Эжен Ионеско — о драматурге
- Родился: 26 ноября 1909 г. , Слатина, Румыния
- Умер: 28 марта 1994 г. , Париж, Франция
Биография — Эжен Ионеско
Эжен Ионеско — французский драматург румынского происхождения, один из основоположников театра абсурда, признанный классик театрального авангарда XX века.
Родился 26 ноября 1909 в румынском городе Слатине. Родители в раннем детстве увезли его во Францию, до 11 лет он жил во французской деревне Ла Шапель-Антенез, потом — в Париже. Позже говорил, что детские впечатления деревенской жизни во многом отразились в его творчестве — как воспоминания об утраченном рае. В 13 лет вернулся в Румынию, в Бухарест, и прожил там до 26 лет. В 1938 вернулся в Париж, где прожил всю оставшуюся жизнь.
Формирование его личности проходило под знаком двух культур — французской и румынской. Особенно интересными были…
взаимоотношения с языком. Перейдя на румынский язык в подростковом возрасте (первые свои стихи написал по-румынски), он начал забывать французский — именно литературный, а не разговорный; разучился на нём писать. Позже в Париже французский пришлось осваивать заново — на уровне профессиональных занятий литературой. Позже Жан-Поль Сартр замечал, что именно этот опыт позволил Ионеско рассматривать французский язык как бы на расстоянии, что давало ему возможность самых смелых лексических экспериментов.
Учился в Бухарестском университете, изучал французскую литературу и язык. Ионеско вспоминал, что главным для его бухарестского периода было ощущение конфликта с окружающей средой, осознание того, что он находится не на своем месте. В начале 1930-х нацистские идеи процветали и в среде румынской интеллигенции — по воспоминаниям Ионеско, в то время модно было принадлежать к правым. Внутренний протест против «модной» идеологии сформировал принципы его мировоззрения. Своё сопротивление фашизму он рассматривал не как политическую или социальную проблему, но как экзистенциальную проблему взаимоотношений человеческой индивидуальности и массовой идеологии. Фашизм как политическое движение сыграл в этом лишь своеобразную роль «спускового крючка», отправной точки: Ионеско возненавидел любое массированное идеологическое давление, диктат коллективизма, стремление управлять эмоциями и поступками человека.
Ненависть к тоталитарным режимам Ионеско пронёс через всю жизнь — спонтанные юношеские ощущения были отрефлексированы и переросли в осознанные принципы. В 1959 эта проблема легла в основание пьесы «Носорог», рассматривающей процесс коллективной мутации, перерождения под воздействием насаждаемой идеологии. Это единственная его пьеса, которая поддаётся социально-политической трактовке, когда нашествие носорогов при постановке рассматривается тем или иным режиссёром как метафора наступления фашизма. Ионеско всегда бывал несколько обескуражен и раздосадован этим обстоятельством.
Остальные его пьесы не давали возможности столь конкретной интерпретации. Понимали их режиссёры и зрители или не понимали, — а полемика в 1950-е вокруг абсурдизма развернулась нешуточная и продолжалась в течение нескольких десятилетий, — вряд ли можно подвергать сомнению то, что пьесы Ионеско в чистом виде посвящены жизни человеческого духа. Рассматривались и анализировались эти проблемы автором непривычными, новыми средствами — через распад логической структуры смысла и формы всех составляющих элементов пьесы: сюжета, фабулы, языка, композиции, характеров. Дополнительный накал полемике придавал сам Ионеско. Он охотно давал интервью, ссорился с режиссёрами, много и противоречиво говорил о своей эстетической и театральной концепции. Так, Ионеско был против самого термина «абсурдизм», утверждая, что его пьесы реалистичны — настолько, насколько абсурдны весь реальный мир и окружающая действительность. Здесь с автором можно и согласиться, если считать, что речь идет не о бытовых, социальных и политических реалиях, а о философских проблемах бытия.
В 1938 защищает в Сорбонне докторскую диссертацию по философии «О мотивах страха и смерти во французской поэзии после Шарля Бодлера».
Первая премьера Ионеско — спектакль «Лысая певица» — состоялась в 11 мая 1950. Весьма показательно — в рамках эстетики абсурдизма — что сама лысая певица не только не появляется на сцене, но в первоначальном варианте пьесы и не упоминалась. По театральной легенде, название пьесы возникло у Ионеско на первой репетиции из-за оговорки актёра, репетирующего роль брандмайора (вместо слов «слишком светлая певица» он произнёс «слишком лысая певица»). Ионеско не только закрепил эту оговорку в тексте, но и заменил первоначальный вариант названия пьесы («Англичанин без дела»).
В 1960-1970-е в пьесах Ионеско усиливается апокалиптическое звучание, напрямую увязанное с господством тоталитарной идеологии.
Скончался Эжен Ионеско после тяжёлой продолжительной болезни 28 марта 1994 в Париже.
