Больше рецензий

Decadence20

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июля 2017 г. 21:03

282

5 По следам человека с бабочками и своего прошлого.

Я размышлял об архивах, которые постепенно накапливаются в нас: люди, увиденные лишь однажды. Те, кого мы боялись по дороге в школу. Наши увлечения. Друзья детства. Люди, которых нам хотелось бы повидать. Люди, которых мы обещали навестить, но к которым не приехали. Люди, всегда встречавшиеся нам неожиданно. Люди, которые появлялись по прошествии многих лет, становились лучшими друзьями и исчезали вновь. Люди с фотографий в газетах. Люди на эскалаторах, в окнах автобусов. Друзья по переписке. Одноклассники и однокурсники. Дальние родственники, о существовании которых мы не знали. Приветливые официанты в заграничных путешествиях. Лица без имен. Люди, которых мы хотели бы забыть. Люди, которые забыли нас.

Я не стану предлагать вам чай или кофе. Нет, ни за что. В любое другое время - пожалуйста, но только не сейчас. Здесь к месту придется, пожалуй, коньяк. Потому как "наждачкой" автор прошелся по душе как следует. С финской размеренностью, спокойной обдуманной настойчивостью и многомыслием. Возникало ли у вас хоть однажды ощущение, будто вы никак не можете ухватить воспоминание о чем-то очень для вас важном? Вы уверены, что знаете, силитесь вспомнить, но в какой-то момент эта почти прозрачная связующая нить рвется и вы возвращаетесь к самому началу... Через какое-то время попытка повтряется, но итог тот же.

Автор, мягко говоря, не разочаровал. Книга очень тонкая и глубокая, полная жизни и смерти, потери части прошлого и найденных воспоминаний. Много психологической составляющей, сожалений о невозможности вернуть что-то или кого-то, это путешествие по закоулкам своей души. И это всё ещё  кровоточащее сердце под затянувшейся раной снаружи.

Хельсинки. В апреле 1991 года мужчина средних лет получает письмо, в котором сообщается о получении им наследства от некоего Генри Ружички - дом с садом и деньги, как пояснила душеприказчица. И всё бы ничего, вроде совсем нет ничего необычного. За исключением одной детали - имя умершего абсолютно ни о чем не говорит наследнику. Кто такой этот Генри Ружичка? Откуда? И почему завещал всё именно ему? Здесь и начинается путешествие в прошлое. Для начала имеет смысл побывать в доме покойного. Увидеть, как он жил и чем занимался, а, главное, попытаться отыскать хоть какую-то ниточку, указывающую на какую-то связь между этими двумя людьми.

Сад в запустении, дом - тоже. Ничего примечательного: маленькая кухонка, четыре комнаты, одна из которых - библиотека с сотнями книг на разных языках, посвященных одной теме - бабочкам. А в другой комнате - огромная многолетняя коллекция бабочек, очень красивых и редких. Ящики письменного стола долгое время скрывали шкатулку, внутри которой лежал белый лоскуток ткани с засохшим пятном крови на нем, а также письма от женщины по имени Анна Принц. Она могла бы помочь распутать этот клубок, стало быть нужно отправляться в Пирну, через Берлин и Дрезден...

Следующий виток путешествия - море...

...можно ли вдали увидеть море. Действительно, облака и дымка, застилавшая горизонт, время от времени принимали такую форму, что казалось, они и вправду стоят над морем, где гуляют водные вихри, а горные вершины превратились в туманные острова, возвышающиеся среди волн и ощетинившиеся своими острыми пиками.

А дальше - деревня Гарда на западном берегу озера с тем же названием, отель, где раскрывается тайна содержимого шкатулки, оборачиваясь настоящей драмой...

Одиночество - это состояние между любовью и пустотой, кусое белой материи...

В завершении своих поисков прошлого остается поехать в Анкону, а оттуда - на Крит, порт Ханья, гора Ида и город Агиос-Николаос. Здесь круг замыкается, и по крупицам воедино собирается то, что осталось от Ружички.

Его следы были везде. Человек не исчезает. След, оставленный им, вечен.

А путешествие по его следам оборачивается тем, что появляется возможность достать из глубин памяти самое важное, хоть и самое болезненное. Вдруг оказывается, что, став обладателем чужого дома и чужих вещей, на самом деле в руках появляется ключ к своему прошлому.

Может быть, реальность родилась именно сейчас, когда я написал эти слова, или же реальность – это какой-то итог всего виденного и слышанного, вечно изменяющийся, находящийся в постоянном движении, ежедневно обретающий новую форму…

Если скажу, что эта история увлекла меня с первых строчек, то сознательно солгу. Нет. Был также момент, когда хотелось закрыть книгу и взяться за какую-нибудь другую. Как хорошо, что я этого не сделала. Теперь у меня есть частичка того бесценного, что автор запрятал в своем произведении. Во время чтения несколько раз ловила себя на мысли о том, что эта книга очень перекликается с написанной Милорадом Павичем - "Ящик для письменных принадлежностей". И никакой суеты, никакой бесчисленной череды событий, с бешеной скоростью сменяющих друг друга. Здесь жизнь каждого - словно под увеличительным стеклом. Множество мелочей, которые на поверку оказываются очень значимыми.

