Дмитрий Чижевский - один из оригинальнейших мыслителей украинско-русской эмиграции XX в., гуманитарий-энциклопедист, ученый с мировым именем, оказавший значительное влияние на западноевропейскую и американскую славистику. Его работы насыщены массой примечаний, сносок, дополнений, в которых указывается весьма широкий круг литературы по исследуемой проблематике, что превращало некоторые из них в справочные пособия по данному вопросу. Яркой иллюстрацией вышесказанного могут служить, например, работы обобщающего систематизирующего характера - такие, как «Философия на Украине. Попытка историографии вопроса» (1926 г.), «Очерки по истории философии на Украине» (1931 г.), «Гегель в России» (1933 г.), «Философия Г. С. Сковороды» (1934 г.), «История украинской литературы от начал до эпохи реализма» (1956 г.) и др.
Чижевский был скрупулезным собирателем и умелым интерпретатором фактов интеллектуальной истории славян - исследователем «славянского духа». Особый интерес он проявлял к «периферийным» или «забытым» явлениям культуры, которые в его интерпретации приобретали совершенно новое и отнюдь не второстепенное значение. Достаточно вспомнить находку фундаментальной работы Яна Амоса Коменского «Pansophie», считавшейся долгие годы утерянной и отысканной Чижевским в архиве библиотеки Вайзенгауза в Галле. Причем он не просто нашел, а практически спас и вернул произведение к жизни, сделав его реальным достоянием чешской культуры.
Родился Дмитрий Иванович Чижевский 4 апреля 1894 г. в Александрии, над тиховодной рекой Ингулец в степной Украине, в бывшей Херсонской губернии (ныне Кировоградская обл.). Родители его отличались бесконечной преданностью тому, что раньше называлось просвещением народа. Отец, Иван Константинович, бывший офицер из мелкопоместных дворян (он был членом русской либеральной партии конституционных демократов), подвергался преследованиям и в родовом александрийском поместье находился под гласным надзором полиции после тюремного заключения и вологодской ссылки. Мать, Мария Дмитриевна Ершова, заканчивала обучение в Петербургской Академии художеств. Одаренная художница и педагог - к учительству ее приобщил И. Е. Репин, - она за свою жизнь воспитала не одно поколение талантливых соотечественников.
Вынеся из семейного окружения идею служения народу, Чижевский-студент стремился реализовать ее в достаточно модных в то время среди молодежи увлечениях - преподавании языкознания на Женских курсах Жакулиной, марксизме, РСДРП, членом которой он стал. От русских меньшевиков Дмитрий представительствовал в Комитете Центральной Рады, участвовал в массовом студенческом и рабочем движении: «Я был социал-демократом, и, в конце концов, полиция арестовывает меня в 1917 году». Освободила его Февральская революция, и в 1921 г. он мог бы уже приступить к преподаванию в Киевском институте народного образования, поскольку получил там доцентскую должность. Но жизнь распорядилась иначе: после нового ареста (теперь уже большевиками) и побега из лагеря для интернированных Чижевский вместе с молодой женой Лидией Израилевной Маршак нелегально перебрался в Польшу.
Новая реальность открылась молодому человеку на первых порах возможностью продолжить образование в Гейдельбергском и Фрайбургском университетах. С 1924 г. он полностью посвятил себя научной и педагогической деятельности: вначале в Германии, а потом длительное время - в Чехословакии. С 1926 г. Чижевский стал профессором Украинского педагогического института им. М. П. Драгоманова, был участником Пражского лингвистического кружка и сотрудничал с научным центром украиноведения - Украинским Свободным Университетом.
Большую часть своих работ Чижевский посвящал философии, истории и литературе. Во всех этих областях вклад его очень велик. Его исследования о Достоевском, Гоголе, Яне Амосе Коменском, о стиле галицко-волынских и русских летописей произвели переворот в методологии и смысле изучения летописей и части древнерусской литературы. Ученый одинаково хорошо владел русским, украинским и немецким языками, писал книги на всех трех языках. Немцам он читал лекции о Гегеле по-немецки, в Обществе имени Достоевского - по-русски, в украинских учреждениях - по-украински.
Приехав в Галле из Праги, Чижевский привез с собою и небольшую библиотеку. В Германии он получил право подготовки кандидатов наук, которое предоставлялось только ординарным профессорам.
В тяжелое военное время, не имея денег на изготовление полной фотокопии найденной им «Pansophie» (Чижевский голодал во время войны и даже один раз выпал из окна своей квартиры, потеряв сознание от недоедания) и поняв, что денег он не достанет, ученый решил перепечатать все 2000 страниц сочинения Коменского. Во время этой работы Галле, как и другие немецкие города, находился под постоянной угрозой бомбардировок. Поэтому Чижевский носил с собой специальный чемодан, где лежала еще не переписанная часть рукописи, ночью ставил его рядом с кроватью и во время налетов уносил в бомбоубежище (об этом он позже писал в статье «Как я искал рукопись «Pansophie»). В конце концов он полностью перепечатал работу в трех экземплярах, первый из которых оставил у себя, а два других отослал друзьям: один вернулся к нему через несколько лет после окончания войны, а второй сгорел в Мюнстерском институте во время бомбежки.
После переезда в 1945 г. в западную часть Германии Чижевский, подобно многим эмигрантам, был лишен жизненной стабильности. Жил он в Марбурге и в качестве профессора сотрудничал с рядом немецких университетов. Затем в 1949 г. приехал в США и по просьбе Гарвардского университета вел курс на факультете славистики.
Известный писатель Набоков, раздраженный тем, что в Гарвард позвали не его, а Чижевского, атаковал украинского ученого в своих работах. Но Дмитрий Иванович работал, не обращая внимания на интриги. Когда он только приехал в Гарвард, то в университетской библиотеке из украинских книг нашел лишь «Кобзаря» Т. Г. Шевченко, но уже через короткое время там возникла и до сих пор работает целая плеяда высококвалифицированных ученых-украинистов, выращенных Чижевским. Вообще, в США ему не понравилось: ученый был невысокого мнения о своих студентах (он считал, что европейские студенты на голову выше американских, когда речь идет о знаниях), его раздражали недотепы-продавцы, с которыми у Чижевского возникали частые недоразумения из-за плохого знания английского языка. Возможно, все это привело к тому, что в 1956 г. он снова вернулся в Германию.
Там, в Гейдельберге, ученый провел последние годы жизни. В 1962 г. он был избран действительным членом Гейдельбергской Академии наук, там же и завершился его жизненный путь. Дмитрий Иванович Чижевский умер 18 апреля 1977 г. в полном одиночестве (с женой он не жил еще с начала 40-х гг.) и был похоронен на Бергфридгофском кладбище. Впоследствии его дочь Татьяна Чижевская продала архив и уникальную в своем роде библиотеку, которая к тому времени насчитывала уже 12 тыс. томов, за символическую сумму в 20 тыс. марок Гейдельбергскому университету, в библиотеке которого они сейчас и находятся.
.
Дмитрий Чижевский - один из оригинальнейших мыслителей украинско-русской эмиграции XX в., гуманитарий-энциклопедист, ученый с мировым именем, оказавший значительное влияние на… Развернуть
Гэ Хун — китайский даосский учёный и алхимик, знаменитый своими энциклопедическими трактатами. Даосская традиция считает Гэ Хуна святым бессмертным. Второе имя - Чжичуань.
