Эта книга — по существу первая современная монография о Константине Сомове, которая охватывает все этапы его жизни и творчества. Художник уникального дарования, Сомов был одним из лучших, а возможно и лучшим мастером Серебряного века русской культуры, самой яркой, по мнению Сергея Дягилева, звездой «Мира искусства». Блестящий рисовальщик, пейзажист, портретист, Сомов был глубоко укоренен в эстетике fin de siecle с его мистицизмом, декадансом и эротизмом, по праву являясь одним из ее законодателей. Его имя неразрывно связано с ретроспективизмом и образом рококо, представленным с изобретательной фантазией, ироническим гротеском и чувственным подтекстом. Визитной карточкой художника стали ночные галантные праздники с их фейерверками, намеками на затейливый сюжет, влюбленными парочками в костюмах рококо и персонажами комедии дель арте. Будучи одним из самых востребованных художников на родине, где каждый коллекционер стремился иметь своего «Сомова», в эмиграции он столкнулся практически с полной безвестностью. Прекрасно понимая несовременность своего творчества, Сомов тем не менее не пожелал менять свои взгляды, до конца сохраняя верность эстетическим принципам «Мира искусства» и до совершенства оттачивая свое мастерство. Книга адресована широкому кругу любителей русского искусства.
Эта книга — по существу первая современная монография о Константине Сомове, которая охватывает все этапы его жизни и творчества. Художник уникального дарования, Сомов был одним из…
Очередная книга серии «Детям об искусстве» предлагает детям, их родителям, бабушкам и дедушкам краткую историю русского искусства, начиная
с 18 века и завершая первым десятилетием века 21. Основная цель книги помочь читателям по-новому взглянуть на хорошо знакомые картины и познакомиться с неизвестными художниками и их произведениями.
Небольшие тексты и тщательно отобранные иллюстрации сделают путешествие длиной в три века познавательным и интересным.
Очередная книга серии «Детям об искусстве» предлагает детям, их родителям, бабушкам и дедушкам краткую историю русского искусства, начиная
с 18 века и завершая первым десятилетием…
Книга петербургского искусствоведа Екатерины Андреевой посвящена нонконформизму, который появился во второй половине 1940-х годов как искусство сознательного сопротивления тотальному идеологическому контролю. Как и все явления жизни, развивающиеся в неблагоприятных условиях, искусство, не вписавшееся в господствующий соцреализм, отличалось причудливым разнообразием форм и творческих индивидуальностей. Ценность нонконформизма состояла в том, что он стремился принадлежать современности и миру, выйти за рамки нормативного советского творчества. Сохранив мечту о свободе, нонконформизм тем самым обеспечил значительную часть российской культуры энергией развития. Эта книга — хроника движения сопротивления, анализ его стратегий и результатов, рассказ о героях и шедеврах.
Издание адресовано искусствоведам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся русским искусством второй половины ХХ века.
Книга петербургского искусствоведа Екатерины Андреевой посвящена нонконформизму, который появился во второй половине 1940-х годов как искусство сознательного сопротивления…
Книга посвящена феномену цвета в искусстве и других областях культуры и практической деятельности - от первобытной магии до современной моды.
Автор обращается к природным и историческим истокам многоцветия культуры, выявляет богатство заключенных в нем символических значений и эстетических ценностей. На протяжении тысячелетий белый и черный, желтый и зеленый, красный и пурпур пополняли, более того - формировали язык искусства. Но главным в палитре, убежден Ян Балека, был и остается синий цвет - успокаивающий и вместе с тем устрашающий, приветливый и грозный, величественный и скорбный, небесный и дьявольский, духовный и низменный. Эта уникальная многозначность синего, сопутствующего человеку от рождения до смерти, прослеживается в произведениях художников разных эпох и национальностей - архитекторов, скульпторов, живописцев, поэтов, писателей, драматургов, композиторов.
Книга адресована искусствоведам и культурологам, аспирантам и студентам, изучающим эстетику, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей художественной культуры.
Книга посвящена феномену цвета в искусстве и других областях культуры и практической деятельности - от первобытной магии до современной моды.
Автор обращается к природным и…
Книга Виктории Марковой, специалиста по искусству Италии эпохи Возрождения и барокко, посвящена итальянской живописи XVII века — от момента становления нового художественного языка до утверждения барокко, господствовавшего в Европе на протяжении почти двух столетий. Центральными фигурами здесь являются Караваджо, Аннибале Карраччи и их современники, работавшие в Риме и за его пределами. Идея книги родилась из личного опыта автора, а основой послужили публикации и атрибуции разных лет, а также тексты, написанные специально для этого издания. В них подняты важные вопросы, помогающие понять поворотный для всей европейской культуры период, когда между собой активно взаимодействовали самые разные тенденции.
