Больше рецензий

4 ноября 2019 г. 18:04

3K

4

Книга интересная, но и не менее интересен её контекст, представим: 1828 год, молодой амбициозный 19-и летний парень (маменька считает его гением, да и сам Николай ("Никоша" -по семейному) успел уже написать книжку об идеальных мечтах) приезжает в блистательный Санкт-Петербург "Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены.. мосты дрожали; кареты летали.. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать.. "Боже ты мой, какой свет! - думал про себя кузнец. - У нас днем не бывает так светло"" ("Ночь перед Рождеством") -отрывок сей из второй части рассматриваемого сборника очевидно передает впечатления самого автора от своей встречи со столицей Империи.
Здесь молодой человек пытается достигнуть успеха на разных поприщах. Не получается. Снова "возвращается в литературу", издает подготовленную книжку под псевдонимом. Неудача. Никого не волнуют твои чистые идеи и твои мечтания-метания, всю эту (твою) исключительную ценность (а для читателя "лабуду" - до тех пор, пока ты не докажешь, не завоюешь своего права говорить и быть услышанным) надо подавать для читающего в соответствующем, интересующем его обрамлении, да и то, желательно в небольших количествах. Гоголь быстро понимает, что надо найти свою жилу и находит её, обратясь к родным картинкам украинского быта и причем в обязательном мистическом контексте. Так появляется на свет эта книга, состоящая из двух частей (где в каждой части по 4 рассказа и по Предисловию).
В книге, кроме мистики, чертей, ведьм и колдунов, безудержного веселья и алкоголизма ("и побрел в шинок.. и потребовал он кухоль сивухи мало не с полведра" -т.е. так, между прочим, десять бутылок в одно лицо) широко представлен конечно и прочий разный "народный контекст" из серии "мы самые лучшие", а все, кто не мы -хуже нас: москали, католики, татары, ляхи (кроме шведов, шведы у него в виде исключения "славный народ шведский"). Москали в первых двух рассказах вообще встречаются мельком аж целых 6 (шесть) раз и во всех шести случаях исключительно в негативном контексте ("москаль.. поглаживая свою козлиную бороду", "чтобы москали на случай не подцепили чего", "бреше, сучий москаль" и т.д.), что кончено же, предполагаю, в последующем дополнительно "способствовало" укреплению "дружбы" народов.
Есть в книге конечно же и классически-красивые, иногда даже слишком -то есть спотыкательно-трудночитаемые и затянутые описания природы - неба, стихии, дубов.. в том числе знаменитые: "Редкая птица долетит до середины Днепра!" ("Страшная месть" - 2-й рассказ 2- части).
Ну а так, написав сей сборник задачу свою Гоголь выполнил и путь свой писательский нащупал, что есть, то есть.
Степень парлептипности 0,19. Степень густоты (крови) 0,29.

Комментарии


Негативный контекст описываемого персонажа равен ли негативному контексту автора?


А что негативного, персонаж и автор идентичны.. -в чем смысл вопроса?


Солидаризируется ли автор (Гоголь) со своими персонажами, негативно оценивающими москалей?


я думаю у него в голове в то время была каша.. ему важен был Санкт-Петербург, а Москву он рассматривал почти как конкурента Малороссии.. не знаю, имели ли они тогда в виду всех русских и всю Россию, говоря о "москалях"..
..но то, что этими своими оборотами он навредил отношениям и уже начал генерировать украинский шовинизм, думаю факт..


Наилучшим лекарством от всякого национализма и шовинизма является искреннее, лично глубоко продуманное, прочувствованное православие. Если Гоголь в какой-то момент и страдал украинским шовинизмом (в чём я продолжаю очень сомневаться, уж извините), то благодаря православию он от этой заразы излечился. Лучший тому свидетель - блистательное, талантливейшее, сложнейшее произведение - ''Тарас Бульба''. Всё, что есть наихудшего в гоголевских казаках - от украинского национализма, от местечковости, от захолустья, всё, что в них есть доброго - от православия.


прекрасно сказано, всё так и есть очевидно