Гэ Хун родился в г. Даньян уезда Цзюйжун (на территории современной провинции Цзянсу) в 283 или в 284 году. Согласно официальной «Истории династии Цзинь» («Цзиньшу»), он прожил 81 год и скончался в 363, но критическое сопоставление дат жизни свидетелей его кончины даёт дату 343, признаваемую синологами.
Гэ Хун родился в знатной, но бедной семье из бывшего царства У. Семья его была связана с южнокитайским даосизмом — школой Саньхуанвэнь (Письмён Трёх Августейших), включавшей в себя внешнюю алхимию — традицию приготовления эликсиров бессмертия, астрологию, изготовление амулетов, применение формул и заклятий, а также гимнастику даоинь и сексуальные практики. Основателем Саньхуанвэнь считался Жёлтый Император Хуан-ди. Двоюродным дедом Гэ Хуна был знаменитый даос Гэ Сюань, от которого ему досталось множество книг.
Отец Гэ Хуна рано умер, семья жила бедно, и книги для чтения он доставал с большим трудом.
Гэ Хун получил классическое конфуцианское образование, но у него был даосский наставник Чжэн Сыюань (Чжэн Инь). Женился Гэ Хун на дочери богатого чиновника Бао Цзина, который познакомил его с традицией его собственного двоюродного деда Гэ Сюаня (в школе Трёх Августейших не было принято учиться у кровных родственников).
В 303—304 он поступил на военную службу и за заслуги в подавлении крестьянского восстания Ши Бина в Цзяннани получил невысокий дворянский титул.
После войны Гэ Хун направился на север в поисках неизвестных даосских текстов, но по причине нестабильности и смуты Гэ Хун вынужден был вернуться без результатов.
Вернувшись, он смог найти себе должность в канцелярии губернатора в Гуанчжоу под началом своего друга, а позднее он стал помощником Ван Дао, богатого и влиятельного фаворита принца Сыма Жуй, который позже стал императором Восточной Цзинь. Таким образом Гэ Хун сделал блистательную карьеру, и в имперской канцелярии он стал канцлером и оставался на службе до 333.
В 317—320 он написал энциклопедический трактат Баопу-цзы.
В 333, в правление императора Чэн-ди, Гэ Хун попросил назначить его на крайний юг, где находится современная вьетнамская провинция Зяотяу. Он объяснил императору, что на юге можно найти особенно качественную киноварь для алхимических опытов. Однако губернатор Гуанчжоу Дэн Юэ, очень ценя Гэ Хуна, отозвал его с дороги. Гэ Хун поселился на горе Лофушань около Гуанчжоу, под покровительством Дэн Юэ он собрал учеников и организовал даосскую общину для алхимических опытов.
Популяризации сочинений Гэ Хуна во многом содействовал его внучатый племянник Гэ Чаофу, создавший школу Линбао около 400 года.
Гэ Хун — китайский даосский учёный и алхимик, знаменитый своими энциклопедическими трактатами. Даосская традиция считает Гэ Хуна святым бессмертным. Второе имя - Чжичуань. Гэ… Развернуть
Родился 15 июля 1952 года в Москве, свое имя получил в честь преподобного Сергия Радонежского. Воспитанием Сергея занималась мать Павлова Ирина Георгиевна (1912—1978), поскольку отец оставил семью, когда ребенку ещё не было двух лет. Раннее детство матери, в свою очередь, было связано с имением Тростянка в Киевской губернии, где помещиками были её дедушка и бабушка (по матери) Михаил Фёдорович и Прасковья Ивановна Еремеевы, которые полагали необходимым проявлять заботу о трудившихся в их имении крестьянах, для которых Михаил Фёдорович открыл крестьянский банк, а Прасковья Ивановна устроила бесплатную больницу, где сама же и вела приём, поскольку была одной из первых в Российской империи женщин-врачей (она была уроженкой Новочеркасска и происходила из казачьего рода Трифоновых), для чего в своё время получила медицинское образование в Швейцарии. К сознательной вере пришел в двенадцатилетнем возрасте.
По окончании в 1970 году московской средней школы № 59 работал разносчиком телеграмм, оператором ЭВМ, бухгалтером в отделе социального обеспечения Ленинского района Москвы. В 1972—1977 годах прислуживал в храмах Антиохийского подворья.
В 1972 и 1973 годах предпринимал неудачные попытки поступления в Московскую духовную семинарию. В 1976 году поступил на подготовительное отделение Всесоюзного заочного юридического института и планировал получить юридическое образование. Однако весной 1977 года архимандрит Макарий (Тайар) представил Сергея Павлова митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову).
В том же 1977 году при поддержке митрополит Никодима (Ротова) был принят во 2-й класс Ленинградской духовной семинарии, пройдя четырёхлетний курс обучения за два года. Во время обучения в семинарии проявил серьёзный интерес к экзегетике Нового Завета. В 1979 году поступил в Ленинградскую духовную академию. По собственному признанию: «В академии я имел возможность получить хорошую богословскую подготовку. Кроме того, как церковному историку мне много дала работа в Отделе рукописей Государственной Публичной библиотеки, где в 1981—1982 гг. я осуществил обработку и каталогизацию личного архива А. И. Бриллиантова, выдающегося церковного историка, профессора Санкт-Петербургской духовной академии, ученика и продолжателя дела великого В. В. Болотова. Также в это время произошло мое сближение с профессором ЛГУ Н. А. Мещерским и его учеником д-ром А. А. Алексеевым, которые привили мне интерес к славянским библейским изучениям». Тем не менее, по инициатив ректора Ленинградской духовной академии архиепископа Кирилла (Гундяева) его кандидатская диссертация была посвящена истории Русской православной церкви в XX веке. Особый акцент в ней был сделан на исследовании материалов Поместного собора 1917—1918 годов и подготовительных работ к нему в 1905—1917 годах. Из-за того, что диссертация содержала пассаж о репрессиях в отношении духовенства и активных мирян в предвоенный период, диссертация вызвала «приступ гнева у тогдашнего ленинградского уполномоченного Совета по делам религий тов. Жаринова, который кричал архиепископу Кириллу: „Это писал несоветский человек“. Должен сказать, что это самый приятный для меня комплимент, из тех, что я получал за всю свою жизнь». В 1983 году окончил Ленинградскую духовную академию с учёной степенью кандидата богословия. Диссертация почти полностью была опубликована, будучи положенной в основу юбилейного издания «Русская Православная Церковь 988—1988. Вып. 2. Очерки истории 1917—1988». Однако, несмотря на настойчивые требования автора, в издание не вошёл фрагмент, вызывавший гнев уполномоченного в 1983 году, хотя что во время публикации (1987—1988) об репрессиях в отношении духовенства уже начали говорить открыто. Иннокентий потребовал, чтобы его имя в данном издании было снято, что и было сделано.
Незадолго до окончания академии, 9 апреля 1983 года ректором Ленинградской духовной академии и семинарии архиепископом Выборгским Кириллом (Гундяевым) в академическом храме во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова пострижен в монашество с именем Иннокентий (в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского). 17 апреля там же рукоположен во дьякона. 5 июня 1983 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) в Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположён в иеромонаха.
