27 ноября 2023 г., 11:34
82K
Добрый волшебник Николай Носов и его удивительные миры
Оставляя навсегда страну под названием «Детство», мы часто забираем с собой во взрослую жизнь то, чем дорожили: любимую игрушку, любимую книжку — как будто перебрасываем мостик между этими двумя мирами.
У меня сохранились несколько моих самых любимых детских книг, с которыми я никогда не расстанусь: «Винни-Пух и все-все-все-все» , «Мэри Поппинс» , «Кондуит и Швамбрания» , сказочная эпопея Александра Волкова «Волшебник изумрудного города» и, конечно же, зеленый трехтомник ! Я не знаю, сколько раз перечитывала книги Носова в детстве, но о самом писателе не знала практически ничего. Он был для меня просто добрым волшебником, придумавшим изумительный мир коротышек, и автором замечательных рассказов о детях и для детей, которые читают и любят взрослые, которые все когда-то были детьми. Но как же он стал волшебником? Итак…
23 ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады родился второй сын — Николай.
Отец Николай Носов-старший был участником так называемого квартета «Сибирских бродяг». Все четверо участников этого квартета одевались в ветхую, изорванную одежду, покрытую всевозможными заплатками, обувались в крестьянские лапти, изображая арестантов, бежавших с каторги и пробиравшихся сквозь дебри сибирской тайги к себе на родину. Нарядившись в такую живописную рвань, артисты выходили на сцену и пели про то, как «глухой неведомой тайгою бежал бродяга с Сахалина звериной узкою тропой», или популярнейшую в те времена «Дубинушку» и другие «Песни тюрьмы и воли», как значилось на афише. Николай-младший, подрастая, очень любил смотреть выступления отца, вместе со старшим братом старался бывать на всех выступлениях и мечтал стать артистом.
Николай Носов-старший участвовал в Русско-японской войне 1904–1905 годов, дважды пересек всю Сибирь: когда отправлялся на войну и когда ехал обратно. Для него остров Сахалин, сибирская тайга, озеро Байкал и забайкальские степи, о которых пелось в песнях, были не звук пустой, а что-то близкое, осязаемое, то, что он видел своими глазами, что составляло часть его собственной жизни, частицу его души. Чувство тоски по родине и жажда свободы, испытываемые каторжниками и ссыльными, томящимися в неволе, или бродягами, рвущимися обратно в «Расею», чтобы хоть одним глазом взглянуть на родные места, были в какой-то степени пережиты и им самим за годы солдатской службы. Он участвовал в сражении при Порт-Артуре, побывал на Сахалине, в Маньчжурии.
Его второе путешествие через Сибирь домой после окончания Русско-японской войны совпало с разгаром революционных событий 1905 года. Пришлось ему побывать и поработать и на золотых приисках.
После того, как царская цензура запретила деятельность квартета «Сибирских бродяг», отец будущего писателя устроился работать железнодорожником, чтобы прокормить увеличившуюся семью (после Николая в семье появились еще дочь и сын). Мать вела домашнее хозяйство, растила детей. Семья перебралась в небольшой город Ирпень под Киевом, где Николай со своим старшим братом Петром поступил в гимназию.
Николай Носов с братом Петром
Первая мировая война, а затем и революция, Гражданская война — вот та обстановка, в которой рос будущий детский писатель. Рано повзрослевший, он уже в 14 лет старался помочь семье, оказавшейся в бедственном положении: работал землекопом, возчиком бревен на лесозаготовках, продавцом газет, затем в 16 лет устроился чернорабочим сначала на бетонный, затем на кирпичный завод. И при этом он научился играть на мандолине, мечтал купить скрипку, стать музыкантом, затем увлекся шахматами. А потом решил стать химиком, считая что за этой наукой — будущее, и всерьез готовился к поступлению на химический факультет в Политехнический институт.
Это было сложное и тяжелое время, но открывшее возможности попробовать себя на разном поприще. За что бы ни брался Николай Носов — всё старался сделать наилучшим образом.
«Я боялся, что из меня получится какой-нибудь никудышный, безвольный, несамостоятельный, бесхарактерный человек, неспособный принять какое-нибудь решение и осуществить его, человек, которому постоянно нужна будет нянька. И мне ужасно хотелось сделать что-нибудь вполне самостоятельное, чтоб можно было сказать: ”Это я сам!”».
