Больше рецензий

yrimono

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 мая 2012 г. 21:33

1K

5

В чем состоит собственно задача его (летописателя)? В том ли, чтобы критиковать или порицать? — Нет, не в том. В том ли, чтобы рассуждать? — Нет, и не в этом. В чем же? — А в том, легкодумный вольнодумец, чтобы быть лишь изобразителем [...] и об оном предать потомству в надлежащее назидание.

Удивил и порадовал меня литературных дел мастер Салтыков-Щедрин Михаил свет Евграфович. Признаться по совести, я уж совершенно позабыл своё первое знакомство с данным представителем русской классики, которое, по всей очевидности, имел неосторожность произвести будучи ещё юным и беспечным гимназистом. Теперь же, спустя разноцветные годы, хлебнув разносолов жизни и обильно вкусив на собственной шкуре эмпирического опыта, я заново познакомился с данным писателем, так сказать, в полном уме и спокойном сознании. И получилось это знакомство на диво приятным и занятным, я бы даже сказал, удалым и разухабистым. Одно удовольствие читать «Историю одного города», доложу я вам, братики-сударики, да сестрички-сударушки! Конечно, если вы, движимые любопытством, заглянете на Википедию или ещё в какой справочник, дабы почерпнуть там информации о писателе, вас закономерно может смутить, что творил он в 19-том веке. Вы даже можете заподозрить, что предлагаемый фолиант написан на трудно читаемом русском языке, изобилующем устаревшими словами, оборотами и выражениями. Должен признаться, явления из предыдущего предложения имеют место быть, однако сие никоим образом не препятствует чтению, церковно-славянский и старорусский — тут присутствует в пренебрежимо малой пропорции (на 10 абзацев, может, разок или два проскочит, а то и нет), а весь текст целиком — совершенно и определённо читабелен для современников! Теперь, сочту за честь, немного осветить «Историю одного города» с точки зрения жанровой принадлежности, стиля и прочего, из чего обычно составляется литературное произведение. Первое, что стоит отметить: 19-тый век или нет, но в этой книге Салтыков-Щедрин для меня оказался завзятым сюрреалистом-модернистом! Так же данное произведение я бы отнёс к жанру... (внимание!) магического реализма. Да-да, именно так, любезнейшие. И сравнил бы я «Историю одного города» со «Ста годами одиночества» Маркеса, ни много ни мало (скажем так, энергетика схожа отчасти). И у меня большой вопрос, не вдохновлялся ли краем пера латиноамериканец Габриэль Гарсия русской классикой? Второе, что отмечу — это довольно своеобразный, но такой что ли родной абсурдный юмор, великолепная сатира о чиновничьих произволах, которые имеем по сию пору включительно, и сермяжном народе, готовом таким начальством удовлетворяться, лишь бы самому не думать. Такого рода юмор, мы видим впоследствии у таких известных работников пера и чернил, как Булгаков, Зощенко, Ильф с Петровым и других. Ну, и третье, что хотелось бы безо всякой задней мысли отметить, это, конечно, несомненное писательское мастерство. Учитывая то, что на тот момент, русская литература была достаточно скудна на примеры, коими можно было бы вдохновляться начинающему писателю (примеры существовали в зарубежной литературе), Салтыков-Щедрин выглядит уверенным властителем слов и дум. И фантазия и воплощение, на мой взгляд — у него на высоте. Единственный вопрос, который остаётся после прочтения книги: «И что? Что делать-то со всем этим?»... А на него автор-то и не отвечает.

Благодарность, в данном случае, товарищу Паустовскому К.Г., т.к. после его «Золотой розы» меня потянуло на упомянутых в оной классиков, в т.ч. на Михаила Евграфовича.

Комментарии


Однако...
Это ж надо таких товарищей иметь! С кем поведешься, того и наберешься.)) Такими фразами выражаться... Я пока читала рецензию, забывала дышать.)
Мысли о сюрреализме С.-Ш. у меня тоже мелькали, но в связи с романом Ю.Буйды "Синяя кровь", который в свою очередь сравнивают с Маркесом и его "Сто лет одиночества".


Извините, но фаршированная голова или мозг-органчик))........


Да-да, очень необычная сказка для того времени.
У нас ее в школе как-то скучно преподавали. Рассказы учителя не вдохновили особо. Но когда начала читать, открыта для себя, что помимо всякой там критики и сатиры в ней много чего интересного, всяких остроумных деталей.
Нет, сейчас не хочу перечитывать - одно расстройство: как и сто лет назад "пьют и воруют" и все такое прочее.


Применительно именно к этой книге, "пьют и воруют" не совсем относится, наиболее близкие по духу произведения - "Ревизор", "Мёртвые души"...


И "Мертвые души" не хочу перечитывать.)


Ну, можно "Мастером с Магаритой" ограничиться. И можно ещё Гоголем и Хармсом разбавлять.


Вот Хармс уже в очереди.


У Хармса потрясные стихи и "Старуха". В общем-то, рассказы и анекдоты стоит прочитать тоже.


Да. А мне бы еще хотелось прочитать "Суер-Выер Ю.Коваля. Ты читал?


Пока нет, но в списке к.


Замечательно! :)))

Я перечитывала, но давно. Спасибо )


Мне кажется, вы машина по прочитываю всех книг мира, суда по ленте новостей)).


Ну вот все что угодно, только не машина. Я читаю очень медленно, вдумчиво и с большим количеством эмоций и переживаний )))

А русская классика это вообще моя самая первая любовь в литературе)))


шикаааарная рецензия! Шикарная! Да вы стилист, батенька)


Спасибо


Огромное спасибо за столь замечательную рецензию! Как раз сейчас читаю "Историю одного города".


Пожалуйста


"обильно вкусив на собственной шкуре эмпирического опыта"

Жжош, дядя!


Замечательная рецензия! Я недавно перечитала"Головлевых", в полном восторге. Теперь возьмусь за "Историю одного города".


Даже в мыслях нет отговаривать!


Замечательная рецензия! Спасибо!


Пожалуйста.


Заинтересовало описание, ну, раз уж похоже на "Сто лет одиночества" - обязательно прочту. Спасибо.