28 октября 2023 г., 07:00

54K

Мультипликация: от простого карандашного рисунка до 3D технологий

90 понравилось 3 комментария 16 добавить в избранное

28 октября отмечаем международный день анимации, его утвердили в 2002 году. День празднования выбрали в честь первого показа в далеком 1892 году анимационного фильма для аудитории. По сложившейся традиции в этот день в разных странах проводят разные тематические мероприятия и анимационные показы. Каждый год разрабатывается плакат международного дня анимации. В этом году плакат проиллюстрировал Жорж Швицгебель — легендарный швейцарский мультипликатор.

картинка Arlett

Анимация — это отдельный вид искусства. На сегодняшний день анимация используется везде: в кино, в компьютерных играх, рекламе, интернете, на телевидении. Эта индустрия очень динамична и развивается большими темпами, постоянно появляются всё новые и новые технологии и спецэффекты. Давайте посмотрим, с чего всё началось.

Первая попытка создания классической анимации была в 1832 году. Жозеф Плато, физик-изобретатель из Бельгии, разработал аппарат фенакистископ, который представлял собой картонный диск с последовательно нанесенными изображениями: когда диск крутили и рассматривали в зеркале, создавалась иллюзия движения.

А вот первый мультфильм был создан уже в 1892 году известным французским изобретателем Эмилем Рейно, и выглядел он так: своеобразные движущиеся светящиеся пантомимы, которые Рейно демонстрировал с помощью изобретенного им праксиноскопа. Это такой оптический прибор, выглядит как открытый цилиндр со встроенной внутри зеркальной призмой. На внутренней стороне помещалась пленка с изображениями. Прибор закрывался крышкой со смотровым окном. Потом Рейно совместил праксиноскоп с волшебным фонарем, и появилась возможность смотреть фильмы на экране.

Все свои фильмы, кадр за кадром он рисовал и монтировал сам вручную на длинных пленках, это было непросто, ведь для одного сюжета могло быть нарисовано несколько сотен картинок. Рейно первый придумал рисовать отдельно фон от персонажей и передавал его с помощью волшебного фонаря, который был встроен в праксиноскоп. Также он первый придумал накладывать звук на изображения: на показах ему аккомпанировал пианист. Важно отметить, что музыку к своим анимированным фильмам он сочинял сам. Главным его шедевром считается фильм «Бедный Пьеро». Первый показ состоялся 28 октября 1892 года. Анимации Рейно вызвали большой интерес со стороны публики, и за время существования этого представления его посмотрели почти пятьсот тысяч человек.

o-l.jpg
04:03

Через пару лет братья Люмьер изобрели синематограф, и поэтому праксиноскоп, а вместе с ним и фильмы Рейно, стали не востребованы. Эмиля Рейно это очень задело, и в порыве гнева он утопил все свои фильмы в Сене и разбил праксиноскоп. Чудесным образом уцелели всего лишь две его работы.

А вот изобретенный братьями Люмьер в 1895 году аппарат синематограф произвел революцию не только в анимации, но и в кинематографе. Этот аппарат мог записывать на пленку, проявлять ее и проецировать движущиеся изображения на экран. Но в отличии от Рейно, братья Люмьер воспроизводили не рисунки, а фотографии. На самом деле братья Люмьер взяли за основу аппарат, который придумал Томас Эдисон и его помощник Лори Диксон. Так как Эдисон не запатентовал свой аппарат, братья Люмьер взяли его идею за основу и немного усовершенствовали. Если с помощью аппарата Эдисона фильм мог смотреть только один человек, то Луис и Огюст Люмьеры научились показывать свои работы на большом экране для аудитории. Считается, что именно братья Люмьер изобрели кино, но их изобретение сыграло большую роль и в анимации.
картинка Arlett
Справедливо будет отметить, что в разработке кинотехнологий в то время принимали участие многие другие изобретатели: Казимир Прушинский, Эдвард Мейбридж, Луи Лепренс, ранее упомянутые Эмиль Рейно, Эдвард Эдисон и другие. Благодаря всем этим людям и их изобретениям в 1906 году Стюарт Блэктон сделал мультсериал «Комические фазы смешных лиц». Мультфильм был нарисован мелом на доске, и его просто засняли на пленку. Успех был потрясающий, и Блэктон выпустил еще один мультфильм «Отель с привидениями». Интересно, что Стюарт Блэктон работал конструктором у того самого Томаса Эдисона, который не запатентовал свой аппарат для воспроизведения пленки.