Николай Носов увлекся радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Увлечение фотографией, а затем и кинематографом оказалось сильнее желания стать химиком.
В 1927 году Николай Носов поступил в Киевский художественный институт, а через два года перевелся в московский Государственный институт кинематографии. В 1932 году, после окончания института, Носов начинает работать на Московской студии «Совкино» режиссером по производству художественных мультипликационных фильмов, а потом по производству научных и учебных фильмов. Около двадцати лет он проработал в научном кино, писал сценарии и ставил научно-технические фильмы как режиссер. Перепробовав с юности множество различных профессий, он хорошо разбирался в технике, вникал во все мелочи.
Как вспоминала Татьяна Федоровна, жена Носова, один из фильмов сыграл в его жизни особую роль.
«На студии “Воентехфильм” ставился фильм, который назывался “Планетарные трансмиссии в танках” и был посвящен устройству и работе английского танка “Черчилль”, который наша страна в годы войны получила из Англии. Один из танков был доставлен на студию, и сопровождавший его английский инструктор продемонстрировал танк в работе. Через несколько дней, когда англичане уже уехали и надо было для студийных съемок привести танк в действие, машина вдруг закапризничала — вместо того чтобы поворачиваться вокруг своей оси, описывала громадную кривую дугу.
Сколько с ней танкист ни возился, всё оказалось впустую. Все наблюдавшие за мучениями танкиста очень переживали.“Разрешите мне посидеть около вас, — попросил тогда Николай Николаевич. — Вместе посмотрим”.
Танкист не выразил никакой радости, но всё же пустил Николая Николаевича в танк. До этого Николай Николаевич работал над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Ругая почем зря иностранную технику, танкист включал двигатель и опять выделывал танком нелепые кривые, а что касается Николая Николаевича, то он сосредоточенно следил за рычагами, снова и снова просил танкиста проделывать танком поворот то в одну сторону, то в другую, пока, наконец, не обнаружил ошибку.
Когда танк в первый раз очень грациозно сделал оборот вокруг своей оси, работники студии, наблюдавшие за его работой, зааплодировали. Водитель был очень обрадован, но и смущен, он извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что тот знает технику просто как любитель.
Фильм “Планетарные трансмиссии в танках” был оценен “вне категории”, то есть получил высшую оценку. За этот фильм и вообще за работу в области научно-технического кино Николай Николаевич был награжден орденом Красной Звезды. Это было в 1943 году».
Рождение писателя
Как родился Носов-писатель? Об этом лучше всего рассказал он сам.
«На писателя я никогда не учился. Литературного института не кончал и работал совсем в другой области.
Ведь в жизни часто так случается, когда мы, желая сделать одно, делаем что-то совсем другое. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный институт. Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем.
Мне хотелось какой-то значительной деятельности, а деятельность писателя представлялась мне значительной, важной для людей, для общества. Я, однако ж, не мог осуществить своего желания писать, потому что у меня не было своей темы. Тема эта появилась сама собой, когда я, выражаясь фигурально, попал в волшебную страну детства. Случилось же это тогда, когда я стал отцом и увидел детство не в тумане далекого прошлого (с чем, казалось, уже распростился окончательно и навсегда), а в непосредственной близости. Признаюсь, волшебная эта страна удивила меня, а творчество, как сказал один умный художник, начинается с удивления. Я увидел в ребенке то, чего не замечал раньше и чего, мне казалось, не замечали и другие. Отсюда — желание показать увиденное мною другим, желание писать о детях и для детей.
Когда-то, неожиданно для себя, я увидел в детской душе нечто удивительное, фантастическое, волшебное. У меня было чувство, будто я нашел скрытое от людей сокровище. И мне захотелось поделиться с другими сокровищем, обнаруженным в глубинах детской души. И захотелось поделиться с этими удивительными существами — детишками хоть частичкой своей души. И вот делюсь. Несмотря ни на какие трудности».
Свой первый рассказ «Затейники» Носов написал в 1938 году. Следом появились «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазеры», «Огурцы», «Телефон», «Бобик в гостях у Барбоса» и еще много других рассказов. А потом и повести: «Витя Малеев в школе и дома», «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».