КнигиСмотреть 34
Библиография
Пьесы
1950 — Лысая певица / La Cantatrice chauve
1950 — Les Salutations
1951 — La Leçon
1952 — Стулья / Les Chaises
1953 — Le Maître
1953 — Жертвы долга / Victimes du devoir
1953 — La Jeune Fille à marier
1954 — Amédée ou Comment s’en débarrasser
1955 — Jacques ou la Soumission
1955 — Le Nouveau Locataire
1955 — Le Tableau
1956 — L’Impromptu de l’Alma
1959 — L’avenir est dans les œufs
1959 — Бескорыстный убийца / Tueur sans gages
1959 — Этюд для четверых / Scène à quatre
1960 — Apprendre à marcher
1960 — Носорог / Rhinocéros
1962 — Бред вдвоём / Délire à deux
1962 — Король умирает / Le roi se meurt
1963 — Воздушный пешеход /Le Piéton de l’air
1965 — La Soif et la Faim
1966…
Титулы, награды и премии
1970 — Член Французской академии
1973 — Иерусалимская премия
Премии
Экранизации
1972 — Носорог / Næsehornet
1973 — Носорог / Rhinoceros
1974 — Макбетт / Macbett
1995 — Бред вдвоём
2001 — Я иду домой / Je rentre à la maison
2006 — Смерть короля / Le roi se meurt
Статьи1
-
Клуб переводчиков
Ионеско и Дюрренматт — картины двух писателей
Ссылки
Эжен Ионеско — Википедия
Эжен Ионеско — яркий и талантливый писатель XX века, известный также как мыслитель и классик театрального авангарда
Eugène Ionesco Home Page
РецензииСмотреть 181
15 февраля 2020 г. 23:59
4K
4 "Человечность своё отжила..."
Необычная абсурдисткая пьеса, полная аллегорий, метафор, недосказанностей и тонких намеков на современное общество...Как остаться человеком в мире, где больше нет людей, где человечность не в цене, и что лучше: сохранить свою уникальность или поддаться "стадному" чувству, чтобы быть несчастным, но лишь бы быть, как все...
Начинающаяся вроде бы реалистично пьеса к концу и вовсе напоминает мрачные фантазии Кафки ( «Превращение» Франц Кафка ), с той лишь разницей, что у Кафки не было всеобщего (заразного) превращения людей в животных. Хотя идея, как ни странно, та же: один против всех. Один не-человек против разумных, таких здравомыслящих и таких жестоких людей, и один человек, желающий сохранить в себе что-то человеческое, против толпы веселых и энергичных носорогов, поддавшихся этой моде…
21 января 2022 г. 16:51
2K
5 Le Roi est mort ! Vive le Roi ?
Лаконичная пьеса Эжена Ионеско рассказывает о природе времени и власти, о смысле жизни и смерти, о памяти и забвении, которое в итоге ждёт всё живое. Иногда говорят, что именно конечность придаёт жизни смысл. Если бы не было смерти, жизнь потеряла бы ценность. В пьесе ничего не происходит и происходит то, что наделяет жизнь смыслом. Король, прозванный Беранже Первым, умирает. Ему остался какой-то час с минутами или, если поменять перспективу, у него ещё целый час в запасе.
Умирающий король то ли прожил несколько столетий, то ли состарился за несколько дней. Впрочем, одно другого нисколько не исключает. История словно сигналит зазевавшемуся читателю. Сколько бы лет тот ни прожил, к концу почти никогда нельзя быть готовым. Можно до последнего прогонять мысли о бренности собственного бытия,…
ЦитатыСмотреть 543
ИсторииСмотреть 3
29 октября 2020 г. 20:36
1K
Преемственность традиций: Введенский - Ионеско - "Южный Парк"
Решил перечитать Ионеско, т.к. его творчество напрямую касается темы текущей научной работы, посвященной творчеству Введенского. Всегда был глубоко убежден, что традиция театра абсурда - исконно русская вещь: то, чем Ионеско и Беккет занимались в пятидесятые, Введенский делал за двадцать лет до них, фиксируя тот же самый распад мира, только находясь в другой стране (а, впрочем, и в другом мире). В поисках интертекстуальных совпадений с Введенским погрузился в ломанный сеттинг "Лысой певицы". И обнаружил совпадения, но несколько иные: с моим любимым "Южным Парком". Начальный диалог между супругами Смит, во время которого мистер Смит только и…
18 марта 2014 г. 21:49
2K
Навязчивый носорог.
Как-то раз на одной паре по предмету история театра нам задали подготовить доклад на вольную тему. Я решила рассказать про театр абсурда, а также упомянула о Ионеско и его шедевре "Носорог". Особого желания прочитать саму пьесу у меня не возникло, обошлась кратким содержанием. Через несколько дней на лекции по другому предмету снова был упомянут Ионеско с его "Носорогом". Тогда я задумалась, что нужно все-таки его почитать, но через несколько часов уже забыла об этом. Спустя неделю у меня началась практика. Проходила она в местном театре. Нашей группе несказанно повезло, так как труппа только начала разбирать новый материал. Когда я пришла…