o-l.jpg
03:13

Еще одним родоначальником графической анимации считается Эмиль Коль, он создал короткометражку «Фантасмагория». Его работа очень похожа на мультфильм Блэктона.

o-l.jpg
01:49

Примерно в это же время, в 1906 году, первый российский мультипликатор Александр Ширяев создает первый в мире кукольный мультфильм, где на фоне декораций танцуют фигурки. За границей эту технику стали использовать только в 1925 году при создании фильма «Затерянный мир». В СССР технику кукольной анимации популяризирует Роман Качанов, именно он подарил нам мультфильмы о Крокодиле Гене и Чебурашке и мультфильм «Варежка». Кстати, очень часто технику кукольной анимации в своих работах использует известный режиссер Тим Бертон.

o-l.jpg
05:33

В 1912 году в России состоялся показ первого в стране анимационного фильма «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича. Старевич производит еще несколько короткометражных мультипликаций, а в «Ночи перед рождеством» даже соединил мультипликацию и реальную игру актеров.

o-l.jpg
10:26

В 1913 году в США вышел мультфильм «Матт и Джефф» и сразу обрел популярность. Автором этого мультфильма является Бад Фишер — американский художник-карикатурист и автор комиксов. Насчитывается порядка 100 мультфильмов про Матта и Джеффа, над их созданием Бад Фишер трудился 14 лет.

o-l.jpg
08:28

В 1916 году вышел мультфильм «Сумасшедший кот» по комиксам еще одного американского карикатуриста Джоржда Херримана. Мультфильм выпускался вплоть до 1944 года и состоит из 231 серии.

o-l.jpg
03:03

Еще одна культовая личность американской мультипликационной индустрии — Уинзор Маккей. Он создал первого по-настоящему мультяшного героя, и в его мультфильме впервые появляется художественный сценарий. Его работа «Динозавр Герти» уникальна тем, что, во-первых, это первая работа о динозаврах, кинематограф не мог воспроизвести эту идею в фильме, во-вторых, здесь появляется главный герой, который имеет яркие личностные качества, такого еще не было в ранее выпущенных мультфильмах. «Динозавр Герти» длится 12 минут, для создания мультфильма потребовалось нарисовать более 10000 рисунков, прорисовывались они вручную и на это ушел целый год. Конечно, Маккей трудился не один, у него был ряд помощников. Интересно, что в создании мультфильмов Уинзору Маккею помогал уже известный нам Стюарт Блэктон. Во время создания этого мультфильма Маккей внедрил ряд методов, которые впоследствии использовались на студии Disney.

o-l.jpg
05:47

А вот Пэт Саливан, австралийский карикатурист, создал известного кота Феликса. Это произошло в 1919 году по заказу студии Paramount. Кот Феликс имел успех и приносил Саливану огромный доход. Обретя популярность, Саливан поручил работу над Феликсом Отто Мессине, а сам занялся продвижением мультфильма. Проблемой стало то, что Саливан не хотел идти в ногу со временем и что-то менять, и когда появились мультфильмы с озвучкой, они просто вытеснили кота Феликса с почетного пьедестала. В последствии Саливан попытался восстановить былую славу своему герою Феликсу, подарив ему голос, но внезапно автор умер от алкоголизма, и его студия пришла в упадок.

o-l.jpg
04:15

Появление Уолта Диснея в анимационной индустрии делает огромный прорыв в производстве мультфильмов. Успех, конечно, пришел не сразу, и Дисней проделал огромный путь. Интересно, что первым созданным персонажем Уолта Диснея был не Микки Маус, а кролик Освальд. Мультфильм с этим персонажем вышел в 1927 году, и некоторые источники утверждают, что прототипом этого персонажа является кот Феликс.