Подумать только: еще каких-то 15 лет — и самым первым рассказам писателя, полюбившимся многим поколениям детей и взрослых, исполнится 100 лет! А ведь их до сих пор читают и любят, продолжают издавать и покупать, ибо нет им замены — так деликатно и тонко эти книги входят в нашу душу, учат добру, взаимопомощи, дружбе, как отличать хорошее от дурного, как важно хорошо учиться, тянуться к знаниям, да и просто как становиться человеком. Талантливый популяризатор науки, Николай Носов в своих книгах учит как сварить кашу, построить инкубатор, научиться арифметике, постепенно пробуждает у маленьких читателей интерес к технике и еще очень-очень многому.
В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» писателю присудили Государственную премию СССР.
Рождение Незнайки
Для меня вершиной литературного творчества писателя является трилогия о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Да, это целая энциклопедия для детей, которая, хотя и в шутливой форме, знакомит их с различными профессиями, элементарными техническими сведениями, показывает картину практически идеального мироустройства («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе»), а заодно и социальное устройство и политэкономию капиталистического общества («Незнайка на Луне»).
Пожалуй, нет другого персонажа помимо Незнайки, настолько полюбившегося всем без исключения! Простодушный и бесхитростный Незнайка вызывает интерес и симпатию, читатели сопереживают ему. А что же Знайка? Да это же типичный «ботаник», как называют таких ребят в 21 веке!
Сколько интересных технических новинок придумано писателем! Это и бормотограф (прообраз диктофона), а также практически первая система «умный дом» в повести «Приключения Незнайки», автомобили, работающие на газированной воде с сиропом, и первая телесистема наблюдения за дорожным движением в городе, спиралеходы и многое другое («Незнайка в Солнечном городе»), а уж «Незнайка на луне» — это вообще про космос!
Как Незнайку назвали Незнайкой?
Впервые имя «Незнайка» прозвучало в 1898 году в произведении русской писательницы Анны Хвольсон, которая специализировалась на адаптации произведений иностранных авторов для русскоязычного читателя. Ее самая известная книга «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков», была создана по мотивам рисунков-комиксов канадского художника Палмера Кокса. Она придумала на основе рисунков художника собственные приключения эльфов-малюток и дала им новые имена, в том числе Мурзилка и Незнайка. Николай Носов был знаком с произведениями писательницы и позаимствовал только имя — «Незнайка».
В 1967 году писателя наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1969 году за романы-сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне» Николаю Носову была присуждена премия РСФСР имени Н. К. Крупской.
В 20 веке популярность произведений Носова была просто невероятной! Его книги переводили на множество иностранных языков (правда, при этом зачастую терялось очарование тонкой иронии и юмора, присущих произведениям писателя), творчество писателя изучали в вузах, в которых читаются курсы детской литературы, статьи о нём появлялись в вузовских учебниках.
А в Японии даже существовало кафе-кондитерская Мацуо Кокадо с названием «Незнайка». (Интересно, существует ли оно до сих пор?)
В 1971 году вышла книга Носова «Повесть о моем друге Игоре». Эта повесть — итог шестилетнего общения писателя со своим внуком, начиная от одного года (когда внук учился говорить свои первые слова) до семи лет. Эта книга о формировании интеллекта ребенка, его нравственного и эстетического чувства, понятия о добре и зле, дружбе, любви, справедливости, чести, долга, сопереживания, чувстве общности с другими людьми, о формировании личности и характера. Мне эта книга напомнила о другом писателе — Корнее Чуковском и его книге «От двух до пяти».
В 1978 году, уже после смерти писателя, вышла невероятно трогательная, мудрая, философская и просто очень интересная автобиографическая книга «Тайна на дне колодца». Она о детстве и юности самого писателя, о том, какую жизненную школу он прошел, как понял что в жизни дороже всего.
Вот как внук писателя, Игорь Носов, которому было 14 лет, когда не стало его деда, говорил о нём:
«В своих воспоминаниях дедушка писал о детской мечте стать химиком. Химиком он не стал, жизнь распорядилась иначе, но химия сопровождала его едва ли не всю жизнь — она нашла себе применение в его профессиональной киноработе (тому свидетелями десятки книг по фотографической химии, стоящие на дедушкиных книжных полках), интерес к ней не оставлял его даже и тогда, когда он стал писать книги для детей.
Дома у нас была оборудована химическая лаборатория, в ней было всё необходимое, не хватало только вытяжного шкафа. Дедушка, моя тетя — химик и я были настоящими энтузиастами по выращиванию кристаллов. Мы терпеливо изо дня в день фильтровали и насыщали растворы, очищали кристаллы от наростов, добиваясь правильности граней. Наши труды увенчались замечательной выставкой: за стеклом на полке, переливаясь гранями, сверкали разноцветные кристаллы самых разнообразных форм. А сколько часов проводили мы вместе, проявляя и печатая фотографии!»
