Больше рецензий

12 августа 2019 г. 13:42

638

3 Иногда плохие вещи просто случаются... (с)

картинка Caramelia
Наконец-то дошла до третьей книги из премии «Новая книга» (Young Adult: Триллер. Мистика. Хоррор), и у меня уже появляется достаточно скептическое отношение к этим книгам, так как пока я не встретила чего-то стоящего. Однако сейчас нужно сказать, что пока есть фаворит среди тех прочитанных мною книг (Будь моей тенью и Тьма), а именно эта книга. О сюжете я ничего не знала, об авторе — тем более. Выбирала наобум. Начиная читать эту книгу, не ожидала ничего; боялась уже чего-то ожидать, даже в скромных форматах. Сюжет и текст намного выше по качеству, что, несомненно, радует (если сравнивать с двумя другими книгами, которые я прочитала). Но, как говорят, «начинают за здравие, а кончают за упокой», — такая же ситуация сложилась и здесь. Это и печально. Но обо всём по порядку.

Сюжет, задумка, персонажи:

Меня действительно радуют такие книги, которые уже только с помощью первых строк способны заинтриговать. Казалось бы, небольшая вставка со словами из интервью, но у меня возник некий интерес к книге. Книга не является хоррором, здесь нет мистики. Чистый триллер, если только, без нагнетающей атмосферы и обстановки.

В центре сюжета находятся жители так называемого Города, который расположен в Африке, в Колыбели цивилизации (человечества). Этот Город представляет собой «изолированное» общество, которое можно назвать утопическим на сегодняшний день. Такое сообщество равных, толерантных людей, которые будут выше всяких предрассудков, преступности, издевательств, конфликтов, которые случаются в обществе других стран из-за социальных, экономических, политических моментов. Изначально планировалось создать Город без законов, так как: «будущие жители строящегося колосса были космополитичны, доброжелательны к окружению, легко находили общий язык из жестов, ломанного английского и тех слов, что кочевали из языка в язык. Все прения и недовольства словно смыло волной, цвет кожи, возраст, пол и вероисповедание — всё это осталось за бортом», однако всё меняется после строительства Города. Что и следовало ожидать. Это даже не удивляет, так как у всех есть свои пороки, и невозможно достигнуть равенства у всех на всё. Мне нравится то, как автор раскрыл концепцию Города. Сама идея очень интересна и познавательна с точки зрения структуры, системы и уровней этого общества. Не буду останавливаться подробнее на тех или иных аспектах такого общества, но важно сказать о том, что там действуют своеобразные соцработники, которые заменяют самых важных служащих в городе — медработников, полицейских и так далее. И одной из них является Джейн Хоуп, являющаяся главным персонажем в данной книге. Однако задумка Го-рода, утопического общества, не особо повлияла на сам сюжет, так как роли никакой совершенно не сыграла. Почему? Получилось так, будто автор это вписала в рамки своего сюжета ради «красного словца», чтобы «украсить» свою задумку. То есть Город является «украшением», а не функциональной частью сюжета. Это обычный город, где живут обычные люди, претендующие на звание «лучших жителей планеты», живущие по таким же принципам, что и все остальные (возможно, так и было задумано, чтобы показать, что невозможно создать равное сообщество со всеми удобствами для всех, однако у нас немного не тот жанр, чтобы останавливаться на такой теме подробно). Даже в таком го-роде происходят чудовищные события, которые и становятся частью основного сюжета.

Повествование в книге поделено между различными персонажами, которые сыграли или малую, или бóльшую роль в сюжете. Такая форма повествования, как мне всегда казалось, требует тщательного, скрупулезного внимания автора, так как нужно правильно, грамотно раскрыть тех персонажей, которые задействованы и от лица которых идёт повествование; нужно расставить грамотно акценты на персонажах, которые главные и второстепенные, чтобы читатель не запутался в ходе развития сюжета; нужно безукоризненно точно использовать типы повествования от 3-его лица, чтобы разнообразить текст, либо сделать его более красивым, точным, осмысленным. Поэтому данная форма выглядит сложной и требует огромного внимания. К сожалению, автор не очень удачно справилась со своей задачей, сделав свой рассказ с такой формой повествования. Вот персонажи, от лица которых шло повествование: Джейн, Берт, Робин, Джованни Моретти, Рэй, Вилли, Генриетта, Остакус, Джей, Морис Мортимерс, Крис Смит. То есть 11 персонажей, если я правильно сосчитала и перечислила. Целых 11 персонажей, которых надо грамотно вписать в сюжет, не оставив пробелов и пропусков, могут стать причинами для критики. Не все эти персонажи являются доминантными, кто-то вставлен лишь для предоставления информации читателю, чтобы сложилась определенная картинка о дальнейших или прошлых событиях. Я не могу сказать, что автор полностью не справилась; нет, есть удачные персонажи, от лица которых она вела повествование.
Среди можно выделить нескольких основных персонажей: Джейн Хоуп, Берт Кром, Джованни Мо-ретти, Рэй Дрим. Кроме первых двух героев, они сыграли определенную (бóльшую, чем остальные, на мой взгляд) роль в сюжете.

