Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

7 сентября 2020 г. 05:41

4K

3 Полный Гарри Поттер

Оставалось слишком много вопросов без ответов, слишком много жертв без виновного.

"Сквозь зеркала" давно, еще до выхода четвертой части, начали сравнивать с книгами Роулинг о Гарри Поттере, но тогда наверняка даже не подозревали, насколько это сравнение окажется верным в итоге.
Истории о Мальчике, который выжил, развивались и росли вместе с читателями. Начавшись как жанровая детская литература ("Философский камень" и "Тайная комната" - почти чистые детективы, а "Узник Азкабана" - лихо закрученный триллер с петлями времени), они уже к пятой книге подключили остросоциальные темы. Оказалось, что Роулинг не чурается политических заявлений и не прочь привить своей аудитории свободомыслие и антидиктаторские идеалы.
А потом случились финальные "Дары Смерти", и мнения читателей разделились. Одни были к тому времени настолько безоглядно влюблены в мир и героев, что простили (не заметили?) всё за возможность новой встречи, "Всегда" Снегга-Снейпа и горько-сладкий конец приключений троицы. Другие почувствовали, что что-то не так. В книге было мало событий и много нудных брожений, главный конфликт разрешился при помощи внезапно вкатившей в повествование сложной теории артефактов, которая не обошлась без противоречий, а сцена с вокзалом и то ли загробным, то ли нет разговором с Дамблдором и вовсе оставила ощущение чего-то инородного, словно приблудившегося из другой книги.
Поймите меня правильно: я люблю "Гарри Поттера" и уважаю Роулинг за её труд. Но я была разочарована - во время выхода седьмой книги, когда случайно купила её за 2 дня до старта официальных продаж и почти дочитала к моменту релиза, и много позже, когда в 2018 году взялась перечитывать все части, но так и не сумела проникнуться развязкой.

Если вы испытали нечто похожее, то поймете мое впечатление от "Границы миров".
Дабо прошла ровно тем же путем, что и Роулинг, разве что уложилась в меньшее число книг. "Обрученные холодом" познакомили нас с великолепным миром и оставили впечатление чего-то очень детского ("беззубость", как позднее выяснилось, была во многом заслугой издательства, нещадно порезавшего текст в целях подгонки его под рейтинг "12+"). "Тайны Полюса" стали отличным примером жанровой литературы, уютно смешав фантазию автора, придворные интриги и детектив в, по-моему, лучшее, что было в этой серии. "Память Вавилона" устремилась к социалочке: Дабо, как и Роулинг, зарядила собственный манифест - обличая авторитарное общество, цензуру и контроль, попутно начала готовить спорный коктейль в духе "Темных начал" Пулмана.

А потом случилась "Граница миров". И мнения читателей снова разделились. Кто-то наверняка простит (не заметит?) всё за возможность новой встречи с героями и горько-сладкий конец. Я не могу. Тут слишком мало внятно выстроенных событий и много нудных брожений, главный конфликт разрешился при помощи внезапно вкатившей в повествование сложной теории, которая не обошлась без противоречий, а почти все сцены последней трети романа оставили ощущение чего-то инородного, словно приблудились не просто из другой книги, а вообще совсем из другого жанра.
Представьте, что во время эпической битвы у Хельмовой Пади во "Властелине колец" на поле боя, прямо на головы оркам, полуросликам и прочим вдруг приземлился космический корабль, а вывалившиеся оттуда с лазерными пушками пришельцы в боевых скафандрах мигом перевернули всю историю и превратили её в высказывание, обличающее колониальные замашки.
Тут примерно то же самое. Фэнтези неожиданно обратилось научной фантастикой, замешанной на идеях пацифизма и ядерного магического сдерживания.

Герои тут стали вообще не главными.
Отношения Торна и Офелии мы замечаем в основном благодаря собственной внимательности к полюбившимся персонажам и надрывной печали в финале. Арчибальд и Беренильда потеряны для сюжета безвозвратно. Гаэль, Ренар, тетушка Розелина и прочие Фаруки превратились в статистов.
После "Памяти Вавилона" я предполагала, что это уже история не людей, а идей, однако не ожидала, что даже эти идеи окажутся в итоге настолько слабыми. У Пулмана хотя бы кристально ясно, что и зачем хотел сказать автор, а тут?