В 1983—1987 года состоял преподавателем общей церковной истории и истории Русской церкви в Ленинградской духовной семинарии, будучи одновременно классным наставником. Одновременно разрабатывал курс по истории русской богословской мысли, успев за это время подготовить введение и очерк источниковедения. В этот период также занимался научной работой, результатом чего явились исследования в области истории славянского библейского перевода и церковной историографии. В 1985 года в течение одного семестра читал лекции по истории и учению греко-православной церкви в Духовной академии Святого Эчмиадзина в Армении. Кроме того, по просьбе Священного синода Болгарской православной церкви в 1985—1987 годы осуществлял описание рукописей святителя Софрония Врачанского (1739—1813), находящихся в библиотеках Ленинграда.
В марте 1987 года был принят на работу в отдел внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) в качестве референта по богословским вопросам. В декабре того же года освобождён от преподавания в Ленинградской духовной семинарии. В 1988 году удостоен возведения в сан игумена.
В 1990—1992 годах состоял секретарём Патриаршей и Синодальной библейской комиссии, в 1989—1992 годы курировал связи Московской патриархии с Объединёнными библейскими обществами, а в 1991 году включён в состав правления Российского библейского общества, членом которого состоял до конца жизни.
В 1992 году игумен Иннокентий (Павлов) включился в активную политическую деятельность, вступив в Российскую христианско-демократическую партию и став членом её политического совета. В октябре 1993 году совершил попытку баллотироваться в Государственную думу Российской Федерации, но по рекомендации священноначалия снял свою кандидатуру. Сразу же после этого, игумен Иннокентий по своей инициативе оставил работу в ОВЦС, что объяснил своим несогласием «с тем курсом, который проводится Московской Патриархией». Формально числился в ОВЦС до июня 1994 года, когда состоялось его официальное увольнение.
С 1993 года преподавал церковную историю в Общедоступном православном университете, основанном протоиереем Александром Менем (с 1995 года — Библейско-богословский институт святого апостола Андрея). Впоследствии игумен Иннокентий начал преподавание новозаветных дисциплин, догматического богословия и канонического права.
В апреле 1994 году он получил назначение на должность штатного священника в храм Преображения Господня в Богородском, где прослужил до конца ноября 1995 года, когда по собственному желанию был выведен за штат.
В 1994—1995 учебном году он читал лекции по церковному источниковедению в Московском государственном историко-архивном институте. В 1995—2002 годах выступал на прокатолической радиостанции «Христианский церковно-общественный канал» (более известной как «Радио София»), где вёл еженедельные передачи «Дискуссия на тему», «Литературное обозрение» и «Живое слово». В 1998—2005 годы преподавал курс Нового Завета и библейского богословия в католическом Институте философии, теологии и истории имени святого Фомы.
С 2002 года, формально не покидая Русской православной церкви, совершал регулярные богослужения в греко-католической московской общине во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. 24 ноября 2003 года, не порывая ни с Московским патриархом, ни с греко-католиками, был принят в юрисдикцию неканонической Истинно-православной церкви Рафаила (Мотовилова) (ИПЦ), «архиепископа Московского и митрополита Всероссийского»; осенью 2004 года был назначен на должность секретаря Священного синода ИПЦ. Своё присоединение к данной религиозной организации объяснял так: «Что же касается моей нынешней работы в Священном Синоде Истинно-Православной Церкви, <…> то обстоятельства её таковы. Её предстоятель Митрополит Московский и Всероссийский Рафаил пригласил меня быть его консультантом в связи с подготовкой её Поместного Собора. Мне ничего не оставалось, как дать своё согласие на это, поскольку он принял мою рекомендацию — прилагать усилия к восстановлению исторической Православной Российской Церкви на началах определений Московского Священного Собора 1917—1918 годов. Потом мою должность назвали секретарь Священного Синода. Так я и продолжаю там вести консультационную и литературную работу <…>, что служит скромному приработку к моему весьма скудному по московским меркам существованию». В 2004—2005 годы стал автором ряда документов «Православной российской церкви» Рафаила (Прокопьева). По словам диакона Александра Занемонца: «В начале 2000-х началось „странствование“ о. Иннокентия по различным конфессиям. Он служил в Москве у греко-католиков (неизвестно, переходил ли он при этом в Католическую церковь или нет). Потом у „истинно-православных“ (то ли просто редактировал их тексты, то ли вошел в их клир?). При этом иногда причащался и в православных храмах. <…> Это „странствование“ было не просто ощущением того, что „перегородки между конфессиями не доходят до неба“. Это было скорее разочарованием в Церкви как таковой, о чем о. Иннокентий много писал в ФБ».
28 октября 2011 года на заседании Священного синода ИПЦ(Р) Иннокентий (Павлов) был освобождён от занимаемой должности и назначен на новоучреждённую должность «специалиста по истории Церкви и мирового Православия».
в 2013 году квартире перебрался из Москвы в Выборг. Живя в Выборге, не служил ни в каких общинах.
19 мая 2020 года скончался в своей квартире в Выборге вследствие застойной сердечной недостаточности и атеросклеротической болезни сердца. О его смерти стало известно только 28 мая 2020 года, когда была вскрыта его квартира, где было обнаружено его тело. Дата смерти была установлена согласно данным судебно-медицинской экспертизы.
Погребён 4 июня 2020 года на Верхне-Черкасовском кладбище под Выборгом. Обряд отпевания совершали иеромонах Русской православной церкви Никон (Белавенец) (по утверждению клирика Храма Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Московском Ильи Соловьёв «согласно воле покойного») и епископ неканонической Апостольской православной церкви Григорий (Михнов-Войтенко) (по данным неназванного корреспондента credo.press он взял на себя труды по организации погребения и первым совершал отпевание по иноческому чину).
В связи с пандемией короновирусной инфекции на похоронах присутствовало всего около 10 человек. Среди них были проректор СПбДА протоиерей Константин Костромин, прочитавший отрывок из «Апостола» и отслуживший первую литию у могилы, президент Российского библейского общества Валентина Чубарова, его исполнительный директор Анатолий Руденко, а также член правления и епископ Церкви христиан адвентистов седьмого дня Николай Смагин. Руденко положил в гроб к правой руке покойного Библию в современном русском переводе, в создании и распространении которой тот принимал непосредственное участие.
Родился 15 июля 1952 года в Москве, свое имя получил в честь преподобного Сергия Радонежского. Воспитанием Сергея занималась мать Павлова Ирина Георгиевна (1912—1978), поскольку… Развернуть
Фаэт, создатель и теоретик литературного направления фаэзии (фа-поэзии). Работает со словом и звуком в трансовых состояниях. Любимый формат - эссе. Создатель авторского жанра - формат от "Я", формат от «Фа». Печаталась в журналах "Контрабанда", "Белый ворон", "Южное сияние", «Журнал ПОэтов».
Основатель научного направления "Хоротопия" с 2019 года.
Основатель научного направления "Фаэзия" с 2020
Член Российского философского общества (РФО) с 2020 года.
Советник Российской Академии Естествознания (РАЕ) с 2020 года.
Член Южнорусского союза писателей (ЮРСП) с 2014 года.
КороЗавр ДООС (Добровольного Общества Охраны Стрекоз) с 2018 года.
Член жюри фестивалей «Пристань менестрелей» Балаклава (2015-2022) в номинации «Авангард», в авторской номинации "Фаэзия" (2021-2022).
"На берегу муз" Евпатория (2018) в номинации "Редкий жанр".
Член жюри конкурса молодежных литобъединений "Пегасьи бои" Керчь "Депо Пегаса" (2015-2018).
Руководитель литературной студии «Фаэзия» (2015-2022).