Сюжет разворачивается вокруг нелюдимого мужчины по имени Берт, который страдает ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), что упоминается множество раз (акцент именно на этом). Сначала он просто кажется странным, необычным персонажем, и таким он остается для меня впоследствии. Его поступки, действия, мысли кажутся ненормальными, хотя для начала всё было в рамках правильного и морального. За ним было занимательно следить в силу того, что интересно узнать, что он думает по поводу происходящего, что он сделает потом. Чем лично мне нравится этот персонаж? Неординарность — вот что действительно восхищает. Необязательно диагноз решает что-то в подобной оценке персонажа, но если он может сыграть значимую роль, раскрыть персонажа, сделать его нешаблонным, то почему, собственно, и нет? Это — история о таксидермисте, который, не ведая границ и морали, зашел слишком далеко. И чтобы его найти, другому персонажу, Джейн Хоуп, придется хорошенько постараться, ведь всё может закончиться слишком печально.
Джейн Хоуп — соцработница, которая не может пройти мимо интересной истории, а главное — тайной. Все тайны Города как будто кружат вокруг неё и зазывают её к их раскрытию. Именно Джейн начнёт расследовать тёмные дела этого города, чтобы разузнать, что же творится за кулисами «прекрасного и равного» Города. Ей на помощь придут её возлюбленный Рэй Дрим и друг Вилли. Этот персонаж наблюдателен, любопытен, внимателен к деталям; но в то же время является въедливой, как её однажды назвал один из героев, что помогло ей в последний момент. Сама героиня лично у меня не вызывает восторга, но в то же время она не является плохим прописанным персонажем.

Что самое удивительное, в этом Городе все в той или иной мере связаны. Читаешь про одного персонажа, а он оказывается знаком с другим, который был ранее. В какой-то мере это нравится, но, с другой стороны, возникает вопрос — этот Город размером с деревню? Не все персонажи удачно раскрыты, и не у всех них есть грамотная линия сюжета. Например, это касается дочери главы преступного мира — Лилс Моретти. Сначала показали её с одной стороны, потом — с другой. И в итоге оставили её линию незаконченной, пустой, обрывистой. Как будто было что-то сказать дальше благодаря её одному поступку, её поведению, но в итоге автор остановился на той концовке, которая в книге, и всё, забыла про других персонажей. Или, например, её отец — Джованни Моретти. В чём заключался упадок? Что за тёрки с бабушкой? Что за проблемы? Совершенно непонятно. Или также Крис Смит, начальник Джейн Хоуп. Для чего было вводить одну интересную линию с ним, которую почти никак не раскрыли и не задействовали? Лишь для того, чтобы подсказать героине куда пойти и что узнать?

Задумка весьма интересная, её воплощение — не самое удачное. Зачем вводить несколько линий, который переплетаются с основным сюжетом, и в итоге «слить» их в конце сюжета, не закончив их, не доведя до финального аккорда, — для меня это останется загадкой. Я действительно радовалась, что нашла качественную книгу, хотела хвалить, но чем дальше я читала, тем больше сомнений было. Сюжет тоже не плохой, особенно с Бертом. Есть что-то крайне крутое в рассказе о нём, о его по-ступках и действиях в сюжете. Вот читаешь, и думаешь, а что вот движет человеком? Находясь в своём уютном мирке, он не хотел никого впускать к себе; он попал в своеобразную ловушку, поспешив сделать то, что ему хотелось. И в итоге мы получаем «счастливый конец» с рваными краями от линий, которые плачут без остановки в стороне.

И был ещё один момент, который меня оставил в смятении, непонимании:
спойлер
Я не поняла одного момента с Джейн. Она пришла в ритуальное агентство господина Остакуса, там же она куда-то (уже потом выясняется, что в кабинет Виктора Остакуса) провалилась вниз после разговора со стариком. В следующем моменте, когда повествование идет от лица Робин Вок, Джейн как соцработница разговаривает с ней, пытается помощь (то есть Джейн уже находится на улице). И снова, в другой главе, она у господина Остакуса.
свернуть

 
Выводы:

 
Итак, что же можно сказать об этой книге в выводах? Прежде всего стоит отметить то, что задумка действительная неплохая, есть интересный персонаж, с помощью которого можно было бы сделать отличный триллер, с нагнетающей атмосферой, с мрачным настроением, с чувством страха... но, увы, воплощение не настолько хорошее, как сама задумка. Как по мне, проблема как раз в том, что автор решила вести повествование от всех подряд, тем самым оставляя незаконченные линии, которые уже к концу заставляют задуматься: а зачем они вообще нужны были? Зачем утопическая система Города? Ведь всё этом может происходить в любом другом городе. Саму идею Города можно было раскрыть в других форматах, и получилось бы более удачно, если сделать из этого антиупопию в жанре Young Adult. Здесь же остаётся только посочувствовать. В начале рассказ меня захватил, но позднее становилось понятно, что сомнений больше, чем положительных эмоций от прочтения. Нужно было выбрать что-то одно и двигаться по нему. Таким образом потерялась и атмосфера (который в принципе-то и не было, только если в главах с Бертом), и логика, и потерянный таймлайн с Джейн. Но книга выше на ступень, чем те, которые я указала выше, хоть это радует. Текст хорошо оформлен, приятно читать: нет излишеств, но нет пустых предложений, который состоят только из действий.
картинка Caramelia