Больше рецензий

Helgarunaway

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 августа 2019 г. 11:45

5K

3.5 «На Бога надейся, а сам не плошай»

Мгновенный бестселлер New York Times. Скоротечно ли это мгновенье?
Две враждующих страны - Калязин и Транавия, около сотни лет ведут беспощадную войну. Причина - в различиях в подходах к магии, калязинцы поклоняются пантеону богов и с их помощью и дозволения способны творить, транавийцы - еретики, в представлении соседей, отринувшие от богов и ставшие жуткими магами крови.
Главная героиня - Надежда Лаптева, клирик из Калязина, исчезающий вид, истреблением которого активно занимаются транавийцы. Она становится их очередной мишенью, но судьба (или божья воля?) сталкивает ее аж с двумя представителями враждебной стороны, теми самыми отступниками. Один - тот ещё стервятник, другой - любитель приложится к бутылке, есть из чего выбрать. Оба ей под стать - широко известны в узких кругах как богохульники с сильной магией.
Мне понравилось мироустройство, автор вдохновилась славянским сеттингом с русским и польским отливом, которого маловато, но тон задаёт хороший. Системы магии очень оригинальны, как и размышления героев на эту тему, попытки обратить в свою веру.
Отмечу сходство с классикой жанра, романом Ли Бардуго «Тень и кость», использованы примерно те же лекала - в центре сюжета светловолосые девушки разной степени наивности; двое парней, к одному из которых героинь тянет скорее против разума и принципов, а не потому что человек хороший; каждая из них обладают некой могущественной силой, но из-за ограниченности мышления долго не осознающие оную. По поводу сентиментальностей - химия между героями очень чувствуется, отношения выстраиваются постепенно, против воли каждого из участников, но насколько хорошо прописаны эти моменты! Неоднозначность мужской половины добавляет остроты - большинству романтичных особ, впадающих в трепет от ауры загадочности в перемешку с туманным прошлым - ну очень зайдёт. В той же «Тени и кости» я пропустила, когда героиня успела потерять голову от местного полуплохиша.
Персонажи - самый ценный момент книги. И Надя, и оба транавийца описаны глубоко и цельно, они не хорошие и не плохие - люди на войне, со своими целями. В системе координат, заданной автором, они имеют место для манёвров, но происходящее с ними меркнет на их же фоне (об этом ниже). А какие тут чудовища - загляденье, некоторые так эффектно появляются, что не хочется с ними расставаться!
картинка Helgarunaway
Art by @NicoleDeal-Hiatus
Но есть и осечки. В теории, рассуждая о магии, которую ей даруют боги путем общения с ними, Надя говорит о подчинении их воле, о молитвах и подношениях, об уважении к высшим силам. На практике все это выглядит разговором на завалинке с несколькими собеседниками, или как групповой чат, где одновременно она проводит перекличку, используя почти что фамильярное обращение.
Некоторые повороты сюжета выглядят недоработанными или просто наспех скроенными, от них веет наивностью. Ларчики просто открываются, никого не заботит притянутость за уши местами. Финальная сцена книги вызывает кучу вопросов, как и пару моментов недалёко от неё. Вообще, задел был хороший, но к концовке автор забила на логику и разъяснения, началось какое-то светопреставление, смешалось все в диком сюре, с лихвой политым кровью.
Книгу вытягивает из всех сюжетных недоразумений мрачная атмосфера, какая-то грубоватая готичность, смешанная с набожностью, подвергнутой остракизму, и жестокость во всех проявлениях диковинного мира, терзаемого религиозной войной.
Боги, святые, жестокие чудовища, сумасшедшие фанатики - и много крови, переведенной персонажами на попытки идентифицировать себя...
Основные локомотивы романа - хорошие герои, оригинальная магическая составляющая (правда, к концу уже не понятно, что творится) и готическая атмосферность в перемешку с славянской идентичностью мира. Логику истории похвалить не могу, но все же надеюсь, что продолжение порадует и раскроет темные пятна, наличествующие здесь в большом количестве и откроет панораму этого мрачного мира еще больше.

Комментарии


все б ничего, но название Калязин как-то резко снижает градус пафоса и кровавости)))


что смогла авторская фантазия придумать) и вы правы, пафос надо снижать даже такими методами )