Фаэт, создатель и теоретик литературного направления фаэзии (фа-поэзии). Работает со словом и звуком в трансовых состояниях. Любимый формат - эссе. Создатель авторского жанра -… Развернуть
Родился в Тройенбрицен в купеческой семье. C 1536 года изучал математику в Виттенбергском университете, но затем стал слушать лекции по теологии, которые читали Лютер и Меланхтон. Затем на некоторое время он перебрался в Кенигсберг, где служил в герцогской библиотеке. Читал в Виттенберге лекции о «Loci communes» Меланхтона; был суперинтендентом в Брауншвейге.
Родился в Тройенбрицен в купеческой семье. C 1536 года изучал математику в Виттенбергском университете, но затем стал слушать лекции по теологии, которые читали Лютер и… Развернуть
Владимир Сергеевич Соловьёв — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.
Родился в Москве 16 января 1853 года в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьева. Мать философа Поликсена Владимировна принадлежала к Украинско-Польской семье, среди предков которой был известный украинский философ Г. С. Сковорода. Отец Владимира Соловьёва отличался строгостью нрава. В семье всё было подчинено строгим правилам. Как отмечал А. Ф. Лосев, «обстановка ранних лет Владимира Соловьёва сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития». В 1864 году отец с сыном были против ссылки Чернышевского на каторгу. Учился будущий философ в московской 5-й гимназии (ныне московская школа № 91). В 1869 поступил в Московском университете на естественное отделение, через два года перейдя на историко-филологическое. Изучал труды А.С. Хомякова, Шеллинга и Гегеля, Канта, Фихте. В двадцать один год написал свою первую крупную работу "Кризис западной философии", в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) "спекулятивного" (рационалистического) и "эмпирического" знаний.
В июне 1876 года приступил к преподаванию в университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете.
В 1880 году защитил докторскую диссертацию. Игравший в Петербургском университете влиятельную роль М. И. Владиславлев, который раньше положительно оценил магистерскую диссертацию Соловьёва, стал относиться к нему довольно холодно, так что Владимир Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора.
28 марта 1881 г. прочитал лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II. Прочтение той лекции, текст которой не сохранился, считают причиной его ухода из университета. Хотя дело осталось без серьёзных последствий.
Целиком отдаётся написанию произведений чисто богословского характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями: задумывает трёхтомный труд в защиту католицизма, но по разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трёх томов вышла в 1886 году работа «История и будущность теократии», а в 1889 году, уже на французском языке, в Париже, — «Россия и Вселенская Церковь». В последние годы своей жизни и особенно с 1895 года возвращается к философии.
Семьи не имел; жил большей частью в имениях своих друзей или за границей; был человеком экспансивным, восторженным и порывистым. К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться. Летом 1900 года Соловьев приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. Уже 15 июля, в день своих именин, почувствовал себя очень плохо. В тот же день он попросил своего друга Давыдова отвезти его в подмосковное имение Узкое (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Трубецкой, являвшийся единокровным братом владельца имения. В имение Соловьев приехал уже тяжело больным. Врачи определили у него склероз артерий, цирроз почек и уремию, а также полное истощение организма, но помочь уже ничем не смогли. В. С. Соловьев после двухнедельной болезни скончался в Узком в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы своего отца.
Владимир Сергеевич Соловьёв — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности… Развернуть
Альберт Иванович Кравченко (род. 13 декабря 1949) — советский и российский философ и социолог, специалист в области теории, методологии и истории социологии, социологии управления, экономической социологии и социологии труда, а также социологии культуры и культурологии[2]. Кандидат философских наук, доктор социологических наук, профессор.
Учился в СГУ имени Н. Г. Чернышевского, окончил МГУ имени М. В. Ломоносова.
С 1978 года — в Институте социологических исследований АН СССР, с 1984 — научный консультант, редактор журнала «Социологические исследования», профессор кафедры социологии организаций социологического факультета МГУ, главный научный сотрудник Института социологии РАН.
В 1981 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Концепция Тейлора и её роль в буржуазной социологии управления» (специальность 09.00.03 — история философии)[3].
В 1990 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора социологических наук по теме «Развитие и структура социологии труда. Историко-методологический анализ» (специальность 22.00.03 — социология труда и экономическая социология)[4].
Автор более 200 опубликованных научных трудов, из них около 50 монографий, словарей, справочников и учебных пособий. Среди них: «Социология: общий курс: учебное пособие для вузов» (М., 2002), «Культурология» (2000—2003), «Обществознание» и ряд других.
Альберт Иванович Кравченко (род. 13 декабря 1949) — советский и российский философ и социолог, специалист в области теории, методологии и истории социологии, социологии… Развернуть
Юрий Анатольевич Шичалин — советский и российский филолог-классик, историк философии, филолог, переводчик, издатель. Кандидат филологических наук, доктор философских наук, профессор.
В 1968—1969 годы учился на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1969 году поступил на филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, который окончил по кафедре классической филологии в 1974 году.
В 1974—1977 годы — аспирант кафедры классической филологии.
В 1977—1988 годы — профессор кафедры классической филологии МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1979 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук по теме «Жанр и композиция «Эннеад» Плотина».
С 1988 года — старший научный сотрудник, а с 2002 года — ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
В 2000 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «История античного платонизма в институциональном аспекте».
С 2002 года — профессор кафедры древних языков и древнехристианской письменности ПСТГУ. Также преподаёт историю философии и древние языки в Государственном университете гуманитарных наук и Московской духовной академии.
Выступал с лекциями и докладами в Сорбонне, Тринити Колледже, Томас-Институте (англ.), Университете Перуджи, Фрибургском университете, Лувенском католическом университете. В качестве приглашённого профессора дважды читал лекции в Коллеж де Франс (1991, 1993).
Работал секретарём у А. Ф. Лосева, который вызвал интерес у Шичалина к к платоновской философии Платону, платонизму и неоплатонизму, что нашло отражение в 40 статьях для в Философского энциклопедического словаря, а также более 60 статей для Философской энциклопедии и статьи в научной периодике, переводы (Альбин, Апулей, Алкиной, Плотин, Саллюстий-платоник, Прокл Диадох).
В 1990 году создал издательство во и курсы древних языков под названием "Греко-латинский кабинет".
В 1993 году учредил "Классическую гимназию при Греко-латинском кабинете".
Ю. А. Шичалин считает, что иерархия бытия и иерархия знания вместе задают иерархию человеческих ценностей, а также иерархию «богословие (богооткровенная истина) — философия — наука». Философское ведение исходно и сегодня в корне ограничено рамками единого европейского разума.
Ю. А. Шичалин создана собственная периодизация европейской духовной истории, которая основана на институциональном подходе: алфавит — свиток — кодекс — книгопечатание — компьютерные технологии вместе с эволюцией образовательных и научных институций образуют единственную подлинную основу для периодизации европейской мысли, которая по своей сути при совпадении с бытием является внеисторичной. Он считает, что европейский историзм полностью исчерпал себя.
Юрий Анатольевич Шичалин — советский и российский филолог-классик, историк философии, филолог, переводчик, издатель. Кандидат филологических наук, доктор философских наук,… Развернуть
Людвиг Гейссер — немецкий историк.