o-l.jpg
05:51

А вот появление Микки Мауса и первый мультфильм с участием этого героя произвел настоящий фурор. «Пароходик Вилли» — это первый мультфильм, где анимация синхронизирована со звуком.

o-l.jpg
02:46

Далее Дисней создал серию мультфильмов «Забавные симфонии», а в начале 30-х годов ему пришла идея сделать первый полнометражный мультфильм, и им стала «Белоснежка и семь гномов». Стоит отметить, что для 30-х годов это была очень смелая и амбициозная идея. Никто в студии не верил в успех, считали, что зрители не смогут выдержать длительный просмотр мультфильма. На создание мультфильма ушло 3 года, и он имел ошеломительный успех. Так Уолт Дисней стал создателем нового киножанра. Конечно, Уолт Дисней уже не сам рисовал все кадры, в его студии трудилось большое количество человек. В итоге студия Disney превратилась в огромную корпорацию.
картинка Arlett

В то же время, что и Дисней, трудились мультипликаторы братья Флейшер. Они знамениты тем, что придумали технику ротоскопирования для создания мультфильмов. Это такой вид двухмерной анимации, когда снимают на пленку реального человека, а потом обводят изображения и превращают в анимацию. Эта техника помогала обрести мультяшным героям более реалистичные движения. Также появилась возможность накладывать мультяшных персонажей на кадр фильма с реальными персонажами. Свой первый мультфильм с помощью техники ротоскопирования братья делали целый год, и это был мультфильм «Из чернильницы». Главный герой клоун Коко вылезает из чернильницы и гуляет по реальному миру, попадая в разные ситуации. Кстати, Уолт Дисней использовал эту технику при создании Белоснежки.
картинка Arlett

o-l.jpg
04:16

Хоть студии Флейшеров и Диснея были конкурентами, всё же Флейшеры были ориентированы больше на взрослую аудиторию. Созданные на их студии персонажи Бетти Буп и Попай были очень популярны среди аудитории. Популярность Флейшеров пошла на спад, когда они стали производить мультфильмы наподобие диснеевских. В итоге братья продали свою компанию.
картинка Arlett

С ростом популярности мультфильмов растет и индустрия мультипликации, появляется больше студий, которые занимаются производством анимационных фильмов по всему миру: ирландско-американская Sullivan Bluth Studios (их мультфильмы часто принимали за диснеевские), в США Hanna-Barbera, Warner Brothers, Dreamworks animation, в Японии Studio Ghibli Хаяо Миядзаки, В Испании Estela Films и другие.

В России в это время, в 1936 году, образовывается студия «Союзмультфильм». Интересно, что Уолт Дисней в 1934 году отправил на Московский кинофестиваль свою пленку с короткометражными мультфильмами про Микки Мауса. Советские мультипликаторы были так впечатлены зарубежными мультфильмами, что решили освоить их техники.

Во время второй мировой войны студия работала над патриотическими мультфильмами, а в послевоенное время, до 60-х годов, была основана на диснеевской анимации. Главное, что отличало советскую анимацию того времени, — высокая реалистичность героев и фонов. «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Золотая Антилопа», «Кошкин дом», «Непослушный котенок» и многие другие. С 60-х годов начинается производство кукольных мультфильмов. Появляются «Волшебник Изумрудного города», «Волк и теленок», «38 попугаев» и уже ранее упомянутые «Варежка» и «Чебурашка и крокодил Гена».

Мультипликаторы отходят от диснеевского влияния и создают и придумывают новые техники, реализуют новые идеи. А с 1970 года «Союзмультфильм» становится самой крупной мультипликационной студией в Европе, на которой трудится почти 500 человек. «Союзмультфильм» подарил любимые многим с детства мультфильмы: «Трое из Простоквашино», «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Возвращение блудного попугая», «Котенок Гав» и т.д., перечислять можно бесконечно, и каждому, наверняка, вспомнится самый любимый.
картинка Arlett
С появлением телевидения и возросшим интересом к мультфильмам взрослой аудитории появляются мультсериалы для взрослых — такие ситкомы для семейного просмотра. Постепенно выходят на экраны и завоевывают аудиторию мультсериалы «Флинстоуны», «Симпсоны», «Джетсоны» и другие. Началось масштабное производство и детских мультсериалов: «Том и Джерри», «Сейлормун», «Утиные истории», «Вуди Вудпекер», «Черепашки Ниндзя», «Мишки Гамми», «Винни Пух» и многие-многие другие.
картинка Arlett
В России для трансляции по телевидению создаются «Кот Леопольд», «Домовенок Кузя», «Приключения поросенка Фунтика», «Приключения Незнайки», «Следствие ведут колобки» и т.д.