Издание адресовано искусствоведам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся западноевропейским искусством.
Книга Виктории Марковой, специалиста по искусству Италии эпохи Возрождения и барокко, посвящена итальянской живописи XVII века — от момента становления нового художественного…
В этой книге собраны статьи, основанные на малоизвестном, зачастую впервые вводимом в научный обиход документальном материале, позволяющем прояснить значительные факты и обстоятельства творческой судьбы Марка Шагала российской поры: годы учебы у Льва Бакста, участие в деятельности еврейских художественных объединений, творческое взаимодействие с широким кругом выдающихся деятелей искусства, таких как Абрам Эфрос, Яков Каган-Шабшай, Юлий Энгель, Соломон Михоэлс, Александр Ромм и др. Некоторые статьи сопровождаются важными архивными материалами. Особый интерес представляет предпринятый в 1960-е годы перевод (в сокращении) книги "Моя жизнь", распространявшийся в качестве самиздата. Издание, включающее значительное число редко воспроизводимых шагаловских работ (графика 1910-1920-х), адресовано широкому кругу почитателей художника и любителей искусства ХХ века.
В этой книге собраны статьи, основанные на малоизвестном, зачастую впервые вводимом в научный обиход документальном материале, позволяющем прояснить значительные факты и…
Перед вами не справочник и не словарь стилей и направлений. Автор книги знакомит читателей с современным искусством, с мастерами которые ему близки, и дает собственную интерпретацию их произведений. Книга написана простым и ясным языком, что делает сложный материал доступным для наших взрослеющих детей, их друзей и родных всех возрастов. Это своего рода «тренажер»: на примере анализа ряда работ показано, каким образом можно использовать собственный культурный багаж для интерпретации. А значит, понимая, что «неправильных интерпретаций» сегодня по определению не может быть — стать активным соавтором современных художников.
69 мастеров искусства конца ХIХ — начала ХХI века, среди которых европейские, советские/российские и американские авторы (художники, скульпторы, фотографы и архитекторы), показаны в живом потоке развития искусства. Они представлены не только хрестоматийными работами, а молодые авторы соседствуют с мэтрами, как это и происходит в жизни.
Учимся вместе интерпретировать разные произведения, отличающиеся по времени создания и мощи звучания, ведь и на выставках мы встречаемся с самым разнообразным материалом, которого не должны бояться! Данное издание может быть использовано преподавателями как методическое пособие.
«АНТИХРЕСТОМАТИЯ» — это когда о К. Малевиче без «Черного квадрата»; о соцреализме без сталинизма; об А. Матиссе без «Красной комнаты»; о Г.Коржеве как современнике А.Картье-Брессона; о позитивной утопии М.Пистолетто; о возвышенном в скульптуре Г.Мура и архитектуре Т.Андо; о роли воды в произведениях Б.Виолы и воздуха в работах Христо; о «боязни пустоты» в цифровом искусстве Д.Каногара; о мусоре, сахаре и пыли как материалах для творчества и многом другом.
«АНТИХРЕСТОМАТИЯ» — это когда на примере анализа 69 произведений показано, каким образом можно использовать собственный культурный багаж для интерпретации. А значит – как стать активным соавтором современных художников, понимающим, что «неправильных интерпретаций» сегодня по определению не может быть.
«АНТИХРЕСТОМАТИЯ» — это когда мы говорим не только об авторах, но и о нас, интерпретаторах, и о роли зрителя в процессе осуществления произведений современного искусства. А еще это — когда в 69 эссе о художниках, скульпторах, архитекторах и фотографах зарубежные и отечественные мастера, признанные гении и молодые авторы представлены не по регионам или периодам, а в едином потоке такой захватывающей интернациональной художественной жизни XX — начала XXI вв.
Перед вами не справочник и не словарь стилей и направлений. Автор книги знакомит читателей с современным искусством, с мастерами которые ему близки, и дает собственную…
Эта книга - первая монография, посвященная творчеству Николая Константиновича Калмакова (1873-1955), художника-визионера, чье наследие долгое время оставалось в забвении. Живописец, скульптор, художник театра и книжный график, Калмаков был представителем второй волны русских символистов. В своих полотнах художник обращался к излюбленным декадентским темам - демоническим и эротическим фантазиям - и запечатлел причудливые и призрачные видения, используя богатый арсенал исторических и мифологических образов. Своей откровенной трактовкой тем секса и смерти, особенно в театральных эскизах и книжной графике (своего рода "лаборатории эстетического эксперимента"), этот петербургский денди, "ангел бездны", порождал многочисленные, порой интригующие, легенды и слухи. Бескомпромиссный и непокорный, Калмаков покинул Россию через несколько месяцев после Октябрьской революции, чтобы обосноваться во Франции: он разделил горькую судьбу многих эмигрантов, заброшенных в чужую страну, которая предоставила им убежище, но не приласкала и не помогла в обретении славы.