Будучи профессором в Гейдельберге, он при возникновении политического движения 1847 г. вместе с Гервинусом и другими основал «Deutsche Zeitung», а в следующем году избран был в баденскую палату, где проводил, как и в газете, конституционные учения и защищал дружественные Пруссии взгляды. Дальнейший ход событий побудил его покинуть в 1850 г. парламентскую арену и перейти профессором в Цюрих. В конце 1850-х гг. он возвратился в Гейдельберг и снова был выбран в баденскую палату депутатов, где поддерживал свободомыслящих в церковном вопросе и боролся с великогерманской партией. Как преподаватель, он производил на слушателей сильное впечатление.
Людвиг Гейссер — немецкий историк. Будучи профессором в Гейдельберге, он при возникновении политического движения 1847 г. вместе с Гервинусом и другими основал «Deutsche… Развернуть
Валентин Александрович Мошков — русский учёный-этнограф, историк, философ, музыковед. Военачальник, генерал-лейтенант. Член-сотрудник Императорского Русского географического общества, исследователь истории, культуры и фольклора, в т.ч. гагаузов. Создатель оригинальной гипотезы об особенностях и путях истории и будущего человечества, «Российский Нострадамус». Автор многих научных трудов. Эмигрант.
Валентин Мошков происходил из дворян Костромской губернии. По окончании Второй Петербургской военной гимназии в августе 1868 года поступил юнкером в Михайловское артиллерийское училище, по окончании которого в 1870 г. произведён в подпоручики и зачислен в 37-ю полевую артиллерийскую бригаду. В 1873-м прикомандирован к Санкт-Петербургской крепостной артиллерии для слушания лекций в Императорском Горном институте и в декабре произведен в штабс-капитаны. В 1875 г. назначен артиллерийским приёмщиком на Олонецких горных заводах.
Участник Русско-турецкой войне 1877-78 годов, капитан. С 1880 года В. А. Мошков на должности артиллерийского приёмщика Главного артиллерийского управления служил в Волжско-Камском регионе. В 1892 году переведен из Казани в Варшаву, в 1896-м присвоено звание полковника, а в 1905 году стал генерал-майором. В августе 1913 года подал прошение об отставке «по домашним обстоятельствам». В сентябре был произведён в генерал-лейтенанты «с увольнением от службы, с мундиром и пенсией». Во время Гражданской войны бежал с дочерью Зинаидой в Болгарию. Умер в доме для престарелых, похоронен на Центральном Софийском кладбище.
Научная деятельность
Работы В. А. Мошкова посвящены изучению народного быта, языка, фольклора, народной медицины, музыки разных народов. Он собиратель этнографических предметных и иллюстративных коллекций, хранящихся ныне в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН в Санкт-Петербурге. Особенно значителен его вклад в гагаузоведение, основоположником которого он является.
Мошков обладал абсолютным музыкальным слухом, он проявлял живейший интерес к музыке, играл на флейте. Его музыкальные пристрастия нашли выражение в ряде специальных публикаций. Одна из его самых первых работ была посвящена исследованию народного творчества на материале русского народного пения.
Теория происхождения человека и цикличности истории.
В. А. Мошков создал оригинальную гипотезу об особенностях и путях истории человечества, которую изложил в двухтомной работе «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики», изданной в 1907—1910 годах в Варшаве. Автор представил историю народов и государств как непрерывный ряд циклов, продолжительность которых равна 400 годам. Один цикл, по его терминологии, составляет исторический год. Цикл, в свою очередь, подразделяется на два равных периода по 200 лет, первый из которых был им назван «прогонизмом» — стремление к «высшему типу», а второй — «атавистической» нисходящей. Каждый период цикла делится сначала на 100-летние части, а затем на два полувека. Столетия цикла имеют свой характер. В. Мошков дал им следующие имена: «золотой век», «серебряный век», «медный век», «железный век». Первая половина каждого века означает упадок, а вторая — подъём, за исключением последнего (четвёртого) века, представляющего «сплошной упадок».
Валентин Александрович Мошков — русский учёный-этнограф, историк, философ, музыковед. Военачальник, генерал-лейтенант. Член-сотрудник Императорского Русского… Развернуть
Научный сотрудник Национального центра научных исследований (Франция), преподаватель истории философии и библейских комментариев кафедры религиозных наук Высшей практической школы.
Научный сотрудник Национального центра научных исследований (Франция), преподаватель истории философии и библейских комментариев кафедры религиозных наук Высшей практической… Развернуть
Ганс Юрген Айзенк — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.
В молодости Айзенк увлекался астрологией и даже посылал гороскопы руководителям нацистской партии. Однако вскоре после их прихода к власти эмигрировал в Англию. Планировал поступить на физический факультет, однако требования к поступающим там оказались иными, чем в Германии, в результате чего он выбрал психологию. Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 по 1945 год работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 по 1955 год — заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955 по 1983 год — профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 год — почётный профессор психологии.
Ряд исследований Айзенка были восприняты как «шокирующие»; их темы, вполне нормальные для нацистской Германии, в Европе представлялись неприемлемыми. В частности, он исследовал психологические различия между представителями различных рас.
Основатель и редактор журналов «Personality and Individual Differences» и «Behaviour Research and Therapy». Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов, контингента солдат — групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии-интроверсии и нейротизма («Dimensions of Personality», L. 1947). В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами («The Scientific Study of Personality», L., 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения: для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же — быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным.
Необходимо отметить, что Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом — изначально они имели иное содержание.
В работе «Биологические основы индивидуальности» («The Biological Basis of Personality», Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности».
Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это — обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвёртом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента.
В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т. д. Так, в частности, было показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний — у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Также им были проведены многочисленные фактор-аналитические исследования различных психологических процессов — памяти, интеллекта, социальных установок.
На основе «трёхфакторной модели личности» Айзенк создал психодиагностические методики EPI («Manual of the Eysenck Personality Inventory» (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных — MMQ, MPI(«Manual of the Maudsley Personality Inventory», L., 1959).
Айзенк — один из авторов «трёхфазной теории возникновения невроза» — концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций («The Causes and Cures of Neuroses» (совместно с Rachmann S.), L., 1965); на основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности, одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность.Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916 г.) — английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 г. по 1945 г. работал в качестве психолога–экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 г. по 1955 г. он — заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955 г. по 1983 г. — профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 г. по 1997 г. — почетный профессор психологии.
Основатель и редактор журналов „Personality and Individual Differences“ и „Behaviour Research and Therapy“. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов, контингента солдат — групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различны и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии–интроверсии и нейротизма („Dimensions of Personality“, L. 1947). В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами („The Scientific Study of Personality“, L., 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсию–интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения: для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же — быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно–рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным.
В работе „Биологические основы индивидуальности“ („The Biological Basis of Personality“, Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк пришел к формулированию „трехфакторной теории личности“.
Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это — обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента.
В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний — у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Также им были проведены многочисленные фактор–аналитические исследования различных психологических процессов — памяти, интеллекта, социальных установок.
На основе „трехфакторной модели личности“ им были созданы психодиагностические методики EPI („Manual of the Eysenck Personality Inventory“ (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных — MMQ, MPI(„Manual of the Maudsley Personality Inventory“, L., 1959).
Айзенк — один из авторов „трехфазной теории возникновения невроза“ — концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций („The Causes and Cures of Neuroses“ (совм. с Rachmann S.), L., 1965); на основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность.
Ганс Юрген Айзенк — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста… Развернуть
Карелова Любовь Борисовна - кандидат философских наук.