А дальше, с ростом компьютерных технологий, появляется 3D-анимация и происходит огромный прорыв в производстве мультфильмов. Первый полностью сделанный с помощью компьютерных технологий мультфильм «История игрушек» выпустила компания Pixar в 1995 году. Конечно, это был огромный успех, и фильм стал самым кассовым того времени.

С помощью 3D-технологий сделан «Шрек», «Ледниковый период», «Мадагаскар», «Отель Трансильвания», «Гадкий Я», «Тачки», да практически все мультфильмы, которые выпускаются на сегодняшний день на разных киностудиях. И не только мультфильмы. Сейчас 3D-технологии широко используют при создании фильмов: «Мстители», «Звездные войны», «Парк Юрского периода». Наверное, самым культовым можно назвать «Аватар», на создание которого ушло 20 лет и потребовалось 2000 серверов. Но всё-таки и традиционные методы создания мультфильмов не забываются. Например, Гильермо дель Торо в 2022 году выпустил свой вариант мультфильма «Пиноккио», где использует старую технику покадровой анимации.

А что дальше? А дальше развитие VR-технологий и погружение в виртуальную реальность. Уже с помощью VR-технологий начали производить фильмы и компьютерные игры, так что будем следить за новым прорывом в анимации.

Самый лучший способ отметить день анимации, это устроить просмотр мультфильмов разных времен. Возможно, пересмотреть любимые мультфильмы детства и немного понастольгировать или выбрать что-то современное, что еще не смотрели.

Приятного просмотра!

Текст: колумнист LiveLib Инна Гах

В группу Новости Все обсуждения группы
90 понравилось 16 добавить в избранное

Комментарии 3

Мир мультипликации, это какая то Нарния, и детей и взрослых.
Ожившие сны..
В мультфильмах есть какие-то сокровенные краски и тональности, которых нет в фильмах, 4-е измерение красоты и свободы.
Может по этой причине, экранизировать многие книги просто невозможно в классическом кино.
Например, Набокова, Андрея Платонова, Цветаеву даже, Кафку.
А вот в мире мультипликации - это возможно.
Для меня в своё время стало открытием японская мультипликация.
Старый советский мультфильм "Аленький цветочек", и по сей день прошибает слезу и мурашки на сердце.
Новые VR технологии, конечно хорошо, но.. думаю, старые и человечные мультфильмы, как театр, уйдёт в некое подполье искусства (или театр ещё не ушёл? так уйдёт.. за руку с мультфильмом, в закат уйдёт: грациозная девушка-белый лебедь - хотя это уже балет, - за руку с... чебурашкой).
Давно уже открыл для себя чудесную мультипликацию Александра Петрова: редкий и сложный жанр живописи по стеклу. Каждый кадр - чистое искусство.
Его экранизации Достоевского (Сон смешного человека), Платонова (Корова), Пушкина (Русалка), Хемингуэя (Старик и море), и Шмелёва (История любви - просто обожаю её), изумительны.
Хочется чтобы мультипликация развивалась не в плане психоделики русских сказок, где человек заказывает VR-рыбке золотой, что он хотел бы создать, и она покорно бы это исполняла, а чтобы человек сам, своими руками, душой, участвовал в этом.

В детстве обожала рисованные мультфильмы, просто завораживали. Сейчас тоже смотрю мультики с удовольствием. Кстати, в тему очень интересная книга из истории мультипликации. Рекомендую, читается легко, почти как приключенческий роман Королевы анимации Disney. Кто и как придумывал всем известных принцесс: от Белоснежки до Мулан
Наталия Холт

Мультипликация это классно