Книга предназначена для широкого круга любителей русского искусства ХХ века.
Эта книга - первая монография, посвященная творчеству Николая Константиновича Калмакова (1873-1955), художника-визионера, чье наследие долгое время оставалось в забвении.…
Издание посвящено исследованию феномена русской художественной эмиграции и отдельных ее представителей в США между двумя мировыми войнами. В своей вступительной статье Джон Э. Боулт погружает читателя в атмосферу Америки тех лет. Художники - выходцы из Российской империи внесли мощную творческую струю в культуру Нового Света. Оформление спектаклей, в том числе оперных и балетных, постановка голливудских кинофильмов, декорирование частных и общественных пространств, книжный дизайн, художественное образование, станковая живопись и скульптура во многом обязаны русскому присутствию.
В книгу включены десять статей, посвященных творчеству и жизни десяти художников-эмигрантов, для которых Америка стала вторым домом, несмотря на то что большинство из них до конца дней испытывали глубокую ностальгию по оставленной России. Их жизненные установки и художественные стили кардинальным образом различались, имена некоторых из них хорошо знакомы российскому читателю (Габо, Судейкин, Бурлюк), другие - не знакомы вовсе (Грэм, Лозовик). Но их объединяет одно: все они не утратили творческой энергии и так или иначе сумели добиться успеха на своей новой родине, став неотъемлемой частью американской культуры. В свою очередь авторы статей предприняли попытку определить и степень воздействия американской среды на творчество художников из России, большинство из которых попали в США будучи зрелыми мастерами.
Красной линией в книге проходит мысль о том, что развитие русского искусства в целом нужно оценивать с учетом творчества художников русской эмиграции в Америке, а на вопрос, кем же они были: русскими Американцами или американскими Русскими - предстоит ответить Читателю.
Издание посвящено исследованию феномена русской художественной эмиграции и отдельных ее представителей в США между двумя мировыми войнами. В своей вступительной статье Джон Э.…
Тархов Николай Александрович (1871-1930) - один из мастеров богатейшей плеяды художественных талантов и дарований начала XX века, который сумел создать свой собственный, яркий и динамичный, живописный стиль. Уехав в Париж еще в 1899 году, он, сам того не подозревая, оказался в числе "чужаков-эмигрантов", чье творчество по тем или иным причинам замалчивалось в советскую эпоху. Несмотря на его активное участие в художественной жизни России 1900-1910-х годов, имя Тархова в течение многих десятилетий было предано забвению. И только большая ретроспективная выставка в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году заново открыла зрителям "его глубоко правдивое, искреннее, прекрасное творчество" (С. Маковский).
В книге представлены письма и воспоминания сына художника.
Богато иллюстрированное издание адресовано широкому кругу любителей отечественного искусства XX века.
Тархов Николай Александрович (1871-1930) - один из мастеров богатейшей плеяды художественных талантов и дарований начала XX века, который сумел создать свой собственный, яркий и…
Детям об искусстве. Архитектура. Книга первая
Первая книга об архитектуре в серии «Детям об искусстве» — книга для семейного досуга. Она богато иллюстрирована и рассказывает юным читателям о том, что такое дом, из чего его модно построить и как его украсить, о первых жилищах, древних и современных храмах, замках и дворцах, знакомит с основными понятиями и «правилами» архитектуры. Это поможет детям и их родителям понять и полюбить самое древнее и самое нужное искусство на Земле — зодчество.
Детям об искусстве. Архитектура. Книга вторая
Вторая книга об архитектуре в серии «Детям об искусстве» рассказывает детям о выдающихся архитекторах прошлого и наших современниках, о новых приемах, технологиях и материалах, которые позволяют современным зодчим осуществлять свои самые невероятные архитектурные фантазии. Книга богато иллюстрирована и предназначена для увлекательного досуга.