В 1984 окончила Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, философский факультет. В 1990 защитила диссертацию на тему: «Философское учение Исиды Байгана (1685-1744) — основателя школы „сингаку“» в Институте философии РАН.
Научный сотрудник Сектора Восточных философий ИФ РАН.
Сфера научных интересов: история японской мысли.
Карелова Любовь Борисовна - кандидат философских наук. В 1984 окончила Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, философский факультет. В 1990 защитила… Развернуть
Яков Космич Амфитеатров (при рождении — Красин) — русский педагог и богослов; писатель. По материнской линии — племянник митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова), в честь которого и взял фамилию Амфитеатров.
Родился в семье причетника (позднее получившего сан священника) К. И. Красина в селе Высокое Кромского уезда Орловской губернии.
Начал обучение в Севском духовном училище, а с 1817 — в Орловском духовном училище; с 1819 года учился в Орловской духовной семинарии.
В 1825 году поступил в Киевскую духовную академию, которую успешно окончил в 1829 году, получив степень магистра богословия. Он был оставлен в академии «адъюнкт-профессором по классу церковного красноречия»; с 1835 года Я. К. Амфитеатров — экстраординарный профессор, с 1837 года — ординарный профессор академии. Был самобытным и талантливым профессором, имевшим влияние на студентов. Повлиял на разработку и направление гомилетической науки; в 1846 году в Киеве была напечатана его книга «Чтения о церковной словесности, или Гомилетика» (в двух томах) — 28 марта 1848 года император Николай I пожаловал автору инкрустированный бриллиантами перстень.
Полный курс гомилетики, по замыслу автора, должен был включать три части:
«О материи церковного собеседования»,
«О характере церковного собеседования»,
«О видах и родах поучений»;
завершены были первые две части.
Яков Космич Амфитеатров был одним из основателей академического журнала «Воскресное чтение», в котором было опубликовано около семидесяти его статей. В журнале «Маяк» опубликовал повести «Лёва Долина» (помеченная так: «писал Афанасий Иванов самовидец») и «Падающие звёзды», а также несколько рассказов. Им также были переведены письма святителя Иоанна Златоуста к диакониссе Олимпиаде.
В 1847 году в Киеве появилось первое издание сочинения Я. К. Амфитеатрова «Беседы об отношении Церкви к Христианам»[1], в дальнейшем неоднократно переиздававшееся.
В 1860 году редактор журнала «Филологические записки» А. А. Хованский напечатал статью Амфитеатрова «Заметки по всеобщей словесности» в первом номере своего издания.
Часть лекций Амфитеатрова по истории всеобщей словесности была напечатана в «Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской духовной академии» (Киев, 1869). Много писем и отрывков из лекций Амфитеатрова Я. К. приведено В. И. Аскоченским в его книге «Я. К. Амфитеатров, ординарный профессор Киевской Духовной Академии» (Киев, 1857).
Я. К. Амфитеатров скоропостижно скончался 8 (20) июля 1848 года. Похоронен в Выдубицком монастыре.
Яков Космич Амфитеатров (при рождении — Красин) — русский педагог и богослов; писатель. По материнской линии — племянник митрополита Киевского и Галицкого Филарета… Развернуть
Слава Лён (наст фам - Владисла́в Константи́нович Богати́щев-Епи́шин; род. 13 декабря 1937, Владимир) — русский поэт-квалитист, художник-нонконформист, философ-рецептуалист. Доктор географических, философских наук, искусствоведения. Профессор. Президент международной Академии русского стиха. Почётный академик Российской академии художеств.
В 1955 Лён поступил на филологический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова. Тогда же на филологический факультет поступили Венедикт Ерофеев (автор «Москва-Петушки»), будущие академики Сергей Аверинцев, Борис Успенский, переводчик Владимир Муравьёв и другие, ныне известные филологи.
В 1961 году окончил геологический факультет, а в 1966 — механико-математический. Окончил очную аспирантуру в Академии наук СССР. В 1966 защитил кандидатскую, затем — докторскую диссертации в СССР. Ещё три докторские степени honoris cauza Славе Лёну присудили в 1980-х годах европейские университеты, когда он начал (с 1978 года) издавать альманах NEUE RUSSISCHE LITERATUR в Австрии (Зальцбург, университет). Соредакторами были: проф. Роземари Циглер и проф. Георг Мейер. В 1970-х годах Слава Лён разработал концепцию Бронзового века русской культуры (1953—1989).
В 1955 Слава Лён создал в МГУ стиховую систему Квалитизма (1955—2011). Написал «Манифест квалитизма» и первую квалитическую книгу «Столбы за болотцем…» (1955 — 59). В школу поэтов-квалитистов в разное время входили: Венедикт Ерофеев, Анатолий Винник, Олег Елохов, Владимир Казаков, Георгий Недгар, Алексей Хвостенко и др. Квалитисты тесно сотрудничали со школами: Сосноры, «Верпы» (Хвостенко), фонетистов Кузьминского, Хеленуктов, НЛО Кари Унксовой, Строчковым, Левиным и др.
Создав в 1965 году «Башню на болоте», Слава Лён приступил к систематическому проведению «квартирных выставок» художников и чтениям стихов подпольными (неподцензурными) поэтами. Которые составили радикальную оппозицию подцензурным художникам- и поэтам-соцреалистам и конформистам.
В 1985 Славе Лёну была присуждена в Париже премия им. Владимира Даля за роман «Иноходец Миша Барышников» (жюри: Виктор Некрасов, Жорж Нива, Никита Струве, Михаил Геллер, Иловайская-Альберти).
В 1989 Слава Лён впервые выехал из СССР и работал как профессор русской литературы, русского искусства, русской истории в Европе и США все 1990-е годы. В 1993 с Бродским и Уфляндом он организовал в Нью-Йорке международную Академию Русского Стиха (Нью-Йорк — Париж — Санкт-Петербург — Москва). В 2001-м Слава Лён вернулся в Россию, соруководит с Виктором Соснорой международной АКАДЕМИЕЙ РУССКОГО СТИХА. Слава Лён работает также с Российской академией художеств, а также с Театрами Виктюка, Погребничко, Любимова. С последним он сотрудничал — в официальной должности заведующего литературной частью Театра на Таганке — в 2006—2007 гг.
Живёт в Москве, Санкт-Петербурге и в своём новом имении Будимирове (Тверская обл.)
Слава Лён (наст фам - Владисла́в Константи́нович Богати́щев-Епи́шин; род. 13 декабря 1937, Владимир) — русский поэт-квалитист, художник-нонконформист, философ-рецептуалист.… Развернуть
Стивен Батлер Ликок — канадский писатель и экономист. Имел учёную степень доктора философии.
Молодость
Родился в Англии. Переехал с семьей в провинцию Онтарио (Канада) в 1876 в возрасте шести лет. Воспитывался матерью, так как отец был алкоголиком и вскоре ушёл из семьи. Посещал частную школу в Торонто, где был лучшим учеником. Был школьным учителем, пытаясь заработать деньги на жизнь и обучение. Закончил колледж Верхней Канады и Торонтский университет (1891), получил степень доктора экономики и политических наук в Чикагском университете (1903).