Николай Носов с внуком Игорем
Игорь Носов решил продолжить историю Незнайки и написал повесть «Путешествие Незнайки в Каменный город» и книгу рассказов «Остров Незнайки». Получилось ли у него сохранить привычный образ любимого всеми героя, или это уже совсем другой Незнайка — судить читателям.
Художники-иллюстраторы произведений Николая Носова
Первым художником, проиллюстрировавшим книги Носова, был молодой художник-карикатурист Генрих Оскарович Вальк. Студент медицинского института так увлекся карикатурой, что оставил медицину и стал работать в журнале «Крокодил».
«Мне посчастливилось проиллюстрировать почти все рассказы Носова, повесть “Витя Малеев в школе и дома” и его знаменитого “Незнайку на Луне”. И сейчас, когда за плечами более двухсот проиллюстрированных детских книг, я очень бережно храню то ощущение творческой радости, которое приносил каждый новый рассказ Николая Николаевича. Он обладал необыкновенным, поразительным знанием детской психологии, великолепно знал детское восприятие мира, знал детские радости и тревоги и всегда был точен в описаниях поступков своих героев. И это, естественно, облегчало работу художника, давало уверенность и свободу».
Традиции иллюстрирования веселой детской книги пришли к Вальку прежде всего от его учителя по «Крокодилу» Николая Эрнестовича Радлова. Радлов был одним из самых остроумных и тонких художников детской книги, прославившийся своими «Рассказами в картинках» и иллюстрациями к «Волшебнику Изумрудного города». Именно Радлов в 1938 году оформил первый рассказ Носова «Затейники».
Иллюстратором второго носовского сборника рассказов «Ступеньки» был Константин Елисеев, известный «крокодилец».
Виталий Николаевич Горяев — еще один иллюстратор произведений Носова. Он прославился и как автор иллюстраций к «Приключениям Тома Сойера» Марка Твена, рисунков к «Трем толстякам» Ю. Олеши и многим стихам Агнии Барто.
Замечательные иллюстрации Ивана Максимовича Семенова к сборнику рассказов Носова «Фантазеры» и сказке «Бобик в гостях у Барбоса».
В 70-е годы 20-го века Аминадав Каневский, автор сатирических рисунков, блистательных иллюстраций к Салтыкову-Щедрину и Гоголю, лучший иллюстратор «Золотого ключика» Алексея Толстого, выполнил иллюстрации к повести Носова «Витя Малеев в школе и дома» и к сборнику «Веселая семейка».
«Приключения Незнайки и его друзей» виртуозно проиллюстрировал Алексей Михайлович Лаптев. Впервые в 1954 году придуманный и нарисованный им образ Незнайки с вихрастым чубом и в широкополой шляпе стал почти каноническим. И теперь каждый художник рисует его таким, каким его придумал Лаптев.
А я после мучительного выбора из множества иллюстрированных книг Николая Носова подарила своей маленькой внучке книги с иллюстрациями Вадима Челака. (Интересно, что выберет она для своих детей, когда придет время?)
Список художников-иллюстраторов произведений Носова по-видимому будет бесконечен. И это здорово, потому что они дарят героям книг новую жизнь, придают какие-то современные черты.
Естественно и органично перейдя из века 20-го в век 21-й, я надеюсь, так же естественно произведения Носова перейдут и в век следующий.
Так какие же они — миры Николая Носова? Его миры — это мир светлого, чистого детства, где много веселого, смешного, чуть грустного, но всегда безобидного.
Текст: колумнист LiveLib Виктория Лебедева
Комментарии 10
Показать все
Чудесная полная справка по писателю.
Я вот до сих пор не могу привыкнуть к мысли, что так любимый в детстве "Незнайка" не так прост, как тогда казалось.
С какой любовью написано, спасибо
Спасибо за статью! Интересно было прочитать!
А я вот хочу прочитать книгу
А её нет нигде.
Подозреваю, что это какой-то другой Николай Носов, хотя, бог его знает :)
Статья удивительная, как и сам добрый волшебник Николай Носов!!! Спасибо , получила огромное удовольствие от прочтения
И у меня в детстве был тот самый зеленый трехтомник :)