Детям об искусстве. Архитектура. Книга первая
Первая книга об архитектуре в серии «Детям об искусстве» — книга для семейного досуга. Она богато иллюстрирована и рассказывает юным…
Эта новая книга из серии "Детям об искусстве" знакомит детей и их родителей с древним и всегда молодым искусством театра. Небольшие тексты и яркие иллюстрации расскажут о самом главном в истории театра, начиная с Древней Греции и до наших дней, а также объяснят, как устроен современный театр и кто в нем самый главный.
Эта новая книга из серии "Детям об искусстве" знакомит детей и их родителей с древним и всегда молодым искусством театра. Небольшие тексты и яркие иллюстрации расскажут о самом…
Герои рассказов Нины Литвинец - обычные люди, жившие и живущие в разные периоды XX и XXI веков, начиная с первых революционных лет и заканчивая нашим временем.
Объединяет этих героев то, что в их жизни так или иначе присутствует поэзия. Пересечения со знаменитыми поэтами и их стихами происходило иногда случайно, но чаще по большой любви и глубокому увлечению поэзией.
Повесть "Миледи", вошедшая во вторую часть книги, продолжает многовековую традицию литературных мистификаций, а в этом случае - так называемых мнимых переводов, особенно популярных в XVIII веке.
Книга будет интересна всем, кто любит русскую литературу, чистый русский язык и может позволить себе неторопливое, вдумчивое чтение.
Для широкого круга читателей.
Герои рассказов Нины Литвинец - обычные люди, жившие и живущие в разные периоды XX и XXI веков, начиная с первых революционных лет и заканчивая нашим временем.
Объединяет этих…
Эта удивительная книга познакомит читателей с человеком, который утверждает, что в изобразительном искусстве и искусстве карате - много общего. И не только утверждает, а доказывает это своей жизнью и творчеством. Известный скульптор Александр Рукавишников лет пятьдесят вел дневники, и эти записи легли в основу книги о времени, творчестве, взаимоотношениях с родными, коллегами, друзьями и недругами. Избитое выражение "аромат времени" тем не менее точно определяет ощущения, которые читатель получит, прочитав эти порой ироничные, но чаще серьезные и глубокие размышления большого художника. Тексты дополнены набросками, рисунками и фотографиями из архива автора.
Для широкого круга читателей.
Эта удивительная книга познакомит читателей с человеком, который утверждает, что в изобразительном искусстве и искусстве карате - много общего. И не только утверждает, а…
"Инаковидящий" - третий сборник московского поэта Юрия Хейфеца. В книгу вошли стихи, которые были написаны в 2020-2021 годах, во времена пандемии, когда весь мир и каждый человек в отдельности оказались перед лицом смертельной опасности - и эта опасность заставила всех нас не просто выживать, но и переосмысливать свою жизнь.
Передать атмосферу этих двух лет стихам помогает графика Алёны Гришко, талантливой молодой художницы.
Первые два сборника Ю. Хейфеца, "Одиночка" (2019) и "Ежедневник" (2020), вышли в московском издательстве ArsisBooks. Новая книга не повторяет их ни одним стихотворением, ее содержание полностью оригинально.
Юрий Хейфец - поэт, бард, врач по первой специальности. Родился в 1953 году в Свердловске (Екатеринбурге). В конце 80-х - начале 90-х был известен под псевдонимом Борис Берг как шансонье и автор текстов популярных песен.
Алёна Гришко - московская художница. Родилась в 1988 году в Луганске. Ее персонажи всегда живут на грани материального и потустороннего, мистики и реальности. Графика занимает в творчестве А. Гришко особое место.
"Инаковидящий" - третий сборник московского поэта Юрия Хейфеца. В книгу вошли стихи, которые были написаны в 2020-2021 годах, во времена пандемии, когда весь мир и каждый человек…
Книга искусствоведа Татьяны Акимовой знакомит читателя с произведениями светского искусства Западной Европы XIII–XV веков, представляя огромный по масштабу, но малоизвестный материал: это настенные росписи и книжные миниатюры, шпалеры, вышивки, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода и костюма — ларцы, таблички для письма, футляры зеркал, гребни, фибулы, выполненные из слоновой кости, металла и дерева. Художественные памятники, какими было столь богато время прекрасных дам и благородных рыцарей, высоко ценивших красоту и роскошь, рассматриваются в том тематическом разнообразии, в котором они когда-то существовали в жилых интерьерах: в них оживали, находя свое зримое воплощение, герои рыцарских романов, сюжеты кельтских и германских легенд, поэтические аллегории куртуазной любви. Интерпретация тем и мотивов декоративного убранства замков и городских резиденций знати поможет читателю лучше понять уклад жизни людей той эпохи, их представления о таких важных категориях человеческого бытия, как любовь, жизнь, смерть, время, выходившие за пределы как церковной, так и античной традиции. Богато иллюстрированное издание адресовано специалистам (историкам, культурологам, искусствоведам), а также широкому кругу читателей, интересующихся культурой Средних веков.