Академическая карьера
Разочаровавшись в учительстве, он начал посещать занятия в Чикагском университете, где в 1903 году получил докторские степени по дисциплинам политологии и политэкономии. С 1901 преподавал в Макгильском университете (Монреаль), в 1908—1936 возглавлял там же факультет экономики и политических наук. Автор работ по политической экономии, по истории Канады и Англии. В частности, им созданы исторический очерк «Монреаль: морской порт и город» (Montreal: Seaport and City, 1942), монография по политологии «Наша Британская империя» (Our British Empire, 1940), биография Ч. Диккенса (1933), труды по экономике, географии, образованию и литературной критике.
Литературная деятельность
Ликок широко известен абсурдистскими, юмористическими и сатирическими произведениями. Первый писательский опыт — студенческая газета. Ликок писал короткие рассказы для поддержки своего финансового состояния, однако рассказы вскоре принесли ему много больше того, чего он ожидал. В период 1915 по 1925 годы он был одним из самых популярных англоязычных писателей. Его талант часто сравнивают с Марком Твеном и Джеромом К. Джеромом.
В своих коротких рассказах писатель изображал нравы канадских провинциальных городков, предрассудки и условности буржуазной морали, рассказывал о системе выборов в США, английском парламентаризме в юмористическом свете. Тематика прозы Ликока многообразна, наиболее известны его юмористические рассказы. В числе лучших — первый сборник, Литературные кляксы (Literary Lapses, 1910). Опубликовал полухудожественные, полукритические эссе «Юмор, как я его понимаю» (1916), «Юмор, его теория и техника» (1935), «Юмор и человечество» (1937), «Как писать» (1944). Другие примечательные образцы жанра — «Чепуховые романы» (Nonsense Novels, 1911), «Смешливые этюды маленького городка» (Sunshine Sketches of a Little Town, 1912), «Путешествия с праздным богачом по сельским местам» (Arcadian Adventures with the Idle Rich, 1914) и «Мой чудный дядюшка» (My Remarkable Uncle, 1942).
Всего Ликок издал 61 книгу. В 1946 в Канаде учреждена премия имени Ликока за лучшее юмористическое произведение (лауреаты отмечаются медалью им. Ликока). Произведения Ликока переведены на болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский и русский языки.
Стивен Батлер Ликок — канадский писатель и экономист. Имел учёную степень доктора философии. Молодость
Родился в Англии. Переехал с семьей в провинцию Онтарио (Канада) в… Развернуть
Эмиль Литтре , полное имя Эмиль Максимильен Поль Литтре — французский философ-позитивист, историк, филолог и лексикограф, наиболее энциклопедичный из всех французских учёных после Дидро; составитель знаменитого «Словаря французского языка» (Dictionnaire de la langue française), более известного как «Словарь Литтре» (Dictionnaire Littré).
Сын морского артиллериста, большого вольнодумца, окончил курс медицинской школы, но, оставшись после смерти отца опорой семьи, стал для приобретения средств к жизни давать уроки латинского и греческого языков.
Во время июльской революции 1830 г. сражался на баррикадах. Был сотрудником «Le National» Карреля и «Revue des Deux Mondes». Издание первого тома сочинений Гиппократа (1839) сразу создало Литтре репутацию первоклассного ученого; в том же году он был избран членом Академии надписей. В это же время он познакомился с тpyдами Огюста Конта, чтение которых, по собственному его признанию, составило «поворотный пункт в его жизни».
Он сблизился с Контом, решил популяризировать его идеи в целом ряде статей, а в то же время продолжил издание Гиппократа (до 1862 г), издал «Historia naturalis» Плиния, после 1844 г. заменил Фориеля в комитете по изданию «Histoire littéraire de la France». Во время революции 1848 г. он боролся против крайних партий. Его статьи, за это время помещенные в «National», были им собраны и изданы в 1852 г. под заглавием «Conservation, Révolution et Positivisme». В последние годы жизни Конта Литтре несколько отдалился от Конта, не разделяя его новых взглядов.
После смерти Конта Литтре изложил свой взгляд на позитивизм в «Paroles de Philosophie Positive» (1859) и более подробно в «Auguste Comte et la Philosophie positive» (1863). Здесь он выводит идеи Конта из учений Тюрго, Кантa и Сен-Симона и делает оценку его философии. Метод Конта Литтре горячо защищает от нападок Джона Стюарта Милля, но скептически относится к его «религии человечества».
С 1867 г. Литтре издавал вместе с Вырубовым журнал «Philosophie positive». С 1863 г. Литтре занялся составлением большого словаря французского языка, помогал ему в этом Марсель Бернар Жюльен. В том же году он выставил свою кандидатуру во французскую академию, но был отвергнут, так как слыл за главу французских материалистов. После падения империи он по приглашению Гамбетты читал лекции по истории в Бордо. В декабре 1871 г. Литтре был избран членом Французской академии, несмотря на усиленную оппозицию Дюпанлу.
Словарь Литтре был закончен в 1873 г. Избранный пожизненным сенатором, Литтре написал несколько статей в защиту республики. В 1879 г. он перепечатал свою книгу «Conservation, Révolution et Positivisme», приложив к ней категорическое отречение от многих доктрин Конта, и издал небольшой трактат «Pour la dernière fois», в котором выражал свою неуклонную верность материализму.
Когда стало ясным, что старику Литтре осталось жить недолго, жена и дочь его, ревностные католички, приложили все старания, чтобы обратить его в свою религию. Литтре имел долгие свидания с патером Мильерио, знаменитым контроверсистом; но представляется весьма невероятным, чтобы Литтре на самом деле изменил свой образ мыслей. Похороны его были совершены по католическому обряду.
Эмиль Литтре , полное имя Эмиль Максимильен Поль Литтре — французский философ-позитивист, историк, филолог и лексикограф, наиболее энциклопедичный из всех французских учёных… Развернуть
Американский адвокат, коммерсант, издатель, писатель, переводчик, а также оккультист. Известен под литературными псевдонимами Терон Дюмонт, Йог Рамачарака и другими.
Родился в Балтиморе, Мэриленд, 5 декабря 1862 года. Работал в торговле с 15 лет, вероятно, помогая отцу. Начал деловую карьеру в 1882 году, в 1884 был принят в коллегию адвокатов Пенсильвании.
Аткинсон увлёкся идеями движения Новое мышление, которые помогли ему преодолеть упадок сил, вызванный переутомлением и стрессом. Переехав в Чикаго, участвовал в издании ряда журналов, писал статьи и книги. Во время последующей карьеры писал и публиковался не только под собственным именем, но и под различными псевдонимами. Неизвестно, признавал ли он авторство этих работ, но публиковались они издательствами, имеющими общий адрес, и в журналах, редактором которых был сам Аткинсон.
Перевёл с французского языка книги спиритиста А. Кардека "Книга Духов" и "Книга Медиумов".
В 1890-х увлёкся индуизмом, после 1900 года посвящал значительные усилия распространению йоги и восточного оккультизма. Никаких свидетельств о поездках Аткинсона в Индию или о его общении с учителями йоги в США не сохранилось.
Скончался 22 ноября 1932 года в Лос-Анджелесе, Калифорния.
Считается автором 105 работ. Наиболее известные: Рамачарака «Миросозерцание индийских йогов», «Мистическое христианство», Аткинсон «Закон привлечения и сила мысли».
Американский адвокат, коммерсант, издатель, писатель, переводчик, а также оккультист. Известен под литературными псевдонимами Терон Дюмонт, Йог Рамачарака и другими.… Развернуть
Родился в семье железнодорожного рабочего, в молодости переехавшего в Сибирь из Тамбовской обл. Мать, Нарубин (Нарубень) Анна Яковлевна, белоруска, родом из деревни Мушино Дриссенского уезда Витебской губернии.
