11 мая 2012 г. 23:56
4K
5
Я не очень люблю делать отзывы на профессиональную литературу. Знатоки раскритикуют, неспециалистам это скучно… Однако тема, которой я хочу посвятить сегодняшнюю рецензию, вполне на слуху, и не только из-за распространённого заблуждения «талантливый=сумасшедший».
Снежневский в предисловии называет работу С.А. Болдыревой «психоортопедической», т.е. корригирующей проявления патологии. Удивительно, с какими разными проявлениями оной патологии ей приходилось иметь дело внутри одной группы. Трудно, когда кто-то в группе рисует в бессмертном стиле «палка-палка-огуречик» и стесняется, а кто-то обучен живописи и отвергает примитивные задания. А на группах Болдыревой один маленький пациент в остром психозе исчерчивает абстракциями страницу за страницей – не успеваешь подсовывать, другая лихорадочно пытается вспомнить руками, как её учили рисовать балерин в худшколе (выходит нечто несообразное), третий самозабвенно выкрикивает над пейзажем любимой помойки: «Доски летят в глаза, летят во все стороны, сейчас они всех вас убьют!», а четвёртый ежедневно со тщанием заштриховывает лист чёрным, алым, синим. Каждый раз одинаковый, рисунок получает новое название, но неизменно это смерч, в который мальчик попал два года назад. Автор признаётся, что для иных подопечных главным была дружеская, недисциплинарная обстановка, сложившаяся в группе. Ну, не порисовать, ну, карандаши погрызть… Сам по себе факт, что ребёнок мог сидеть за столом, был положительным.
Великим терпением была собрана и классифицирована немалая коллекция рисунков. Для меня как для психолога очень значимо выделение признаков «здорового» и «нездорового» рисунка. Некоторые интересные факты о половых различиях: Девочки любят изображать: дома, картины природы, украшения, декоративное и орнаментальное оформление, детали лиц (кстати, голову они рисуют больших размеров, а стопы – меньших, чем мальчики), домашних животных, миниатюры, фигуры своего пола (в 97% случаев). Мальчиков, наоборот, интересуют динамические объекты: изображение солдат, лошадей, мчащихся всадников, вообще военная тематика, транспортные средства (поезда, пароходы, коляски, самолеты и т.д.), человечки в действии, без подробностей, фигуры своего пола (в 74% случаев). Мальчики лучше соблюдают пропорцию и перспективу, девочки более оригинальны и лучше определяют цвета.
Естественно, ни о какой диагностике по одному рисунку, как у нас любят делать господа психоложцы, не может быть и речи. Но определённые арт-признаки, когда не сходить ли нам к психоневрологу, стоит держать на заметке.
1) Изменилось количество рисования. Дитя буквально не отлипает от карандашей и красок (одной девочке толстинки-невидимки говорили, что она должна как можно больше рисовать) или, напротив, бежит их как чёрт ладана.
2) Изменилась тематика. Шизофрения неистощима, а главное, трудно отделить естественное дошкольное фантазирование от, скажем, неестественного. Но если малыш стал посвящать все изобразительные труды, допустим, лампочкам, страшилищам, концлагерям, свалкам, планам и схемам, собственным гландам, абстрактным понятиям, вымышленному океану Аландея, - лучше перебдеть. Страхи и агрессия, выраженные в рисунках, тоже должны настораживать, особенно вычурные. Для примера: названия рисунков. "Чудовище, сделанное как из тумана", "Головы в тарелках с пищей", "Узор как человек", "Дом-бандит нападает на хороший дом".
3) Изменилась техника рисунка. У изображённого предмета недостаёт основных частей (глаз на лице, окон в здании), или, напротив, части увеличены, деформированы, непропорциональны. Особенно это относится к головам и лицам: они отягощены ненужными подробностями.
4) Специфические феномены, особенно символизм и вычурность, их у здоровых детей нет. Нарушение перспективы – только если особенно злостное. Геометризованные рисунки а-ля кубизм – сигнал насторожиться. Дошкольники редко бывают прирождёнными кубистами. Жаль, не удалось отсканировать рисунок 8-летнего Валерия Я. «Люди падают на землю»; такая иллюстрация к Хармсу! Распад, разорванность, нагромождения и наслоения – это похоже на Кандинского. Непонятность: намалёван треугольник, а согласно объяснению, это школа.