Книга искусствоведа Татьяны Акимовой знакомит читателя с произведениями светского искусства Западной Европы XIII–XV веков, представляя огромный по масштабу, но малоизвестный…
Георгий Дионисович Костаки - выдающийся коллекционер XX века. В своих автобиографических заметках он описывает детство и юность, особый патриархальный уклад жизни греческой семьи в Москве, годы революции, эпоху НЭПа и драматические 1930-е годы. Его увлечение собирательством икон, живописи "малых" голландцев и фарфора вскоре сменилось настоящей страстью и особого рода исследовательской деятельностью, направленной на изучение и коллекционирование произведений художников русского авангарда - М.Шагала, В.Кандинского, Н.Гончаровой, М.Ларионова, В.Татлина, И.Кудряшова, А.Родченко, И.Пуни. Постепенно его коллекция превратилась в уникальный музей русского авангарда.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Георгий Дионисович Костаки - выдающийся коллекционер XX века. В своих автобиографических заметках он описывает детство и юность, особый патриархальный уклад жизни греческой семьи…
Новая книга известного искусствоведа Александра Якимовича предлагает читателю взглянуть на искусство эпохи Возрождения с точки зрения художественной "вседозволенности", которая позволяла его творцам испытывать на прочность "самые разные догматы, идеи, методы и картины мира".
В искусстве Возрождения появляется какой-то "код непокорности" - плодотворный и, разумеется, опасный вирус новаторских исканий. История новаторства и эксперимента в знакомых нам сегодня формах восходит к отважной, дерзкой классике великих мастеров живописи Западной Европы XV-XVI веков.
Книга адресована как специалистам (историкам, культурологам, искусствоведам), так и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами художественной культуры.
Новая книга известного искусствоведа Александра Якимовича предлагает читателю взглянуть на искусство эпохи Возрождения с точки зрения художественной "вседозволенности", которая…
Перед вами последняя книга выдающегося историка искусства Михаила Юрьевича Германа и первая монография на русском языке, посвященная великому Эдгару Дега. Это глубокое исследование творчества Дега, его генезиса от подражателя Энгра до художника-реформатора, ставшего "современником будущего", звеном, окончательно сформировавшим, по мнению автора, целостность движения искусств Нового и Новейшего времени. (В нем - "жесткая и нежная каллиграфия Клуэ и Фуке, величавая логика Пуссена и ослепительно холодный блеск Энгра, страсть красок Делакруа, мощь Сезанна и - жизнь после смерти в работах Тулуз-Лотрека и Пикассо, в открытиях кинематографа, в самом видении ХХ и уже ХХI века".) Суть поднимаемых и решаемых проблем искусствознания, погружение в эпоху и блестящее изложение материала - делают монографию не только современной, но и созвучной и близкой самому искусству художника. Перо Михаила Германа, как и кисть Эдгара Дега, "касается грядущего". Желание художника "быть прославленным и неизвестным" не сбылось, еще одним доказательством этого стала настоящая книга.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Перед вами последняя книга выдающегося историка искусства Михаила Юрьевича Германа и первая монография на русском языке, посвященная великому Эдгару Дега. Это глубокое…
В этой книге рассказывается более чем о четырехстах женщинах, которые творили искусство на протяжении пяти веков. Самая первая из включенных в нее женщин-художниц родилась в 1490 году, самая молодая — в 1990 году. Многие из них не считают свою принадлежность к женскому полу определяющим фактором своей художественной деятельности. И эта книга не является обзором феминистского искусства или выборкой произведений искусства о «женском опыте» и «женских сюжетах». Произведения искусства, представленные здесь, как правило, выходят за рамки гендерной тематики. Они служат здесь для демонстрации широчайшего разнообразия подходов к сюжету, материалу, форме и технике, в принципе существующих в современном искусстве. В целом же, эта книга является итогом огромной работы, которая велась в течение нескольких десятилетий и целью которой было исследование творческой деятельности художниц, оставивших свой след в истории. Одновременно она посвящается и ныне живущим художницам во всем мире, чье творчество свидетельствует об их неиссякающей созидательной силе.
В этой книге рассказывается более чем о четырехстах женщинах, которые творили искусство на протяжении пяти веков. Самая первая из включенных в нее женщин-художниц родилась в 1490…