Рекомендую, но не всем. Созерцание бытия и многолетние попытки отыскать жизненно важное, чтобы появилась возможность понять саму жизнь. Для меня, пожалуй, эта книга станет открытием года.

картинка Decadence20

"Скандинавский июль"

Открытие 2017 года

Книга прочитана в рамках игры "Охота на снаркомонов 2017"

В рамках клуба КЛРС

Комментарии


Бабочки, море и ...финский коньяк)
какай хороший вечер))


Да, вечер был неплохой)


От Павича остались самые приятные воспоминания...наверное эту книгу хорошо читать полностью расслабившись, где-то в гамаке в саду, и чтобы бабочки летали...) а для настроения я бы попробовала не коньяк, а горячий шоколад с ликером. Книгу обязательно прочту, спасибо!


Анют, наверное я запутала тебя коллажем: не для гамака эта книга и вряд ли подойдет горячий шоколад... Расковыривает душу автор, но неспешно. Легкости можно не ждать, несмотря на отсутствие динамики и прочих моментов. Роман затягивает, но иначе...
Всегда пожалуйста! Буду очень рада, если оценишь по достоинству)


Сравнение с Павичем плюс автор скандинав плюс на входе наливали и вуаля книга в хотелках;)


Спасибо, Настен, я очень рада)
Но предупрежу, что поначалу, пока еще части мозаики были разбросаны, показалось скучноватым)


Ничего, иногда через начало стоит продраться)


Да, это как раз тот самый случай)


Красивая картинка и отзыв.)


Спасибо, Натуль)


Пожалства)


Это маг реализм?


Нет, Юль. Просто роман выстроен вокруг метафоры засушенной бабочки: наши воспоминания - как бабочки, пойманные и проткнутые булавкой


Фуф, тогда можно забирать))


Забирай)


Таинственное наследство, старинный дом с садом, бабочки , письма... беру не глядя :)


Спасибо!) как там продвигается Ибсен?)


Прочитан, я тебе там комментарий написала, сама рецензию писать не буду, не люблю на короткие произведения писать рецки, только если какая-нибудь из игр не обязывает :)


Интересно написала и какая ассоциация необычная с Павичем) Для меня они совершенно разные, но подумать стоит об этом.
Вот эта созерцательность и финская неспешность меня очень импонируют здесь и интересно наблюдать как шаг за шагом складываются все пазлы.


Ассоциация с Павичем появилась не в плане жанра, а из-за некоей потрясающей внимательности к мелочам, к рассмотрению предметов и людей "под увеличительным стеклом") очень нравится этот прием) как Павич разбирал ящик, так и в этой книге шаг за шагом изучался дом, письменный стол)

Вот эта созерцательность и финская неспешность меня очень импонируют здесь и интересно наблюдать как шаг за шагом складываются все пазлы.

Подписываюсь под каждым словом!) вообще, книга очень сильное впечатление произвела, я даже не ожидала)


а как ты на неё вышла ? Кто-то посоветовал ?) Я совершенно случайно наткнулась на рецензию чью-то и заинтересовалась и была очарована манерой автора( но я уж говорила тебе)


Набирала в поисковике "лучшие произведения скандинавских авторов" и среди прочих была эта книга) да, я помню) надо будет поискать, может еще что-то замечательное есть у этого автора)


я не нашла, если ты найдешь -говори)


Вот такую информацию пока нашла:

Его первый роман «Kaksi kertaa kadonnut» («Дважды потерянный») вышел весной 1999 г. За роман «Tule risteykseen seitsemältä» («В семь часов на перекрестке») он получил премию Большого литературного общества (2001), литературную премию Фонда ОЛВИ (2002). Дважды номинировался на Национальную литературную премию «Финляндия» с романами «Elena» («Елена») и «Katoamispiste» («Точка исчезновения»), а в 2007 г. «Perhoskerääjä» («Собиратель бабочек») был номинирован на премию Рунеберга. Романы «Елена» и «Собиратель бабочек» переведены на немецкий язык.

так все здорово) еще бы в электронке было.
Я тут недавно искала одну книгу у Энн Тайлер, она переведена еще в 80-хх годах, но её нет ни в электронке, ни по библиотекам. Единственный экземпляр в областной библиотеке в отделе Редкой книги)


Ничего себе...


Как всегда очень поэтично!
Вот бывают, да, такие книги, которые хочется бросить на полпути, но делать этого не стоит. Действительно, хорошо, что ты решилась дочитать и в результате получила своё море эмоций :)


Спасибо, Юлечка)
Здесь действительно было желание закрыть книгу и взять другую, но что-то останавливало. Значит неспроста) ведь обычно, когда книга не твоя, ничего не останавливает, то есть не срабатывает шестое чувство, а тут случилось) и я очень рада, что так получилось)


И я рада за тебя! :) Сама я так уже не делаю. Если книга не идёт, то не буду читать дальше. Впрочем, у меня изначально строгий отбор :))


У тебя да, отбор с помощью пулевых диаграмм))


Потому что уже некогда тратить время на кота в мешке :)) Они ведь и так время от времени прорываются :)


Тоже верно) но ведь не прочитаешь - не узнаешь)


С одной стороны, да, а с другой - уж если мне сразу совсем не нравится, то надежды на чудо практически нет :)