В 1919—1927 семья Сартаковых жила на таёжной заимке, где у детей не было возможности посещать школу, и в 1924 году Сергей сдал экзамены за школьный курс экстерном.
В 1928 году Сартаковы переехали в Минусинск, где Сергей устроился на работу в артель столяром и по совместительству счетоводом. Окончил заочные Высшие счётно-финансовые курсы СОНО по фабрично-заводскому счетоводству.
В 1931—1933 служил в РККА начальником счётно-финансового сектора УВСР (участка военно-строительных работ) № 17 на советско-китайской границе. Вернувшись в Минусинск, поступил на работу бухгалтером в трест «Севполярлес», который уже в 1935 перевели в Красноярск.
С 1934 по 1957 живет сначала в Енисейске, а затем в Красноярске. Разнообраные и яркие впечатления от жизни в тайге, полной приключений, знакомства с охотниками, промысловиками — людьми подчас трудных и драматичных судеб, их рассказы и бывальщины — подтолкнули Сартакова к мысли о писательской работе.
В 1938 опубликовал первый рассказ. В 1946 принят в СП СССР.
В 1958 переехал в Москву. Депутат ВС РСФСР 5-го созыва (1958—1962). Почётный гражданин Красноярска (1975). Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
В 1934 в газете «Енисейская правда» появилась его первая публикация — фельетон «Странная комбинация». Он начал сотрудничать (1934-39) в газете «Красноярский рабочий», «Красноярский красноармеец», но в основном в «Енисейской правде». Там он публиковал заметки, корреспонденции, репортажи, интервью, фельетоны — то, что называют газетной текучкой или газетной мелочью. Первый же настоящий рассказ — «Алексей Худоногов» — появился в 1938 в «Сборник начинающих писателей Красноярского края». Первая книга подтем же названием («Алексей Худоногов») появилась в 1945. Множество приключенческих сюжетов, отложившихся в памяти Сартакова с юношеских лет, когда он слушал бывальщины и небывальщины у таежных костров, заставали его обратиться к детской приключенческой литературе — так появилась повесть «По Чунским порогам» (1946), получившая премию на Всесоюзном конкурсе Детгиза. В 1947 вышел первый сб. рассказов «Село далекое», в 1951 — первая большая книга «Каменный фундамент», в 1952 — повесть «Плот идет на север». Все эти вещи насыщены добротным жизненным материалом — в них множество людей, историй, необычных судеб — они тесно связаны с тем же материалом суровой действительности, что сначала прошел своего рода «обкатку» в газетных заметках, очерках и этюдах.
В своих первых книгах, особенно в «Каменном фундаменте», Сартаков был писателем сугубо современным — он писал по горячему следу. Алексей Худоногов — рабочий лесопильного завода, но в то же время и таежный житель, охотник, следопыт. У писателя была мысль соединить эти ипостаси — заводское и таежное, а по сути, заводское и крестьянское. Тем был в свое время и интересен этот характер. Возникает в повести и война, что большая редкость у Сартакова, поскольку тягот войны он не испытал. Во всяком случае, он строил свою повесть как романное произведение, где присутствуют и завод, и крестьянство, и война, а в образе раненого художника — и проблема творчества.
От «Каменного фундамента» отдельные нити протянулись и в другие произведения Сартакова, в т.ч. и в поздние — так, например, в «Свинцовом монументе» вновь возникает образ художника. Раздумья писателя о современности стали основой повестей «Горный ветер» (1957), «Не отдавай королеву» (1960) «Медленный гавот» (1967). Интересно, что повести написаны от первого лица. В «Горном ветре» это 19-летний Костя Барбин и его друзья, а в др. двух они на 3-4 года старше. Сейчас повести кажутся устаревшими по своей проблематике («психоз высшего образования»), но в свое время они, возможно, благодаря чутко подмеченному молодежному языку, а также метко схваченным деталям быта и учебы, имели своего, в т.ч. и молодежного читателя.
Наиболее крупным произведением по охвату жизни Сибири — от дореволюционных до послереволюционных лет — стало широкое полотно «Хребты Саянские». Сартаков знакомит читателя с исторической обстановкой конца 1890-х. Это годы интенсивной, подчас хищнической капитализации Сибири. В Сибири возникает и развивается рабочий класс. Отец Сартакова был рабочим-железнодорожником на прокладке Транссибирской железнодорожной магистрали. Возможно, его рассказы послужили, в свое время, основой многих сцен в романе, где идет речь о великой железной дороге. Однако в гораздо большей степени Сартаков выступает в «Хребтах Саянских» как историк и даже историк-архивист. Его книга насыщена богатым историческим материалом. Он создал целую галерею лиц — рабочих, профессиональных революционеров, охотников-промысловиков, интеллигентов, принадлежавших к разных партиям. Но в центре произведения — судьбы нескольких рабочих семей; именно они и создают, по мнению Сартакова, хребет Сибири.
«Хребты Саянские» — наиболее крупное произведение Сартакова, но, по-видимому, запас материала, наблюдений, раздумий был так велик, что он вновь вернулся к тематике «Хребтов Саянских» в 2-томном романе «Философский камень» (1971). В нем он продлил действие «Хребтов Саянских» в годы
Гражданской войны и в годы строительства социалистической Сибири. Однако большой и разноплановый материал не обрел надлежащей худож. формы. Критика и прежде указывала Сартакова на главный недостаток его манеры — неслаженность и хаотичность композиции, отсутствие сфокусированности и целеустремленности действия.
Сартаков принадлежит к числу писателей, быстро уходящих в прошлое,— он отдал полную дань существовавшим в его время канонам. В романе «Свинцовый монумент» он показал, как художник подчинил свое творчество требованиям партии. Это же с полным правом и гордостью Сартаков говорил и о себе. Нередко несомненный талант спасал его — особенно в ранних книгах, где есть семейный очаг, людские радости и беды, где есть непосредственность, где еще не иссушили талант иллюстративность и тезисность.
Родился в семье железнодорожного рабочего, в молодости переехавшего в Сибирь из Тамбовской обл. Мать, Нарубин (Нарубень) Анна Яковлевна, белоруска, родом из деревни Мушино… Развернуть
Тахтамышев Владимир Григорьевич — специалист по религиоведению; доктор философских наук, доцент.
Родился в поседлке Тацинском Ростовской области. Окончил философский факультет РГУ (1976). Работал преподавателем кафедры научного коммунизма Новочеркасского политехнического института и Российского института народного хозяйства (1976—1986). С 1986 преподаватель кафедры философской религии философского факультета РГУ; с 1992 — доцент.
Кандидатская диссертация — "Противоречивость форм общественного сознания (на примере религиозного сознания)" (1990);
докторская диссертация — "Библейская идеология: система универсального практического мировоззрения" (2000).
Разрабатывает проблемы сущности и формы идеологии, природы религиозного сознания, формирование идеологии современной России, истории русской религиозно-философской мысли. Опираясь на методологические принципы компаративистики, он на материале истории европейской философской и иудео-христианской традиции многосторонне обосновывает тезис о формирующемся в Новое время в Западной Европе светском мировоззрении как результате трансформации религиозного постижения действительности.
Тахтамышев Владимир Григорьевич — специалист по религиоведению; доктор философских наук, доцент. Родился в поседлке Тацинском Ростовской области. Окончил философский… Развернуть