Больше цитат

phaneron

20 января 2015 г., 00:26

Математики шутят: C.28 Дело... «Апология математики (сборник)»

Математики шутят:

C.28
Дело происходит в 1950-х гг. на механико-математическом факультете Московского университета. На семинаре академика С.Л. Соболева докладчик произносит: "А теперь я должен ввести целый ряд обозначений". Соболев, полагая, что не расслышал определния, спрашивает: "Простите, какой ряд вы называете целым?" (Поясню, что в математике, при терминологическом употреблении, слово "ряд" означает, грубо говоря, суммирование бесконечного числа слагаемых).

C.101
Полезно отметить, что абстрактность понятий не есть отличительная (и потому многих пугающая) черта математики. Если вдуматься, то, скажем, такие физические понятия, как электрон, протон и т.п., весьма абстрактны. На память приходит вопрос, заданный на знаменитом семинаре Гельфанда (который работал на механико-математическом факультете Московского университета) одним из участников: "Какой реальный математический смысл имеет эта физическая абстракция?"

С.170-171
...мы постараемся по возможности учесть заветы Колмогорова, в 1950-е гг. учившего, как надо писать статью для энциклопедии. В ту пору энциклопедическая статья была устроена так: заглавное слово, тире, дефиниция, точка; дефиницией назывался текст, идущий сразу вслед за тире до ближайшей точки. В крайнем случае статья могла этим исчерпываться. Если же автору дают ещё место, то, учил Колмогоров, следует написать несколько фраз, доступных человеку с начальным образованием. Если допустимый объём исчерпан, этим и следует ограничиться. Если же объём позволяет, надо написать абзац, требующий уже [девятиклассного] образования, затем - [одиннадцатиклассного]. Если статья достаточно большая, можно перейти к сюжетам, предполагающим образование высшее, а в конце - даже требующим специальных знаний. Наконец, при очень большом объёме в самом конце автор - в качестве премии самому себе - вправе поместить текст, который понимает он один.

С.372
Для математических текстов средневековой Индии, например, были характерны такие (возможно, восходящие к более древним временам) способы доказывания геометрических утверждений: предлагался чертёж, под которым стояло всего одно слово: "Смотри!"

С.392
Рассказывают, что известный одесский математик С.И. Шатуновский, приводя определение всё новых и новых понятий в ответ на повторные вопросы: "А что такое то-то и то-то?", наконец не выдерживал и сам спрашивал: "А что такое "что такое"?"

Кстати, Успенский настоятельно рекомендует остановиться на термине "конгруэнтность".

на С.104: после "...треугольник, у которого все стороны конгруэнтны этому отрезку" следует сноска - В школе вместо "конгруэнтны" обычно говорят "равны".

на С.147: после "...существуют подобные, но не равные треугольники" следует сноска - Мы предпочли бы сказать "не конгруэнтные".

на С.162-163: (Когда-то в наших школах не боялись слова "конгруэнтны"; сейчас, к сожалению, это слово велено заменить на "равны".)

на С.177: Андрей Петрович Киселёв в приведённой цитате вынужден констатировать принятое в школьной математике словоупотребление. Видимо, он сам от него не в восторге, что доказывается нижеследующими подстрочным примечанием к слову "совмещены", где то, что в предыдущей цитате было названо равенством, получает более правильное название конгруэнтность.

на С.334-335: Однако, чтобы не усложнять изложения, мы не будем употреблять [...] термина "конгруэнтный" [...], а удовольствуемся школьной традицией (не такой уж, впрочем, и устойчивой, поскольку одно время в советских школах использовался именно термин "конгруэнтный").