спойлер
Как сочетается черная дыра и антиматерия (Рог изобилия), все эти инверсивные заигрывания с Изнанкой (чистая теоретическая физика) с книгами Духов Семьи (воплощенное творчество)? Почему у автора так много дыр в объяснениях? (уверена, что понять это до конца просто невозможно, потому что кое-где откровенный бред) Стоило ли, наконец, автору всё настолько усложнять, чтобы самой потом запутаться и не суметь нормально разрулить организованный замес?
свернуть

Фанфики и фанатские теории, конечно, со временем всё исправят и объяснят.
Поклонники в большинстве своем не станут заморачиваться и простят всё за "руку без пальцев - руку без Торна".
Многим еще предстоит лично пройти через этот мучительный опыт - самому прочитать "Границу миров", чтобы составить собственное представление.
А я останусь той самой занудой, которой не понравилась последняя часть "Гарри Поттера".

Если бы каждый человек в мире был способен творить чудеса, он перестал бы бояться других людей.

Приятного вам шелеста страниц!

Комментарии


Я три книги прочитала залпом, боюсь браться за 4, чтобы не разочароваться, тем более отзывы неоднозначные((


То есть в третьей вас совсем ничего не насторожило? :)


Многие на эйфории первых двух книг не замечают, как автор сливает серию. Для меня уже во второй книге начали появляться звоночки на разочаровательную в дальнейшем серию. Третью книгу я читала по диагонали. И в рецензии писала, что Офелия к середине "Вавилона" для меня померла, но автор не хотела слазить с трупа и дотянула до странного и не совсем адекватного конца.


Вторая книга продержала меня на интриге. Там хоть что-то происходило. В третьей тренд на слив наметился уже ярко.
А четвертую вы не читали, судя по всему?


Пока нет. Жду заливки в инет. А уж потом подумаю покупать серию в бумаге или нет.


А я останусь той самой занудой, которой не понравилась последняя часть "Гарри Поттера".

а я тоже в этом фанклубе =D равно как и с Зеркалами, бросила еще на 2ой части, рада, что не пришлось разочаровываться...


Почему многие бросили еще на 2-ой части? Что насторожило, если не секрет?
Мне она самой интересной показалась.
И да, вовремя вы закончили с этой серией, завидую. Я понимаю, когда такие инверсивные замуты в "Доводе" - там жанр, и Нолан в конце концов, и вообще идея прослеживается (хотя и с большим интеллектуальным трудом), но здесь это... просто слов нет :)


Трудно сказать, почему бросила. Мне показалось, что 2я часть слишком сильно повторяет первую, слишком много там интриг и драмы накрутила Дабо, и прикидывая на цикл, мне стало боязно что ли... Решила вот дождаться финала, как выяснилось - не зря.
"Довод" нет пока возможности посмотреть, но, конечно, буду))


Я тоже на второй бросил. Моя жена дочитала её до конца, но она ей показалась очень бредовой.
Не понравилось развитие героев, вернее его отсутствие. Абсолютно нелогичные поступки персонажей. Многие из них просто бесили, особенно семья Офелии. Хотя и она не сахар. Какая-то затянутая и непонятная фигня с похищениями. Скомканное расследование. Да и всё это дело с Богом для меня не выгорело.
Больше всего в этих книгах меня бесит, что... Потому что! - это главный ответ автора на большинство происходящих в ней событий. А почему эта магия так работает? Потому что. Почему она это сделала? Потому что. И всё в таком духе.


А если еще многочисленные рояли в кустах вспомнить...
Я прямо завидую вашей прозорливости - что вы теперь, скорее всего, четвертую и вовсе читать не будете. Вот где бред, если честно :)


Да я и третью не собирался в руки брать )


Ох, как же я согласна с каждым высказыванием... Начали со сказки, а получили в итоге какую-то антиутопию. А первый 250 страниц 4-го тома вообще ни о чем


Добро бы, обоснованную антиутопию. Меня сама эта центральная теория поразила, насколько она бредовая и чего в ней только не намешано :)


И еще эти постоянные вопросы - так что сделал Другой? А что же сделала Евлалия? и так пол книги)


Кто и что я так до конца и не поняла, кстати. Расплывчато там это. Пол книги :)
Зато читала, как адские фанаты серии рассуждают про глубокую символику волос, например - ах, как тонко! Сначала она за ними пряталась, потом отрезала, т.к. была готова к новой жизни, и наконец вообще сбрила (в самом финале). Браво символике! Зачем нам сюжет вообще? :)


Хорошо, что я не читала эти теории)))) я расстроилась бы еще больше)