Шизофрения - не синоним свободы или таланта. Она болезнь, она страдание и разрушение, и многие рисунки вызывают чувство беспомощности и отвращение к мирозданию. Так с сознанием нельзя, даже если оно, сознание, само с собой так. И главный оптимистический заряд книги Болдыревой, читающейся, как в детстве пиратские одиссеи - шизофрения не есть приговор. Тот парнишка, который четыре года рисовал одни лампочки, согласно катамнезу, учится в общеобразовательной школе и овладевает радиоделом. Вот где катарсис.
Рисунки размещены в комментариях для удобства пользователей.
Комментарии
Мм.
Щас вот википедию почитала на эту тему. Просто не далее, как сегодня мама рассказывала случай с одной девушкой.. ей поставили шизофрению, и тут же прописали ЭСТ. Я историю послушала и ужаснулась насколько у нас "психоложцы" часто творят чо им хочется. (если сравнивать с той же википедией, например.)
Ну, сейчас ЭСТ не то, что во времена Кена Кизи. В США, например, эту процедуру активно прописывают беременным и кормящим, так как считают её более безопасной по сравнению, например, с психотропными. Но я бы не согласилась на ЭСТ никогда, и по очень простой причине: механизм её действия до сих пор не определён. Лекарства, по крайней мере, понятно как работают, а тут что-с?
А я в далекой юности читала автобиографическую книгу (не помню писателя и не помню как называется, к моему глубочайшему сожалению). Но хорошо запомнила один эпизод: мама, не справляясь со своенравной девочкой, ведет ее к психологу (или психиатору?). Там ей дают кучу всяких монотонных тестов, которые должен выполнить ребенок. А пока девочка раскладывала бесконечные карандаши по цветам, раскрашивала картинки и т.д., психолог (или психиатор?) болтала по телефону со своей подругой, обсуждая неудавшуюся личную жизнь. И вот при очередном задании (а надо было разложить разную по цвету шерсть к готовым свитерам), девочка заслушившись излияниями врача, машинально положила ниточку не того цвета. Тут же дернулась исправить ошибку, но вдруг увидела реакцию педагого-интерес!!! Впервые за целый час! Педагог( или врач!) тут же прервала беседу по телефону и начала подкладывать девочке разные ниточки. А девчонка, ради реакции, раскладывала их уже произвольно... Короче, из кабинета ребенок вышел с диагнозом "олигофрения в стадии дебильности". Но на прощание (по ее словам) врачу посоветовала бежать подальше от Пьера. Он, дескать, козел!!!
мама врач, есть у неё подруга, раньше была педиатром, теперь детский психиатр, много случаев рассказывала из практики. чаще всего это страшно, очень. одни родители однажды привели ребенка, 4 лет, девочка говорила, что она маленькая бабочка, порхает с другими с цветочка на цветочек, думали - шизофрения, оказалось, у ребенка очень повышенное внутричерепное давление в купе с простудой и температурой выдало вот такой эффект. наш мозг коварен.
Ужас-ужас. о_О У меня в детстве были вычурные названия и всякие там кикиморы.)) То есть две вещи, из того, что вы описали. А еще иногда у меня были "комиксы", то есть диалоги нарисованных. Абстракциями специально не задавалась, но так как я не особо умела рисовать(а иногда хотелось, но конечно в пределах разумного, не больше одного альбомного листа за раз), гуашью мулевала всякие каляки маляки.
Всё это в разном возрасте происходило, но в рамках дошкольного в основном.
Но "нормальные" ,"стандартные" вещи я тоже рисовала.))
Кстати, не так давно у меня дома нашлась моя рисовальная тетрадь... я обливалась слезами от того ржача, что на меня напал.))
- 1
- 2
Нагромождение. Семилетний автор конспиративно назвал работу "Узор на ковре".