ("Щас спою") и Гарри?? Мультик и Гессе??
Смело.


Я только лишь в процессе прочтения. Как раз дошла до момента, указанного в последней части вашей рецензии. Несмотря на присутствие спойлеров для меня, эта рецензия открыла мне совершенно иной взгляд на произведение. Хорошо ли, плохо ли, не знаю, но теперь я смотрю на главного героя вашими глазами. За что могу лишь поблагодарить :)